Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
9.8

Спектакль в Москве
Голос отца

Постановка - У Никитских ворот
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом

Расписание сеансов

О спектакле
Пьеса «Голос отца» была впервые опубликована в ташкентском журнале «Звезда Востока» в 1967 г., но до того долго ходила по Москве в виде «самиздата». Суть пьесы состоит в разрушении памяти и связи с предками, с теми, кто создавал этот мир. Без уважения к прошлому, нет настоящего. Через память об отце главный герой налаживает сокровенные связи с тем миром, который хочет сделать своим, но неожиданно приходит человек с ломиком и разрушает эту связь с предками, превращая людей в «манкуртов», потерявших исторические корни. Если это экстраполировать на нашу жизнь – то на месте кладбища должен появиться парк с дискотеками, с «голыми вечеринками»….Увы, но у нас таких прецедентов множество и по сей день. И это олицетворяет портрет того самого потребительского общества, к которому мы идем. А великий Платонов предупреждает нас об опасности пустотного существования. И в этом актуальность этой пьесы. В основе этого и других рассказов Платонова лежит мысль о продолжении жизни после смерти и необходимости людям помнить об этом и подниматься над суетой, становясь частью вечного, вселенского. Даже самые обычные проявления жизни Платонов воспринимал как таинственные и непостижимые, преклоняясь перед явлениями природы и изъявлением человека. Сокровенное приобретает планетарный масштаб, а идеализм и материализм сливаются в гармонию. Жизнь в понимании писателя перетекает в сон, а реальность оказывается мнимостью, и это является доказательством того, что искусство – это фантом картин и впечатлений. Марк Розовский – первый из советских режиссеров, решившихся н театральный эксперимент – Платонов на сцене. Сатирическая комедия «Город Градов» в 1996 году была поставлена Марком Григорьевичем актерами студии МГУ «Наш дом». А потом долгие годы Розовский дружил с вдовой писателя и с его дочерью. Марк Розовский: Будучи прежде всего театральным человеком, я испытал сильнейшее желание поставить Платонова на сцене, хотя понимал, что проза Платонова мне не поддастся, если не сумею передать в сценической игре главное – то что меня восхитило, как читателя – это стилеобразующее единение поэтики Платонова с его мировоззрением. Для Платонова на театральной сцене требуется создание особой атмосферы и действия в параллель авторскому слову. Нужен зрелищный контрапункт, который бы не иллюстрировал звучащий из-за кулис повествовательный текст, а задавал дополнительный образ, всем своим смыслом соответствующий стилю и содержанию словесного массива.
Драматический
12+
Марк Розовский
1 час 20 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Катерина Шаблова
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг -1
11 апреля 2024
Как звучит "Голос отца"?

- Кто же враг человеку?
- Другой человек.
- А кто друг?
- Тоже человек. Вот в чем тягость и печаль жизни. Если бы против людей стояла одна природа, тогда бы осталась одна простая и легкая задача.
Эти слова звучат практически в самом начале нового спектакля «Голос отца» театра «У Никитских ворот», премьера которого состоялась 4-5 апреля.
Пьеса Андрея Платонова, написанная в 1938 году, но впервые опубликованная только спустя тридцать лет, вкладывает в себя философскую глубину и предупреждение об опасности пустотного существования. Она рассказывает о важности связи с предками, охраняющей тонкую нить, на которой держится наш мир.
Режиссер Марк Розовский мастерски передал единение поэтики Платонова и его мировоззрения, создав на сцене особую атмосферу, которая соответствует стилю и содержанию произведения. Марк Розовский – вообще первый режиссер, решившийся на театральный эксперимент с произведениями Платонова: в 1960-х он поставил повесть «Город Градов» в театре-студии МГУ «Наш дом», а в 1970-х в Литературном музее – спектакль «Голос отца». Спустя полвека режиссёр возвращается к этому тексту.
Александр Чернявский невероятно сыграл главную роль. Интересна авторская ремарка, отождествляющая действующих лиц: «играть на сцене «голос отца» другому актёру не следует, потому что это будет грубой художественно ошибкой, которая придаст сцене мистический оттенок, тогда как эта сцена должна быть совершенно реалистической». То есть актер, по сути, разговаривает сам с собой большую часть спектакля, но делает это просто невероятно! Задавая вопросы, так переживает, отвечая на них - так преображается. Тембр его голоса настолько сильно менялся, что в этом было нечто завораживающее и пугающее одновременно. И при этом так правдиво.
В постановке занято всего три актёра: кроме Александра Чернявского, играют Илья Собакин и Богдан Ханин, и каждый из них смог очень точно передать характер своего персонажа. И второстепенные роли на самом деле меняют суть спектакля: от философской драмы в начале постановки постановка переходит в ранг сатиры и юмора, даже несмотря на сложность сюжета и глубину мысли. Человек сам себе враг, но только человек может все исправить и извинить, сохранить и продолжить…
Спектакль «Голос отца» идет без антракта, чуть более часа, и лаконично, я бы даже сказала концентрированно, раскрывает важные аспекты человеческой жизни и культурного наследия. Он напоминает нам о важности сохранения связи с поколениями и охраны наших корней для гармоничного развития как личности, так и общества.

