Опера |
12+ |
2 часа 45 минут, 2 антракта |
11 октября мы были на оперном спектакле «Леонора». Очень понравилось. Действие держит в напряжении до самого конца. Очень ярко показан контраст темного и жуткого мира тюрьмы и светлого и чистого чувства любви. Хочется отметить нежность и лиричность музыки Бетховена и прекрасные голоса исполнителей. С наслаждением слушаются дуэты Марселины и Леоноры, Леоноры и Флорестана. Нельзя не улыбнуться, глядя на незадачливого жениха Жакино или сцену выдачи зарплаты. Но сцены тюремной действительности, жестокой, страшной, темной возвращают нас к действительности – перед нами именно трагедия. И конечно накал страстей нарастает к моменту гибели заключенных, еще недавно робко надеявшихся на освобождение, уповая на милость всесильного Бога, и смерти самих главных героев. Действие перенесено в двадцатый век, но с сожалением мы понимаем, что жестокость тирании существовала всегда и всегда гибли невинные. Но существует и высший суд. В постановке – это самая величественная сцена, когда все действующие лица в «сверкающих белых одеждах» собираются вместе, чтобы наказать зло и воспеть хвалу преданной любви, которая все равно побеждает. Влюбленные снова вместе, как когда-то в молодости, счастливые и беззаботные.
Бетховен не так много опер написал, а точнее - одну-единственную. Она пережила несколько редакций автора, ибо премьеры первых провалились. Лишь с третьего раза спустя лет 10 с первой постановки публика смогла принять и оценить эту оперу "Фиделио". Но в этом театре поставили именно "Леонору" - это название первого варианта, несокращенного, полностью отображающего изначальный замысел Бетховена. Его практически никогда не ставят - традиционна третья редакция.
Так как я не видела "Фиделио" и сравнивать редакции не могу, то поверю аннотации - "Леонора" длиннее и объёмнее, персонажи лучше раскрыты.
Сюжет Бетховен бы простой не выбрал - это очевидно. Революция, диктаторы, политзаключенные, тюрьма, любовь, самопожертвование, переодевание (Леонора - сестра шекспировской Виолы).
И безусловно, очень интересные и яркие роли, которые замечательно сыграли актёры - вокал даже и не берусь судить. Вроде бы даже "маленькая" роль Жакино (Василий Гафнер) ярка, чего уж говорить о самой Леоноре (Татьяна Федотова) и о том же Пизарро (Алексей Морозов).
Ну, и гениальная, бушующая музыка Бетховена. Собственно, уже больше и говорить ничего бы и не надо было.
На первый взгляд - необычно. Но это настолько прекрасно, что именно на эту оперу я с удовольствием пойду еще раз. Одно из достоинств - театр и постановка. Словно оказываешься внутри действа. Поют справа и слева, музыка обволакивает, но в ней нет спокойствия -постоянно держит в напряжении.
Опера очень динамична - то ли в силу музыки, то ли в силу исполнения. Сложно разобрать на части столь прекрасное единое целое. И да - возможно это кому-то покажется важным - я немного знаю немецкий язык, мне приятна поэзия на немецком, и песни на нем же.