Легенда оперной режиссуры Питер Селларс на полтора месяца поселился в Перми, чтобы с легендой современного дирижерского искусства Теодором Курентзисом репетировать неоконченную барочную оперу Генри Перселла «Королева индейцев». Либретто про войну инков с ацтеками было решено заменить на инсценировку романа никарагуанской писательницы Росарио Агилар «Затерянные хроники terra firma» про кровавую колонизацию Америки. К музыкальной партитуре присовокупили хоровые антемы раннего Перселла, а бок о бок с оперной труппой на сцену вывели балетную. Получилась в итоге несусветная красота с разговорами, лежащим на полу хором, современным шаманским танцем и примитивистскими инсталляциями художника Гронка. Итог — семь номинаций на «Золотую маску».
Опера |
12+ |
3 часа 15 минут, 1 антракт |
Теодор Курентзис бесспорно выдающийся музыкант. Его пермский оркестр и хор в Королеве индейцев звучит больше чем прекрасно. Это Перселл в кубе. Вся красота перселловской музыки у Курентзиса приобретает какой то запредельный уровень.
Но проблема в том, что талант слышать, чувствовать и вызывать в этот реальный мир музыку это одно, а придумывать оперу -все таки другое ремесло. И с этим у авторов Королевы не слишком хорошо. Пустая история по какому-то третьесортному тексту об ужасах колонизации индейцев никак не вяжется с неземной музыкой Перселла. В оперу включены номера духовной музыки, местами выходит месса, но на фоне какой-то индейской ерунды.
Я не видел перселловской королевы (да ее и не существует, не дописана), но в основе исходного варианта был конфликт между инками и ацтеками. На мой взгляд этот сюжет намного интересный и глубже для оперного действа, нежели никарагуанский опус, где в конце не хватало только призыва Саманты Смит или Анджелы Девис к миру во всем мире.
В итоге - смешанные чувства. Курентзис уже где то в космосе и влечет нас за собой к высокому, а внизу какая то суета и плохой сюжет мешают нам разглядеть и расслышать его.