Опера |
Андрейс Жагарс |
Несколько лет назад оперный театр из Риги уже бывал в Москве со своими постановками вердиевской «Аиды» и генделевской «Альцины». То было красивое, далекое и чужое театральное искусство, которое не имело к нам никакого отношения. Нынешние гастроли, которыми Латвийская национальная опера рапортует о своих последних достижениях, получаются совсем другими.
Везут две постановки: «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, которой дирижирует известный нам литовец Гинтарас Ринкявичюс, и «Кармен» Бизе, которой дирижирует неизвестный нам молодой англичанин Карел Марк Шишон.
И дело даже не в том, что оба эти названия не чужие принимающей стороне — Большому театру: опера Шостаковича является одной из относительно недавних его неудач, а опера Бизе, которую этой весной будут ставить видный британский режиссер Дэвид Паунтни и маэстро Юрий Темирканов, — козырем наступившего сезона. Кроме этого, как минимум один из спектаклей — «Леди Макбет» — имеет самое непосредственное к нам с вами отношение.
На сцене какая-то дачная халупа, правда, с телевизионной тарелкой, с потолка свисает клейкая лента для ловли мух, в которую вечно вляпывается Катерина, неподалеку торчит утлый уличный душ с занавесочкой, где Сергей открывает Катерине все прелести любви, бродят пьянчужки и какие-то бабы с торчащими из-под халатов комбинациями — в общем, узнаваемая такая картина, которую сложно назвать красивой, чужой и далекой.
Наши соседи с ближайшего Запада полюбили ставить спектакли про нашу с ними еще недавно общую жизнь — действительно, очень богатый и колоритный материал, просто золотая жила, грех ею не пользоваться. В частности, полюбил директор рижского театра Андрейс Жагарс — удивительный персонаж, с биографией которого московским опероманам уже пришлось познакомиться в прошлом сезоне, когда он ставил у нас в «Новой опере» «Набукко» Верди.
Когда-то он был красавцем киноактером, потом бизнесменом, ресторатором, оперным директором и, наконец, начал сам ставить оперы. На сегодняшний день он их уже штук семь поставил и очень этим увлечен, вторую половину жизни собирается только этим и заниматься.
Оба приезжающие в Москву на гастроли спектакля — его рук дело. Надо признать, что более выразительной, жесткой и по-настоящему физиологичной (а именно таково непростое требование шостаковичской партитуры) постановки «Леди Макбет» Москва еще не видела. Что же касается «Кармен», то про нее сказать ничего нельзя, так как на момент сдачи номера она даже еще не была поставлена, в Москву спектакль едет практически сразу с премьеры.
Одно грустно, что вместе с «Кармен» не едет молодая примадонна, для которой он был сделан. Это рижанка Элина Гаранча, которая сейчас входит в обойму самых актуальных певческих звезд мирового уровня и постепенно начинает вытеснять с обложек оперных журналов Анну Нетребко, которая, в свою очередь, перемещается на неоперные обложки. Да и витальной Кристины Ополайс, без которой сложно представить рижскую «Леди Макбет», тоже не будет — она начинает европейскую карьеру и бережет голос от подобных перегрузок. Придется утешаться тенором Александра Антоненко — еще одной восходящей звезды родом из Риги (следующим летом он будет петь партию Отелло в Зальцбурге — выше прыгать уже некуда) — и надеждой на то, что наши ближайшие западные соседи продолжат откапывать и выращивать новых.