Драматический |
18+ |
Сергей Женовач |
13 апреля 2007 |
1 час 50 минут, без антракта |
Порядком заезженных гоголевских «Игроков» — авантюрную комедию про артель шулеров, надувшую шулера-одиночку; историю, в которой известен каждый поворот сюжета, — ставят в двух случаях. Когда хотят сообщить свои соображения о новых временах, неотличимых от старых, — достаточно перенести дело куда-нибудь в Сочи и переодеть кого-то из шулеров в милиционера, как сделал когда-то Сергей Юрский в «Игроках XXI». Либо их ставят, если есть в наличии крепкая мужская компания, и тогда «Игроки» превращаются в соревнование: кто кого переиграет, причем не за ломберным столиком, а на сцене; кто сорвет максимум оваций, а не банк. Это случай «Игроков» Товарищества 814 Олега Меньшикова. И случай Сергея Женовача: мальчики — сильное место его молодой труппы. «Женовачи» не пытаются играть ни в девятнадцатый век, ни в век двадцать первый — они играют в театр как таковой. Карты, деньги, два стола — один накрытый к ужину, на другом расписывают партию — здесь лишь условные единицы игры. Игра эта, в сущности, бескорыстна, а козыри в ней — это искренность, достоверность, честные открытые лица и широко распахнутые глаза.
За открытые лица московская публика полюбила эту труппу, когда она еще была студенческим курсом. «Женовачи» примирили критиков самых разных взглядов и людей разного возраста. Эти лица словно утешали, что связь времен ничуть не прервалась, и разве что не обещали отсрочку конца света: если есть у нас такие мальчики, значит, не все еще потеряно.
Доверие к «женовачам» даже саму эту шулерскую комедию переводит в другой регистр — более благородный, что ли. И вот уж поверх нее рисуется романтическая драма про героя-одиночку, виртуоза, этакого Адриана Леверкюна, заплатившего за свой дар одиночеством. И толпу ремесленников, к которым он спускается со своих горних высей, купившись на обещание товарищества, общего дела, дружеского плеча. В итоге романтический герой, как ему и положено, терпит разочарование. Но сам процесс надувательства — за ним публика следит, умильно жмурясь, будто перед ними разыгрывают рождественскую сказку. Пушкин такое называл «нас возвышающий обман». В нашем случае эти слова звучат уж совсем буквально.
Уверенные в том, что Сергей Женовач вырастил в своей оранжерее особенный сорт людей, должны быть несколько разочарованы: волшебник разоблачил магию, показав, что правдивость и чистота — это дело техники и правильной организации труда. В конце концов переигрывает всех Сергей Качанов — старый женовачевский актер, игравший во всех его главных спектаклях еще на Малой Бронной. Его добросердечный папаша Глов виртуознейше балансирует между простодушием и лицедейством, которое, как и в старых спектаклях Женовача, несколько отдает юродством.
Зато коллеги-критики, которых волнует расхлябанность отечественного театра и отставание наше от Европы, сейчас бросают в воздух чепчики: простой, элегантный, техничный спектакль «женовачей», где все пригнано одно к другому так ладно, что комар носа не подточит, примиряет их с необходимостью ходить в театр и дома.
Прежде таким эталонным театром у нас числилась только «Мастерская Петра Фоменко», откуда родом Женовач. К слову, декорация Александра Боровского (зал с колоннами, коридор с аркой) почти точь-в-точь воспроизводит зал советского кинотеатра с его колоннами, которые устал обыгрывать в своих спектаклях Петр Фоменко.
Почему сплошные 4 и 3? Отличный спектакль! На 5+! Н. В. Гоголь в самом тонком понимании: человеческая душа- вот главная загадка и тайна, завесу над которой приоткрывает классик, маэстро С.В. Женовач и его блистательные ученики. Вдумчивое прочтение и яркое, пр ямо искрометное, исполнение. Женовачи хороши до невозможности! Рекомендую. PS На мой взгляд, лучшие "Игроки" ever...
В театре все должно быть прекрасно и постановка, и актеры, и декорации, и зрительские кресла, и буфет.
СТИ - место удивительное.
Если говорить конкретно про "Игроков", то в спектакле есть место и для актерской игры, и для режиссерских находок.
Отличное решение по декорациям. Практически без свободного места, но и без единой лишней вещи, по сцене равномерно перемещаются 9 актеров. Девять шулеров, если хотите. Девять плутов.
