Балет |
0+ |
Андрей Петров |
2 часа, 1 антракт |
Все чаще вспоминаю Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю". И чем дальше, тем больше хочется мне узнать, и тем больше я понимаю, как мало я знаю. Театр - один из моих главных учителей, открывающих мне много нового.
16 июля я побывала на генеральном прогоне премьерного спектакля "Клеопатра" театра "Кремлевский балет". Ранее я уже рассказывала, что полюбила этот театр еще несколько лет назад, пересмотрела все их постановки и с нетерпением ждала новых. В конце 2022 года "Кремлевский балет" порадовал нас красочной премьерой "Продавец игрушек", и вот уже снова премьера. Одно невероятно печально - это последняя работа руководителя и хореографа "Кремлевского балета" Андрея Петрова. Так что отчасти этот балет является данью уважения покинувшему свой театр маэстро.
В детстве я интересовалась загадкой египетских пирамид, но совершенно не интересовалась древними цивилизациями, в частности Римом, Египтом, Византией, их политикой и культурой. Однобокое, надо сказать, увлечение, но ребенку простительно. Как выяснилось на балете после разговора со знакомыми театралами, в истории древних цивилизаций сильна не я одна. А вы знали, что царица Египта Клеопатра имела любовные отношения с императором Римской республики Юлием Цезарем, и даже, предположительно имела от него сына? А то, что она была женой консула Римской республики Марка Антония? А что оба они покончили с собой в осажденной приемным сыном Юлия Цезаря первым императором Римской империи Октавианом Августом Александрии? Не ломайте голову, приходите на балет "Клеопатра" в Государственный Кремлевский Дворец, и вы без труда во всем разберетесь.
Реальная история личной трагедии легендарной царицы Египта Клеопатры, показанная в танце, поражает. Это не классический балет, здесь присутствует некая свобода движений, есть где развернуться фантазии. А какие поддержки, это уму непостижимо! От Олеси Рослановой, сыгравшей роль Клеопатры, было невозможно отвести взгляд. Плавные отточенные грациозные движения, внутренняя сила, неподдельные эмоции, - очень красиво! Воинственен и мужественен в роли Юлия Цезаря был Михаил Евгенов. А вот Марк Антоний в исполнении Даниила Росланова показался мне очень мягким и чувственным юношей, больше склонным к любви и уюту, нежели к политике и завоеваниям. Полной противоположностью Клеопатре в исполнении Ирины Аблицовой стала Октавия. Очень нежная, беззащитная, и танец ее - целиком и полностью олицетворение классического балета. Очень впечатлили сцены сражений, ведь показать сражение в танце - это особенно непростая задача. Здесь каждый танцор исполнял свой воинственный танец, при этом являясь частью целого.
Отдельно хочется рассказать про декорации и костюмы. Декорации художник-сценограф Григорий Белов в этом спектакле сделал классическими - плоскостными, с изображениями, нанесенными на полотна. Но они столь многослойны, разнообразны и красочны, что совершенно не хочется каких-то объемных дополнений, которые, тем не менее, были, хоть и в минимальном количестве. На задней стене сцены на экране транслировались дополнительные декорации: то, словно в окне, перед нами открывались виды на плывущие корабли и заходящее солнце, то на египетскую и римскую архитектуру, то экран становился еще одним полотном с символикой. Кто был в Египте, тот может представить себе египетский рынок с изображениями на всех товарах Анубиса, Тота, Хатхора и Басты, с разными египетскими символами с характерным орнаментом. Символика Рима не столь характерна, из самых запоминающихся - буквы "SPQR", означающие "Сенат и народ Рима".
Что касается костюмов, то детализация для балета потрясающая. Ведь помимо того что они должны соответствовать такой непростой теме, в них еще должно быть и удобно танцевать. Соблазнительные наряды, яркие и дерзкие - Клеопатры, и пастельный - Октавианы; египетские белые одеяния с передниками - фараонов и темные - воинов; красные туники воинов с лорикой, шлемами, оружием и щитами; золотые и серебряные костюмы жрецов с масками Богов, создающие впечатление, что они целиком отлиты из серебра и золота, и многие другие костюмы, - потрясающая работа художника по костюмам Ольги Полянской.
Балет "Клеопатра", как и любой другой в Государственном Кремлевском Дворце, показывают под живую музыку Симфонического оркестра радио "Орфей", руководителем которого уже больше десяти лет является последователь дирижерской школы легендарных Марка Эрмлера и Геннадия Рождественского - Сергей Кондрашов. А прекрасную музыку к этому балету написал Владимир Качесов. Как же она подходит к сюжету, и напротив, как же тонко танец ложится на музыку. Словно музыка и танец рождались одновременно, одно вытекало из другого, неразрывно с первой ноты и первого па до готовой постановки. Хореография Андрея Петрова - поистине великая хореография, которая останется на сцене, останется в сердцах его балетной труппы и в сердцах благодарных зрителей.
