Драматический |
16+ |
Римас Туминас |
1 марта 2000 |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Версию шиллеровской "Марии Стюарт" в "Современнике" поставил литовский режиссер Римас Туминас, знаменитый в Москве своим дивной красоты "Маскарадом", показанным два года назад. Тот спектакль увидела Галина Волчек и пригласила Туминаса ставить в "Современнике". Второго шедевра не вышло, но театр спектаклем может гордиться. Он из тех монументальных зрелищ, которые недолюбливает публика, но которые выдвигаются на престижные премии, чего "Современнику" сегодня так не хватает. Ведущим актрисам труппы, Марине Нееловой и Елене Яковлевой, Туминас подарил роли, о которых пишут в мемуарах: Елизавету и Марию Стюарт соответственно. Ради таких ролей актрисы готовы были на жертвы. Когда Яковлева срывает в запале парик, а потом бьется в падучей, на нее, народную любимицу, ей-богу, страшно смотреть. Когда Неелова ведет монолог десять минут на одной нечеловеческой ноте, за нее душа болит. Ждали от Туминаса изощренной метафоричности, которой литовский театр славится, как побережье Юрмалы янтарем, - он и здесь проявил невиданную щедрость. За Марией Стюарт всюду носят чашу с водой - следует понимать, что нет Марии места в чужом ей мире, где она - как рыба на песке. В сцене ее казни воду выпускают. Надо думать, жизнь иссякает вместе с водой. Елизавету для изъявления монаршей воли одевают, под руки ставят подпорки, и ими водит шут-дурачок. Значит, руки отказывают ей, когда нужно подписывать приговор сопернице. Режиссер был щедр настолько, что дал Нееловой сыграть в Елизавете нерешительного, не желающего мстить Гамлета, о котором по причине пола ей можно было даже не мечтать. Но щедрость простиралась еще дальше - он обеим актрисам подарил по ударной сцене: Елизавете - сцену рокового решения, Марии - сцену смертной казни. А вот тут он нас и обманул: после каждой такой кульминации ждешь финала, а его все нет и нет. Досадно.