Драматический |
Сергей Яшин |
(3'00'', 1 антракт). 80-500 р. |
В последнее время Виктор Гюго неожиданно прославился по новой: его многотомные романы стали источником сюжетов для мюзиклов. В XIX же веке Гюго обладал незыблемым статусом первого французского романтика, драматурга и поэта, но сюжеты у него заимствовали и тогда — только для опер. Самую известную из них, «Риголетто», Джузеппе Верди написал по мотивам пьесы «Король забавляется». Теперь за эту драму в стихах взялись в Театре Гоголя.
История эта романтична до неистовства: есть молодой прекрасный король (Андрей Болсунов), грешник и развратник, и есть его шут Трибуле (Андрей Зайков), язвительный и благородный горбун. Для шута нет ничего дороже красавицы дочери (Наталья Мазурова), которую он прячет от грязного мира, однако по воле случая в нее влюбляется король. Дочь обесчещена и покинута, но все же любит обидчика. Трибуле жаждет мести и нанимает бандита, чтобы убить короля, но волею все того же случая убита его дочь. Король живет как прежде, несчастный шут сходит с ума. Занавес.
В свое время крамольная эта пьеса — подумайте, покушение на короля! — наделала в Париже столько шуму, что ее запретила цензура. К вящей славе Виктора Гюго, конечно.
Только вот как быть с этой историей на современной сцене, не очень понятно. Режиссер Сергей Яшин попытался «сделать красиво», не впадая в оперный канон, для чего сдвинул действие в другую эпоху. У героев набеленные лица и костюмы, по мере сил стилизованные под fin de siecle, за сценой голос шансонье — все это должно означать карнавал удовольствий, смесь декаданса и «ревущих 20-х». Но увы, весь декаданс ограничивается придворными танцами в духе дешевого кабаре и совсем не имеет касательства к смыслу пьесы. Внешнее решение оказывается чисто декоративным, а актеры, как могут, вытаскивают «человеческую» сторону этой истории — любовь-нелюбовь, горе-злосчастье: большего режиссер, похоже, и не искал. Просто сделал историю про то, что мир испорчен, а короли все могут, и именно поэтому жениться по любви им совсем необязательно. Обыкновенная история, без претензий и без крамолы. Цензура может спать спокойно.