«Иоланта» — последняя опера Чайковского. В 1884 году композитор прочел перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Генрика Герца «Дочь короля Рене», его поразила поэтичность и глубокий философский смысл, заложенный в сюжете драмы. Пьеса Г.Герца стала основой либретто нескольких опер, в том числе «Иоланты» русского композитора С.Юферова.
У П.Чайковского замысел оперы родился под воздействием исполнения пьесы Герца на сцене московского Малого театра.
В 1891 году Петр Ильич приступил к сочинению «Иоланты», либретто которой составлено М.И.Чайковским, братом композитора, после успеха «Пиковой дамы» ставшим признанным либреттистом.
В сюжете «Дочери короля Рене» Чайковский уловил то искреннее чувство, которое увлекло и поразило его, а переживания героев стали переживаниями самого композитора.
В период создания «Иоланты» Чайковский был увлечен философией Спинозы, чтением его трудов и переписки, о чем свидетельствуют книги ученого, сохранившиеся в библиотеке Чайковского, с многочисленными пометками композитора. Согласно учению Спинозы, Бог и природа — это вечное и бесконечное единство, где материальное и идеальное начала находятся в нерасторжимой связи. Поэтому физическое прозрение Иоланты является следствием пробуждения ее души, когда чувство любви озаряет душу и открывает глаза навстречу новой жизни.
В своей последней опере композитор еще раз обращается к теме жизни и смерти, ищет ответы на вечные вопросы человечества, стремится найти внутреннюю гармонию, которая невозможна без нерасторжимого единства мира высших чувств и правды жизни. Заключительный гимн оперы — это прославление жизни и света, надежда композитора на просветление и очищение.