Опера |
6+ |
Ален Маратра |
15 октября 2022 |
2 часа 10 минут, 1 антракт |
Сергей Сергеевич Прокофьев был человек требовательный; как ставить «Любовь к трем апельсинам», имел ясные представления; поправок не терпел, обид не спускал. В дневнике подробно записывал: «Бой поставлен вяло и несмешно, ритм совсем не схвачен. «…» Придумать для каждой группы жесты — это было, конечно, выше его сил и разумения. Слава Богу, слушался всего, что я ему говорил. «…» Я ему предоставил carte blanche — делай что хочешь, лишь бы весь хор бегал как сумасшедший».
Дело было в Чикаго в 1921 году — и режиссер, по правде сказать, был не ахти. К постановке Радлова в Мариинском несколько лет спустя претензий у композитора нашлось намного меньше (даже в восторге пребывал, хотя замечания все-таки сделал). «А если бы Прокофьев к вам заявился?» — спрашиваю француза Алена Маратра, который сейчас ставит в Мариинке «Апельсины». Здесь это его второй спектакль; первый, «Путешествие в Реймс», получил в прошлом году «Золотую маску». «Я был бы счастлив! Он хотел, чтобы жизнь била ключом! Музыка полна жизни, энергии. Эта опера — как кино, как мюзикл! Смешные персонажи, забавные злодеи. И я хотел работать именно с солистами Академии молодых певцов — они очень живые».
Тогда, в Чикаго начала 1920-х, Прокофьеву пришлось сражаться даже за плевок Принца (по определению Труффальдино, пахнущий «старыми, гнилыми и вонючими рифмами») — плевок отменили, чтобы «чикагских ипокритов не шокировать». «Вы-то плеваться будете?» — спрашиваю Андрея Илюшникова, который репетирует роль Принца. «Как у Прокофьева, все по-честному», — обещает тенор. «Режиссер много сам показывает?» — «Много. На первом месте актерская игра. Персонаж, настроение. Движения, мимика. И еще действие будет идти в зале, Маратра стремится публику втянуть в представление».
Идет репетиция. Маратра кричит: «Слава! Слава!» — что означает «слова не слышны». «Комики и Трагики, выходите! Чудаки, уберите свои телефоны!» Трагики и Комики толпятся в зале, в проходах. Одни поют: «Трагедий, трагедий, высоких трагедий, философских решений мировых проблем». А другие: «Комедий, комедий, бодрящего смеха!» Из ложи откликаются Лирики: «Драм, лирических драм!» Такие слова грех не пропеть отчетливо. Тем временем Чудаки носятся по ярусам и безрезультатно пытаются поднять занавес на сцене. «Как вам работается с Маратра?» — спрашиваю Эдуарда Цангу, злодея Леандра. «Он из оперных артистов делает драматических. Мы с ним вместе ищем. После «Реймса» мы стали незажатыми».
Итого: раскованные солисты в возрасте до тридцати, беготня в зале, да прибавьте еще к этому 120 шляпок парижской модистки Грегории Ресио — очевидно, на новых «Апельсинах» не соскучишься. «Маратра добивается живых человеческих реакций», — говорит Екатерина Шиманович, а ее человеческие реакции дорогого стоят: она — Фата-Моргана.
Прекрасная опера, великолепная постановка. Прокофьев и Мейерхольд, думаю, были бы довольны. Если у вас опера ассоциируется с кучкой тучных людей, стоящих как столбы и поющих длинные арии, в которых ни слова не разберешь, этот спектакль - отличная возможность расстаться со стереотипами. Динамичное действо охватывает весь зрительный зал. То Чудаки мимо проскачут, то Смеральдина на колени плюхнется. Все по-прокофьевски легко и очень смешно, без грамма пошлости и фиглярства. Отдельно порадовали великолепные костюмы. Если уж совсем придираться, то у некоторых героев голоса могли быть и помощнее, зато Король пел минимум за троих. В общем, очень рекомендую.
Про данную оперу ни читали и отзывы не узнавали, пошли потому, что хотелось провести вечер в театре. Я и супруга не являемся театралами или сильной любви к театральному искусству не испытываем. Но после этой оперы «любви к искусству» точно меньше. Оценить данную постановку могу только так - «какой то бр…д» с ужасной постановкой. Актеры играют средне, декорации посредственные, сюжет для нормального человека точно будет очень странным, юмор практически отсутствует как и сопереживание за персонажей. Очень очень плохая постановка