Из зала я выходила, словно побывав в Египте. И, конечно, в задумчивом настроении, ведь на моих глазах вершились судьбы. И пусть это было только на сцене, только понарошку, но мощь этой постановки поистине переносит зрителей в то далекое время, позволяя увидеть этот фрагмент истории словно в действительности. Театр "Кремлевский балет" продолжает оставаться моим самым любимым театром балета, а его постановки я буду пересматривать раз за разом. Искренне рекомендую всем посмотреть балет "Клеопатра", как и все другие постановки Театра.
Клеопатра в Кремле
Я не являюсь большим фанатом балета и как театральный критик, склонен к драматическим спектаклям и музыкальным комедиям (особенно, если они написаны композитором Владимиром Качесовым), и тут этот талантливый композитор сваял балет «Клеопатра», поставленный в театре «Кремлёвский балет» Андреем Петровым, и я естественно не смог пройти мимо…
Откуда наш обычный зритель черпает знания об образе Клеопатры… это безусловно одноименный Голливудский фильм и Вахтанговские спектакли, но тут, Кремлевский балет явил нам поистине Историческое полотно, в изящном обрамлении чудесной музыки Владимира Качесова.
Как обычно представляется музыка зрителю… пожалуй неким морем, волны которого несут в себе растворенные партитуры пенистых фрагментов тем и сюжетов, но в этой Клеопатре совсем другое ощущение…
Мы видим как бы огромное дерево, каждая ветвь которого несет свою смысловую нагрузку одновременно неразрывно связанная с основной фабулой сюжета.
Каждый эпизод, каждое действо, имеют тут свою присущую только им музыкальную аранжировку. А каждый персонаж имел здесь свою музыкальную сценическую площадку выделенную ему композитором и множество этих тем, внезапно объединялись из конгломерата римлян и египтян, воинов и жрецов, богов и консулов, рабов и служанок, сенаторов и шутов… в сверкающий агломерат спектакля являющегося единым целым. И именно, как единое целое действовала вся труппа и очень сложно выбирать кого-то одного, все работали абсолютно в полную силу и как никогда постулат Конфуция о том, что короля играет свита тут очень верен (хотя свита тут играла царицу), но, что важно и царица тут играла свиту. Изящная творческая харизма Олеси Рослановой буквально аккумулировала в себе протуберанцы творческого фейерверка ее коллег.
Ну и конечно не могу умолчать про то, как в роли Цезариона – сына Клеопатры и Гая Юлия Цезаря, блеснула совсем юная Арина Гореликова.
Огромную работу проделали Художник-сценограф Григорий Белов и Художник по костюмам – Ольга Полянская. Видна серьезная работа с историческими источниками и мы явно видим именно Рим и именно Египет в великолепном антураже врастания в тему. Прекрасные костюмы на фоне эпических декораций, растворяясь в чудесной музыке, создают неповторимое ощущении сопричастности с эпохой.
И еще не могу не затронуть тему драматургии в балете…
В последние десятилетия, в мировом балете все больше упора делается на танцевальную составляющую спектакля, и сама драматургия отходит как бы на второй план, но в Клеопатре Владимира Качесова все идет по-другому и тут виной блестящая режиссура, очень грамотное либретто и чудесная музыка, которая объединяет все. Этот спектакль дает прекрасное всем доступное ощущение фрагмента Истории, настолько информативное, что постоянно кажется, что герои не только танцуют, но и произносят монологи.
Так что огромное спасибо коллективу «Кремлевского балета» за чудесную работу.
Повезло оказаться среди первых зрителей нового балета «Клеопатра» на генеральном прогоне в Государственном кремлёвском дворце. Мы без преувеличения испытали катарсис от увиденного . Яркие декорации и реквизит , быстрая смена трепетных сцен не оставляет равнодушным даже самого заядлого театрала. Какой-то миг , поднятие занавеса, и мы то в Александрии, то во дворце Птолемея , то в Риме!
Впечатляющие сцены сражений , пиршеств, парадов, обращений к богам ярким шлейфом проносятся по концепции спектакля .
.
Для меня , как поклонника драматических постановок, это был первый балет , и перед просмотром я был настроен настороженно, так как опасался что ничего не пойму. Но как ни странно, язык танца очень легко воспринимается мозгом , а если дополнительно ознакомится с либретто , то вся смысловая нагрузка понятна и чётко усваивается, прослеживается в ходе спектакля.
Эта трагическая история поднимает темы о жизненных ценностях, триумфе , победе и поражении.
.
