Драматический |
16+ |
Лилия Загорская |
14 мая 2004 |
1 час 5 минут, без антракта |
Подвал на задах дома Станиславского — место, хорошо известное в узких кругах. В тех кругах, где понимают с полунамека вычурный сценический язык Юрия Погребничко с его недосказанностью и цепью ассоциаций, взывающих к общим воспоминаниям. Тридцатилетней давности пьеса Людмилы Петрушевской для этого театра — повод подмигнуть своим: «А помнишь?» Маленькая сцена театра превращена в лестничную клетку (сетчатая шахта лифта, обшитая дерматином дверь, обшарпанные стены). На этой лестничной площадке люди задерживаются в исключительных случаях — ключи забыли или целоваться больше негде. Но в спектакле актрисы и режиссера Лилии Загорской между лифтом и дверью успевают познакомиться, исповедаться, поссориться и помириться. Она — неюная недотепа в беретике и ботах. Они — двое музыкантов, исполняющих «в основном Шопена», в форме, смутно напоминающей белогвардейскую. Действо припорошено ностальгией по семидесятым: «тако-о-го снегопа-а-да, такого снегопада…» проходит красной нитью через весь спектакль, в какой-то момент под потолком начинает крутиться зеркальный дискотечный шар и герои принимаются сосредоточенно имитировать танцы тех времен. Все, включая эти танцы, производится неторопливо, колоритнейшие тексты Петрушевской звучат без интонаций, ровными тихими голосами и с длинными паузами. Герои так и не перешагнули порога дома, остались на пограничном необжитом пятачке лестничной клетки. Почти под потолком подвешен стол, сверкающий бокалами. Он не опустится вниз, женщина и двое мужчин не сядут за него, а тихо разойдутся после часа разговоров на лестнице — вероятно, навсегда.
Я понимал, что театр "Около" очень странный и по большей части там либо постановки без сюжета, либо лютый трэш. Поэтому я постарался выбрать самую "нормальную" постановку без шизы и безумия (как я наивно полагал) и остановился на, когда-то номинировавшейся на Золотую Маску, "Лестничной клетке". Не понравилось абсолютно всё. Герои разговаривают в отстраненной манере, как в фильмах Киры Муратовой, монотонно и, зачастую, без выражения произнося свои односложные фразы. Сайт театра называет это "уникальным творческим методом режиссера", но как по мне, это просто крайне неудачный прием. О каком-то сопереживании или об оценке игры не может идти и речи, ведь актеры, благодаря "уникальному творческому методу", предстают перед нами какими-то кукольными неестественными болванчиками. Само повествование порой прерывается на танцевальные паузы под старые советские хиты, во время которых на сцену просто выходит ещё какой-то посторонний актер, не участвовавший ранее в спектакле, начинает делать нелепые телодвижения, а потом просто уходит. В общем и целом, никогда не видел ничего более пустого и нелепого чем данный спектакль. Сама пьеса Петрушевской тоже (если её не обрезали), видимо, какая-то невероятно бессмысленная, со слабыми недоработанными персонажами. О чем данный спектакль мне понять не представляется возможным. Кто-то в отзывах писал, что якобы это про ностальгию по ушедшей советской эпохе. Я ностальгии не увидел совершенно. Единственная хорошая сторона "Лестничной клетки" - это её продолжительность в 65 минут. Недоумение не успевает смениться на озлобленность, вжух, и спектакль уже закончился. Кто-то в зале при этом отчетливо произнес: "Что, все?". Оценка 3 из 10.
Настоящий лифт, лари с картошкой и картины грузинского художника чудесны, но танцев и песен мало, много говорят, и мысли женщин обезумевших от феминизма, познавательны, но скучны и утомительны. Лучше бы с самого начала на сцене появлялась с танцами Элен Касьяник, а ищущих любви героинь, два офицера должны были убрать в ларь с картофелем. Ну и водка, ныне удивительно дешевый напиток для масс, в этом спектакле все портит, В СССР она хоть что то стоила, ныне виду бутылки радуются наверно лишь совсем уж нищеброды.