0
0
9
Ольга Сорокина
13 отзывов, 13 оценок, рейтинг -1
10 апреля 2024
Очень нужный и актуальный спектакль!

Маленький, камерный зал. Всё пространство, как на ладони. Кладбище. Могилы, кресты. Яков, пришедший на могилу отца.
Эта первая сцена заворожила. Герой молча идёт по кладбищу, садится на скамейку, не торопясь достаёт стаканы, хлеб. Закуривает. И не произносит ни единого слова. Создаётся полное ощущение, что его внутренний диалог с отцом уже начался.
И я даже вздрогнула, когда раздались первые слова.
А дальше магия. Александр Чернявский, играющий сына, непостижимым для меня образом так сумел сыграть этот диалог отца с сыном, мгновенно перевоплощаясь, делая это настолько естественно, что я до сих пор под впечатлением. Менялся не только тембр голоса, менялась интонация, менялся взгляд и, кажется, даже рост актёра. Потрясающе!
Это в самом деле был голос ОТЦА. Такой необходимый сыну.
Но тут, впрочем, как всегда в жизни, в эту едва наметившуюся гармонию внутреннего, бесцеремонно вторгается внешнее. В виде некого служащего "стройразбортреста" (Илья Собакин), которому кто-то велел всё сломать, камни и железо рассортировать, а могилы сровнять. Потому-что на этом месте можно построить что-нибудь новое и полезное, например, парк.
Каким же колоритным получился персонаж! Типичный идейный разрушитель, человек без корней. Прямо, как в песне "весь мир мы разрушим до основания, а затем мы новый мир построим" или не построим, но это не важно.
Каждая деталь образа продумана и только усиливает эффект. Начиная со старой детской коляски, которую он использует для инструмента. И как здорово играет Илья Собакин!
И лично я очень рада, что Марк Розовский добавил в происходящее такие точные и яркие штрихи, добившись тем самым максимально чётких акцентов. Один финальный жест милиционера (Богдан Ханин) чего стоит, когда тот лишь чуть повернул фуражку, и сразу понятно, что к чему.

Браво!

0
0
10
Екатерина Вольнова
11 отзывов, 11 оценок, рейтинг 0
9 апреля 2024
Пьеса Андрея Платонова на театральной сцене.

4 и 5 апреля в Театре у Никитских ворот состоялась премьера спектакля Марка Розовского "Голос отца" по одноименной пьесе Андрея Платонова, в которой удивительным образом переплелись советский реализм и повествование похожее на притчу.

Андрей Платонов - советский писатель, поэт, публицист, сценарист и журналист, чьи труды не были должным образом оценены в советское время, но издаются и переосмысляются в наши дни. Мне посчастливилось попасть на генеральный прогон спектакля "Голос отца" накануне премьеры и услышать мнение самого Марка Григорьевича о творчестве писателя.
"Если открыть том Платонова и прочитать строчку, любую строчку, которая случайно попадется вам на глаза, она вас восхитит. Если прочитаете абзац, вы ахнете. А если прочитаете страницу, придете в неистовое восхищение, восторг!" - уверен режиссёр. И я с ним совершенно согласна. После спектакля я ощутила невероятное желание прочесть оригинальный текст самой, и знаете, не смотря на свой малый объем... он действительно принес мне удовольствие и подал пищу для размышлений.

Пьеса "Голос отца" была написана по последним исследованиям в 1938 году, а опубликована лишь три десятка лет спустя.
Вместе с главным героем Яковом мы оказываемся на кладбище, на могиле его отца. Кресты, могилы, павшая осенняя листва...

Как часто вы разговариваете с по-прежнему дорогими сердцу, но покинувшими этот мир, людьми? У меня такое случается. Любимой бабушки нет рядом 16 лет, а я все также спорю с ней и рассуждаю о жизни, спрашиваю совета, веду диалог, как бы абсурдно это не звучало.

Вот так и Яков признается отцу в любви и получает ответы на вопросы, мучившие мужчину со дня смерти родителя. Здесь нет места мистике. Голос отца звучит через сына.
"- Но где же ты теперь отец?
- Я в твоем сердце и в твоем воспоминании"...
Интересно, что по задумке писателя, голос отца играет не отдельный актер. Голос звучит из уст сына. С этой задачей мастерски справился Александр Чернявский. Тембр его голоса настолько менялся от исполнении роли сына до роли отца, что в этом было нечто завораживающее и пугающее одновременно.

