Вообще-то драматург Эден фон Хорват проживал в Австрии и вынужден был покинуть ее после аншлюса 1938 года, ибо в Германии его книги были объявлены вне закона и сожжены еще в 1933-м. Герои Хорвата — сатирические социальные маски, которые в прежние времена запросто разыграли бы лихую комедию с непременным хеппи-эндом, но увы, бывшие белошвейки, извозчики и торговцы превратились в проституток, шоферов и коммерсантов, и счастливые финалы перевелись как совершено невероятные для периода заката Европы. По факту Хорват, родившийся в 1901 году, принадлежит к потерянному поколению и совпадает интонацией с Ремарком. Хотя эпиграфом к пьесе «Казимир и Каролина», которую выпускает в Театре им. Ленсовета начинающий режиссер Мария Романова, поставлена строка из Первого послания к коринфянам «Любовь никогда не перестает…», заглавные герои расстаются едва ли не в первой сцене, а дальнейший сюжет лишь доказывает закономерность такого вот конца.
Драматический |
Мария Романова |
Книги австрийца Эдена фон Хорвата жгли на площадях нацистской Германии, но погиб он скорее курьезно. В не оккупированном еще Париже на Елисейских Полях ему во время грозы упала на голову ветка. Его социальный фарс «Казимир и Каролина», наоборот, начинается как мелодраматическая безделка, а оборачивается масштабной социальной сатирой на предвоенных европейцев, в которой благопристойные поначалу типы — среднестатистическая молодая девица, закройщик, шофер, коммерции советник, большая шишка из земельного суда и даже герой с уголовным прошлым — постепенно, выпивая и развлекаясь на ярмарке, превращаются в брейгелевские уродливые маски, за которыми даже элементарные человеческие проявления оказывается довольно сложно отыскать.
Однако молодой режиссер Мария Романова, взявшаяся за эту пьесу в Театре им. Ленсовета, поставила спектакль про то, что ей хорошо знакомо: про сегодняшнюю молодежную компанию, где все мечтают о любви, но любить никто не умеет, и приправила историю двух стремительно теряющих друг друга влюбленных совершенно традиционным для русского искусства бабьим сочувствием. У ее Каролины — Марианны Мокшиной-Бычковской — совершенно тюзовская травестийная фактура, так что рассуждения о женских достоинствах ее героини звучат смешно: перед нами типичный вечный подросток, угловатый и несуразный, который чуть что обиженно выпячивает нижнюю губку. И Каролина вовсе не собирается бросать своего Казимира, потерявшего работу, а, наоборот, стремится всячески поддержать, но у него столько комплексов, которые выражаются, разумеется, в хамстве, а вокруг столько соблазнов: веселый джаз-бенд, мороженщик с эскимо, коммерции советник с кабриолетом, а еще и претендента на место Казимира играет сокрушительно обаятельный Александр Новиков.
Конечно, к автору спектакля остаются вопросы. Например, почему коммерсант и судья — люди, судя по тексту, солидные в том числе и по возрасту, выглядят современными молокососами-гопниками, а если уж они такие, то к чему им вдруг ломать комедию и приниматься выяснять отношения по поводу Каролины, точно Кнуров и Вожеватов из «Бесприданницы» Островского, для которых честное купеческое слово и впрямь дороже всего на свете. С другой стороны, пара бывший уголовник и его маруха, наоборот, выдают вдруг серьезную, взрослую историю столкновения мужского и женского начал, за которой весьма интересно наблюдать, но которая существует на периферии истории режиссерской. Однако всех этих несчастливцев Мария Романова умудряется вовлечь в круг своего по-праздничному щедро розданного сострадания, которое, как ни странно, придает спектаклю целостность, а местами — так, знаете ли, мерцательно — даже отсылает к раннему Достоевскому.
Джаз-бэнд порадовал. Единственное светлое пятно... А вообще весь спектакль хотелось передать на сцену записку: "Скорее снимите это с репертуара, пока этого никто не видел!"...
Спектакль ни о чём. Смотреть можно только на молодёжь и Виталия Куликова. Поразила Алексахина. Очень плохо играет. Каролина, к сожалению, только говорит слова. Понять, что она имеет ввиду- невозможно. Местами понравился Новиков. В целом- слабая постановко, ещё одна пустая трата времени!
Отличная Каролина! Отличный закройщик! Отличная музыкальная группа. Злободневность темы. Не про любовь, про отношения. Все на ладони, не надо тянуться за глубиной и неосознанностью.
Весьма странная вещь. Не оставляет никакого эмоциональноо следа в душе. Сказала бы, что плохо, но все детали так честно проработаны, количество участников так велико, труда вложено немало. Не ушли после первого действия только по этому. Ну и ждали, чем все закончится. Видимо, нужно было прочитать внимательнее предысторию этого произвведения.