С легким юмором. Темы, затронутые Гоголем в 19 веке, остаются актуальными до сих пор. И стоит переодеть помещиков, слуг и приказных чиновников в строгие костюмы, черные пальто и шляпы... и вот они уже вне времени и вне места.
Наонец-то добрался до последней премьеры в Студии Женовача: играют те же "мальчики", что и в знаменитой их постановке по "Карамазовым", но только уже мужчины, хоть и по-прежнему глаза блестят по-юношески, и на это такое удовольствие смотреть! За что я люблю женовачей, так это за то, что берут классику, и не производя с ней никаких извращений, заставляют смотреть на написанное сто лет назад свежим взглядом. Какая у них "Об-ло-мов-щи-на" свежая, какой Лесков мощный, Карамазовы, Шолом-Алейхем искрометный... Не каждому театру такое удаётся. Ни от одного театра я не "фанател" столь продолжительное время и столь преданным образом. Ни разу не разочаровывали.
Ребята идеально сыгранны и за два часа доводят простую гоголевскую пьесу до сложносочинённости и красоты шахматной партии, перебрасывая репликами на витиеватом гоголевском русском так, словно они и родились в той эпохе. Немного отвлекает выход Серёжи Аброскина, который, как сказала бы какая-нибудь Лин Гарднер, totally steals the spotlight, и иногда кажется заигрывается в комедию, отчего мальчишки, сидящие вокруг его Псоя Стахича Замухрышкина, периодически сами скатываются в непроизвольные ухмылки, но это никакой не минус, потому что я сам с первого ряда улыбался во все тридцать два.
Ну и конечно Андрей Шибаршин - отдельной строкой. Молодчина. С одной стороны, ведущий актёр в постановке, однако никогда не застит собой остальных. Очень жду женовачевской постановки Диккенса.
Господа, да это же один из лучших наших театров. А возможно и лучший. Потрясающе. Какие даровитые актеры и блестящая постановка. Вот это и есть Театр. Больше нечего добавить, все по делу, все к месту, кроме пожалуй нескольких чуть натянутых и скучных моментов - все идеально.К тому же Серебренникову масса вопросов, к вам - ни единого. Браво. Браво!
Чем отличаются чёрно-белые фотографии от цветных? Правильно, стилем. На сцене СТИ "Студия театрального искусства" в черно-белых декорациях девять стильно одетых мужчин играют Гоголя. Играют так увлекательно и виртуозно, что вовлекают и автора, надевая на него пальто и шляпу и делая полноправным участником процесса. Комедия “Игроки” в постановке Сергея Женовача очень ритмична. Ритм задают колонны, столы, зажженные свечи, мужчины в черном, сидящие спиной к зрителю, хруст карточных колод, “хлопки” шампанского. Ритм отбивают костяшками пальцев и ножками бокалов, свистом! Движение актеров по сцене тоже подчиняется особому этому ритму. Кажется, слышишь звук кастаньет, нарастает тревога, да полно, комедия ли это? Перед нами разыгрывается драма, точно, как по нотам. Ставки сделаны, азарт здесь правит бал.
Наблюдаю за происходящим на сцене с нескрываемым удовольствием и, хотя сюжет известен, интрига присутствует всё равно. Красноречивые взгляды, жесты, жонглирование шляпами, смачное поедание балыка, “на брудершафт”, сплетающий игроков в клубок, изумительная игра света, веером летящие карты - всё очень красиво. А ведь это - жульничество, в 9 эпизодах и 25 явлениях. Один уверенный в своём превосходстве жулик мечтает облапошить других. Затем, поверив в воровской “кодекс чести” и став им товарищем, не заметил, как был облапошен сам.
Помните, у Андрея Миронова? “Замрите, ангелы! Смотрите: я играю! Моих грехов разбор оставьте до поры, Вы оцените красоту игры!” Таков этот спектакль. Каждый из девяти актёров играет очень точно характер своего персонажа. Все разные, и вместе - оркестр! В какой-то момент четверо мошенников (Вертков, Шибаршин, Служитель и Пирняк) напомнили мне героев фильма “Однажды в Америке” - своей харизмой и чертовским обаянием. А Замухрышкин в блестящем исполнении Сергея Аброскина просто сразил наповал! Да что говорить, гусары все, отъявленные гусары! В общем, всем женщинам смотреть обязательно!
И, в завершение, - спектакль был поставлен в 2007 году. Фотографии на сайте показывают молодых игроков, азартных, весёлых. А сейчас, 8 лет спустя, они стали такие шикарные, стильные красавцы и спектакль, словно хороший коньяк, набрал вкус и силу. Наслаждайтесь!