В постановке занято всего три актёра. И каждый из них смог точно передать характер своего персонажа. Но надо отметить, что все без исключения образы героев вышли гротескными. От драмы в начале постановки мы перешли к почти сатире в финале.

Сын (исп. Александр Чернявский) - преданный фанатик советского мира и лично товарища Сталина. "Если они (люди) позабудут свой смысл в жизни, – я один встану против них всех, я один буду защищать тебя, Сталина и самого себя!" На краткий миг в глазах артиста мелькнул огонек почти... безумия, он буквально вжился в свой сценический образ.

Служащий стройразбортреста (исп. Илья Собакин) еще один фанатик. Но на сей раз фанатик нового мира. Он приходит на кладбище сравнять могилы, и он одержим идей - идеей разрушить все старое, отжившее, построить новый мир, словно живет по заветам гимна интернационала. Помните слова? "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим — Кто был ничем, тот станет всем!" Образ работника настолько мерзок, что в нем почти не видно души человеческой.

Богдан Ханин воплотил на сцене милиционера - предельно честного, предельно понимающего и действующего исключительно в рамках человеческой (и не только) морали. Не даром в финале его образ максимально приближен к... ангельскому!

Спектакль длится чуть больше часа и оставляет сильнейшее послевкусие, его хочется обдумывать и обсуждать! "Голос отца" затрагивает такие важные темы, как память о наших предках и уважение к прошлому.

Хочу поздравить театр и Марка Григорьевича с блестящей премьерой!

0
0
10
Елена ККК
391 отзыв, 775 оценок, рейтинг 276
6 апреля 2024

"Голос отца" - спектакль Марка Розовского по пьесе Андрея Платонова, написанной еще в 1938 году (и которую я, увы, не читала). Старая сцена встречает нас довольно мрачной картиной.
Осень сама по себе пора увядания, грустное время, а уж на пустом кладбище... Сразу настраиваешься не на действие, а на размышление о смысле жизни. В общем, это правильный настрой: отец, как можно догадаться, лежит в могиле... что не мешает ему разговаривать со своим сыном.
В спектакле всего три действующих лица (если не считать собственно голос отца), продолжительность - менее полутора часов. Тем более удивительно, как столь небольшое может оказаться настолько Большим. Эта постановка, которая может восприниматься и довольно просто, на самом деле невероятно глубока. Достаточно вспомнить историю нашей страны - 38-39 годы, когда звучит сталинское "сын за отца не отвечает" - здесь сын уверяет отца в преданности и рвется продолжать его дело, утверждая, что "Сталин учит всех людей быть верными детьми своих отцов" (с). Даже год смерти отца, который, вместе с повестью его жизни высечен на могильном камне (что для зрителей может быть не очевидно, но мы это услышим): "Инженер. Продолжатель дела Уатта и Дизеля. ...великий труженик для облегчения участи людей" (с), в общем, наводит на мысль о некоторой связи с биографией самого Платонова. Мы услышим, что враг человека - другой человек, но и друг человека - тоже другой человек. И что отец ждет от сына, чтобы тот стал мудрым и счастливым...
Марк Григорьевич точно выполнил наказ Андрея Платоновича: "Играть на сцене «голос отца» другому актеру не следует..." (с), - и для нас и сына, и голос отца играет Александр Чернявский. И делает это просто невероятно! Я всегда знала, что Александр талантливейший актер, но здесь он, кажется, превзошел себя, совершенно преображаясь в этом монологе-диалоге с отцом. Впечатление производит сильнейшее!
Насколько серьезна и даже торжественна первая часть действия, настолько меняется атмосфера с появлением служащего в исполнении Ильи Собакина. Илье замечательно удался этот образ - чуть жуликоватый, деятельный, уверенный в собственной миссии и правоте, плюс - с хорошо подвешенным языком. Узнаваемый типаж получился, на самом деле :)
Очень не хочется пересказывать сюжет, так что остановлюсь, пожалуй. Хочу только сказать, что, все это снова... или всегда, актуально, и потому особенно остро воспринимается. Весь спектакль - по живому, сильно и глубоко... И большое спасибо Марку Григорьевичу за окончание - то, что он придумал в конце, хоть и очень контрастирует с настроением в начале, но позволяет зрителям "выдохнуть", вернуться из той истории в наше настоящее с улыбкой.
Уже прошли премьерные спектакли апреля, так что искренне поздравляю театр У Никитских Ворот с новой прекрасной постановкой!

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все