Новаторская опера Александра Маноцкова, написанная для хора «Школы драматического искусства», на последней «Золотой маске» взяла приз в номинации «Эксперимент». Хорошо известный по спектаклям Анатолия Васильева хор в «Гвидоне» работает еще и как слаженная актерская труппа. В основе фольклорно-литургического сочинения лежит пьеса Хармса, в которой поэт-обэриут раскрывается как ликующий христианин.
Опера |
12+ |
55 минут, без антракта |
Новый спектакль, рождающийся в бывшем театре Анатолия Васильева, принадлежит все же больше оперному, чем театрально-драматическому искусству. По крайней мере там все время поют, а не говорят. Хотя для обычного оперного театра города Москвы этот спектакль, судя по всему, совсем не годится. Это именно опера для «Школы драматического искусства», где, во-первых, дружат с музыкой, а во-вторых, вообще со всем, что выходит за рамки системы Станиславского.
Опера называется «Гвидон» и отсылает к одноименной пьесе и другим произведениям Даниила Хармса. «Разбуди меня сильного к битве со смыслами, /Быстрого к управлению слов/И прилежного к восхвалению имени Бога во веки веков» — ключевые строчки из поэта в этой опере. Тема — серьезнее некуда: религиозность, но именно в хармсовском ее понимании. В рясах никто ходить не будет. Но радостное просветление в мозгах обещано.
Автор современной фольклорно-литургической музыки, а точнее, того, для чего здесь уместно употребить вагнеровское понятие «гезамткунстверк» (предполагающее нерасчленимый симбиоз музыкально-сценических искусств), — питерец Александр Маноцков. Он и композитор без композиторского образования, и мультиинструменталист, и певец с фольклорно-православным уклоном, и дирижер, и преподаватель в Школе-студии МХАТ, а самое главное — очень театрально мыслящий музыкант. Среди его наиболее заметных свершений — огромное количество музыки к спектаклям, наиболее почетное место занимают работы Могучего и Серебренникова. А также спецзаказ для прошлогоднего 15-летия «Золотой маски», для финальной церемонии которой он сочинил оперу «Золотое».
«Гвидон» написан специально для хора «Школы драматического искусства» — уникального коллектива, участникам которого все нипочем: петь вместе и порознь, по-народному и по-оперному, на каких угодно языках — и при этом еще быть артистами, конечно, в местном, поствасильевском понимании этого слова. Премьерных спектаклей три штуки, дальнейшая судьба проекта пока не ясна, так что живучесть оперного жанра в неоперных условиях имеет смысл проверять незамедлительно.
Ну что же, опять молодцы. Очень необычно. Без декораций. Слова Хармса со всеми вытекающими. Поют супер, и хореография очень интересная. Как верно сказал предыдущий комментатор - не укладывается в систему Станиславского.
Выходишь в смятении - что это было?! Только на следующий день можно обсуждать - мозг должен переварить увиденное...
Я уже кажется писал, что спектакли этого театра, как картины импрессионистов: стоишь близко - пятна какие-то дурацкие, отошел подальше - так вот оно, оказывается, что такое! Гвидон - наиболее яркий образец такого действа. Выходишь - думаешь - было хорошо. Но что именно - словами выразить не получается.