Драматический |
18+ |
Клим Козинский |
2 часа 15 минут, 1 антракт |
Спектакли Электротеатра надо смотреть! Они не меряются категориями нравится-не нравится. Просто расскажу, как было.
Начало. Зелёный газон, на нём лежит девичье хрупкое тело в зелёной пижаме кигуруми. Рядом нож. В глубине сцены – телефонная будка. Входит католический священник (Олег Бажанов), рассказывает про голод и монаха, который жрал людей, потом душит зелёную нечисть, которая в программке называется «людоед».
По сути, это «Идиот» Достоевского, которого режиссёр-дебютант Клим Козинский как бы перевёрнул с ног на голову. Доказывая, что и так тоже можно.
Князь Мышкин (Павел Кравец) – нервный хипстер. Настасья Филипповна (Елена Морозова) – взбалмошная сумасшедшая без боли. Аглая (Анна Даукаева) – эффектная гламурица, желающая в Париж и приключений. Рогожин (Денис Бургазлиев)- трогательно угрызается совестью в костюме паука. И почему-то Евгений Павлович Радомский, ботаник.
С текстом Достоевского тоже не церемонятся. Его разложили на монологи, диалоги и слова автора, причём всё это может произносить один герой, как будто читает книгу.
Ну, а в сценографии Анастасии Нефёдовой легко узнаётся сюрреалист Рене Магритт: его человек без лица, но в костюме и шляпе, кровавые пятна словно на картине «Память», дверь с картины «Победа» и т.д.
Я бы оставила только "Идиота" Достоевского. Очень понравилась Елена Морозова в роли Настасьи Филипповны Барашковой. Очень понравился и внешний джентельменский вид Евгения Самарина и еще больше его галстук из бисера в виде мухи - стильно.
Понравился Парфен Семенович Рогожин в исполнении Дениса Бургазлиева, Аглая Ивановна Епанчина в исполнении Анны Даукаевой и князь Лев Николаевич Мышкин в исполнении Павла Кравец.
Не понравилась сцена удушения "людоеда" в исполнении Аси Кравец и не поняла «Монадологию» Готфрида Лейбница и Лукьяна Тимофеевича Лебедева в исполнении Олега Бажанова кто читал «Монадологию».
Из "Идиота" я бы добавила сцен и показала бы самую страшную сцену когда князь находит Настасью Филипповну у Рогожина. И вообще бы сделала бы акцент на персонажей Достоевского, раскрытие их характеров. Сейчас не все характеры раскрыты и не вся драма "Идиота" продемонстрирована в полной мере.
"Идиотология" был пятым посещенным мной спектаклем Электротеатра. Ранее была на "Бунине" и "Бунин" мне очень понравился: и атмосфера и еще больше дискуссия сразу после спектакля. С "Психоза" и "Волшебной горы" я ушла. "Вакханок" я сдала билет по личным причинам, мне рассказали что постановка не понравилась и я не собираюсь на "Вакханок" снова покупать билет. Рекомендовали спектакли Бориса Юхананова. Читайте отзывы и рецензии прежде чем покупать билеты в Электротеатр и покупайте максимально дешевые билеты чтобы как в моем случае с "Психозом" или "Волшебной горой" было не жалко потраченных денег на билет в случае если постановка не понравится и захочется уйти из Электротеатра.
Сколько бы Достоевского не ставили, все равно объять его произведения целиком и докопаться до самой сути практически невозможно. А потому любой спектакль, любые фантазии на темы Федора Михайловича я приветствую и стараюсь их не пропускать. Именно потому я и оказалась вчера в Малом зале Электротеатра Станиславский на "Идиотологии".
Думаю, не каждый и не сразу сообразит, прочитав название, что режиссер Клим Козинский в своем спектакле решил докопаться до глубин романа "Идиот". Правда, в аннотации значится, что спектакль основан не только на «Идиоте» Фёдора Достоевского, но и «Монадологии» философа Готфрида Лейбница.
По образованию я математик, а потому с Лейбницем знакома только через дифференциалы и интегралы, а с философией у меня никак. Но от этого на "Идиотологию" еще больше манило. Однако в спектакле от Лейбница-философа оказались только клочки, или я не опознала тончайшие интегрирующие аспекты. В результате к монадам я отнесла зеленого человечка (в программке он значится как Людоед), задушенного Лебедевым (Олег Бажанов), и паука, хотя, возможно, это был клещ на спине Радомского. Кстати: клещ тоже пытался Евгения Павловича задушить. Так что философия оказалась весьма душевной. А вот с Достоевским было все в порядке: текст звучал оригинальный, характеры сделаны интересно.
Спектакль как лоскутное одеяло соткан из отрывков "Идиота", причем лоскутки подбирались режиссером по его собственному вкусу, но получилось вполне ярко и гармонично.
Для меня "Идиотология" стала бенефисом двух актрис: Елены Морозовой в роли Настасьи Филипповны и Анны Даукаевой в образе Аглаи. Сначала нам были предложены их сольные выступления, а во втором действии они сошлись в жестком спарринге. Морозова в рыжем парике и Даукаева в черном, как шахматные королевы, вышли на бой, в котором ничья невозможна - только победа.
Настасья Филипповна у Морозовой получилась ни на кого не похожей. Она женственна, изящна и как будто отделена от остального мира прозрачным экраном. Она не рвет страсти на части, как предыдущие исполнительницы этой роли, а томно наблюдает за происходящим холодным взглядом исследователя. Создается впечатление, что собственная судьба ее давно не интересует, зато интересует происходящее вокруг, но так - мимоходом.
Аглая Дукаевой решительно выходит из юбки, как из детства, вступая в неравный бой с Настасьей Филипповной. Аглая умна, образована, но горяча, а в любом бою холодный разум - путь к победе. Хотя Барашкова и не стремится победить. Она забавляется с Аглаей как кошка с мышкой.
В этой схватке Мышкин (Павел Кравец), Рогожин (Денис Бургазлиев) и Радомский (Евгений Самарин) лишь рефери, оценивающие бой, но не бросающие полотенце на ринг. В общем - интересно.
Дизайн сцены и костюмов от Анастасии Нефёдовой – еще одно явное достоинство спектакля. Перед нами два действия - два мира. После антракта мягкая зеленая лужайка сменяется голой землей, залитой кровью. И телефонная будка из СССР. Через нее, как через временной портал, выходят к нам действующие лица спектакля.
Да! Еще же Магритт! Его фанаты будут довольны. В спектакле столько отсылок к его картинам. Но это и по фотографиям понятно.
Так что есть несколько причин, чтобы потратить два часа двадцать минут и посмотреть спектакль "Идиотология" в Электротеатре Станиславский.