Грандиозное действо сопровождает игра симфонического оркестра радио Орфей под руководством главного дирижёра Сергея Кондрашова! А Кремлевская обстановка придаёт впечатлениями ещё более величественный шарм!
.
Особо порадовали очень талантливая прима балерина театра «Кремлёвский балет» в партии Клеопатры Олеся Росланова, в партии Юлия Цезаря Михаил Евгенов, а в партии Марка Антония- Даниил Росланов.
В данный момент , пока актеры на каникулах идут последние приготовления к премьере , которая 21 сентября 2023 года увидит своего зрителя !
«Клеопатра» - для меня, и не только для меня, довольно сложный для постановки и восприятия сюжет, особенно для балета. Но создатели выполнили свою задачу филигранно.
16 июля в Большом зале Государственного Кремлёвского Дворца состоялся генеральный прогон балета «Клеопатра» Владимира Качесова.
Поставил картину основатель театра «Кремлёвский балет» народный артист России Андрей Петров.
К сожалению, в 2023 году великого артиста не стало.
На пресс-показе мы услышали, как создавался проект, какую личность видел в Клеопатре Андрей Петров. Так тепло, по-отечески было рассказано о детище команды. Сколько сил, вдохновения и чистого творчества привнес каждый из создателей в постановку такого грандиозного масштаба.
Балет поставлен в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Меня поразило, насколько гармонично переплелись движения артистов и музыки. Музыка поразительно точно передала настроение сюжета.
Такого размаха и величия я не припомню ни в одном действе, которое я могла видеть.
Мы видим Александрию, затем переносимся в Рим. В основу декораций легла ручная роспись и огромное количество ткани, «золота» и камней, сверкающих свете софитов. Клеопатра в исполнении прима-балерины театра «Кремлёвский балет» Олеси Рослановой грациозна и безумно красива. Мой взгляд был приковал к ее пластике, своими движениями она, несомненно, показала лучшую версию последней царицы Египта из македонской династии Птолемеев – Клеопатры. Эффектная, величественно красивая, сводившая с ума мужчин, она была также сильным правителем своей страны. И мы видим, как меняется Клеопатра, мы видим ее переживания, ее взлеты и падения, предательство и потери, любовь и страсть.
К слову, о любви. Главные мужские партии в постановке исполняют танцовщики театра «Кремлёвский балет» Михаил Евгенов (Гай Юлий Цезарь) и Даниил Росланов (Марк Антоний).
Невозможно сказать, чья история любви мне понравилась больше. Они божественны, откровенно чувственны и красивы. Для каждой партии хореографы смогли подобрать свой язык тела. Если в паре Клеопатры с Цезарем, он – властный и мужественный, а она - хрупка и преданна. То в партии с Марком Антонием, Клеопатра уже уверенна и непоколебима. Но боль утраты любимого, которую доведется пережить и ей, и зрителю дважды, с одинаковой силой ранит в самое сердце.
Балет получился динамичным.
Костюмы, созданные Ольгой Полянской придают нужную атмосферу происходящему, дополняют образ и дарят изюминку каждому из танцоров. Даже, казалось бы второстепенные герои, приковывают взгляд не меньше. Чистый гипноз для меня – партия циркачей.
Здесь, как я уже упомянула, разворачиваются сцены и всепоглощающей любви и пылкой страсти, здесь мы увидим сражения и смерть, широкие пиры и развлечения, потерю и боль, даже рождение новой жизни.
После просмотра данной картины я вышла эмоционально наполненной. Это то, что обволакивает, оставляя простор для фантазии. Несмотря на драматичность сюжета, в финальной сцене чувствуешь триумф.
Я благодарю создателей Клеопатры за возможность увидеть ее одной из первых и прикоснуться к таинству создания картины.
Идеал женщины
Да-да, именно такой считал Клеопатру Андрей Петров, основатель «Кремлевского балета». Он грезил ею и целых 5! лет вынашивал задумку поставить о ней балет.
«Обычно Клеопатру представляют женщиной-вамп, но она также была и великой правительницей» - делится в интервью Андрей Петров. Именно об этом и рассказывает сюжет балета, а если что-то останется непонятно-подробное либретто вам поможет.
Идея о балете оправдалась на все 💯 - гениальное исполнение его артистами, шикарные декорации, чарующая музыка… Удовольствие от увиденного не покидало нас все последующие дни.
Очаровательная прима-балерина Олеся Росланова виртуозно перевоплощалась из счастливой жены в гордую правительницу, а позже и в коварную обольстительницу.
Если вы любите Древний Рим, Египет, хотя нет, всем! понравится этот балет. Настолько виртуозно здесь все устроено и сыграно, что мы на пресс-показе еле сдерживались, чтобы не кричать «Браво!».
В сентябре ожидается премьера Клеопатры, но билеты можно приобрести уже сейчас и ждать в предвкушении …