Москва
4.3

Спектакль
Королева красоты

Постановка - Театр им. Ленсовета
скачать приложение
Бот
О спектакле
  • Королева красоты – афиша
  • Королева красоты – афиша
  • Королева красоты – афиша
Драматический
18+
Антон Коваленко
1 час 20 минут, без антракта

Участники
Все

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

3
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 500
1 ноября 2007

Все крупные лондонские театры имеют штатных драматургов — роскошь, о которой в России не слышали уж больше века. Ирландец Мартин МакДонах, тридцати семи лет от роду, пишет почти исключительно об ирландской глубинке, но приписан к Национальному театру Великобритании. От лица соотечественников он дерзко шутит, например, о том, что весь мир должен выучить английский язык, потому что клянчить денежную работу можно только по-английски. И при этом самих ирландцев изображает алкоголиками, а то и убийцами, упаковывая их мрачные истории в анекдотический сюжет. Но главное его мастерство — это сочинять трэш-диалоги, гипнотизирующие актеров: реплики, смачные, будто пощечины, пригнаны друг к другу так, что междометия от себя не ввернешь. И вдруг среди такой «перестрелки» может возникнуть колоссальный лирический монолог, даром что от лица простодушного работяги. Все сказанное в полной мере относится к «Королеве красоты» — первой пьесе МакДонаха, написанной 10 лет назад и с тех пор поставленной по всей Европе и уже дважды в Москве (в Театре Вахтангова и «Сатириконе» Райкина). Пьеса эта — как и остальные — анекдот из криминальной хроники. Престарелая мать — Мэг и перезрелая дочь — Морин терзают друг друга без видимых последствий, пока у дочери не появляется жених. Тут схватка обретает черты смертельного боя, в котором совершенно по законам животного мира побеждает сильнейший — дочь.

По большому счету пьесы МакДонаха — готовые режиссерские экземпляры, поэтому фотографии всех существующих «Королев красоты», российских и европейских, похожи друг на друга: кресло-качалка у стола по одну сторону, по другую плита и раковина. В кресле неприятная старуха, у плиты некрасивая, немолодая, но стройная женщина. Фактически режиссеру важно только задать верный тон: абсурд, гротеск, гиньоль, черная комедия; противопоказание одно — психологическая драма. Режиссер Антон Коваленко выбрал именно ее, и даже колоссальная трагикомическая актриса Елена Маркина в роли матери положение не спасла. МакДонах особенно хорош и даже слегка напоминает Теннесси Уильямса, когда описывает человека в зверином обличье. Например, когда мамаша, как кошка за добычей, охотится за письмом, которое принес для дочери брат ее избранника. Или когда дочь взбесившейся гиеной бросается на мать, даже в присутствии долгожданного ухажера, а тот умудряется сохранить к ней самые высокие чувства. Этих сцен режиссер не заметил вовсе. Любовное письмо вообще звучит как стихи, несмотря на то что герой — чернорабочий и изъясняется соответственно. Бедный Аркадий Коваль сначала вынужден перекрикивать стук каких-то молотков, а потом бормотать скороговоркой, потому что привык считать себя комическим актером и не знает, что делать с этими пятью пудами любви. Светлана Письмиченко играет дочь современной старшеклассницей, которая огрызаться способна, но вот лить матери сначала на руку, а потом и в лицо скворчащее масло — такого в ее исполнении не вообразить. Режиссер тоже не смог, велел актрисе просто ставить матери на руку горячую сковородку. Большую неловкость, чем в эти моменты, испытываешь, только когда в финале тебя призывают посочувствовать матереубийце, лишившейся жениха.

0
0

Отзывы

5
Анастасия Дорчи
117 отзывов, 715 оценок, рейтинг 142
7 апреля 2008

Одна из известных в городе театральных критиков, написала не так давно в статье про премьеру Тени стрелка в МДТ, о том, что есть такое ощущение что российские театры финансируются Ирландской Республиканской Армией. Тенденция явно прослеживавшаяся, по количеству премьер по произведениям ирландцев в Москве, добралась в этом сезоне, наконец и до Петербурга. Долгие мои скитания по Петербургским книжным, в посках пьес МакДонаха, правда такую тенденцию не подтвердили. Пьес МакДонаха в печатном варианте в Питере не сыскать. Поэтому будем считать, что просмотр спектакля состоялся практически с нуля, вернее процентов с 10 того материала о МакДонахе вообще и о конкретной пьесе в частности, которую удалось выудить из сети.
Итак две женщины - мать (Елена Маркина) и дочь (Светлана Письмиченко). Письмиченко - старая дева, которую мать всячески ограждает от общения с противоположным полом, готовит, убирает за матерью и желает ей, чтобы та побыстрее сдохла. Маркина - мать выливает содержимое ночного горшка в раковину каждое утро, каждому пришедшему ноет, чтобы ей заварили чаю и в буквальном смысле терроризирует дочь своими несносным бытовым поведением. Актрисы играют безупречно в пределах заданной режиссером канвы. У Письмиченко взаправду срывается голос при очередном крике на мать и на глазах стоят всамделишные слезы от бессилия что-то изменить. Маркина со своим ночным горшком и то робкими, то гневными стенаниями о заваривании чая, правдива несусветно. При этом как не странно обе, и мать и дочь вызывают жалость. Дочь жалко от того, что она вынуждена выслушивать и терпеть маразматические тирады и поступки матери. А мать жалко за то, что другие дети ее бросили, да и Морин особо с ней не церемонится. В итоге, спектакль оставляет ощущение показанной как-бы издалека истории малопонятных людей, напоминающей тоненький детективчик, проглоченный по дороге с работы - домой в метро. Тайные пружинки, заставляющие нас понять почему два близких человека терроризируют друг друга не открываются в конце спектакля. Возможно 100% концентрация ненависти в словах и поступках героинь помешала бы желанию зрителя испытать чувство жалости к каждому из персонажей. А то, что актрисы были способны изобразить на сцене такую концентрацию, сомнений не вызывает. У Коваленко спектакль получился скучноватым, именно скучноватым, а не скучным, потому что Маркина и Письмиченко играли отлично.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все