Сюжет античной трагедии разыгран в двух непохожих актах, но в одном месте — в зале выдачи багажа в аэропорту. Первый акт возвышенно-церемониален, второй — кровав и динамичен. Пьеса Еврипида, герои которой с горящими глазами исполняют жестокую волю богов, приобретает совершенно новый смысл благодаря трансляции на плазменном табло цитат великих учен ых ХХ века с резким общим посланием — бога нет. «Электра» Юлии Пересильд — одна из лучших актерских работ сезона.
Драматический |
18+ |
Тимофей Кулябин |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
С тех пор как отечественная режиссура узнала о существовании «Википедии», сцена повидала множество умных цитат, но «Электра» Тимофея Кулябина в этом смысле бьет все рекорды. Приложение к программке сообщает зрителям о том, что есть бозон Хиггса, Большой взрыв и Черная дыра, а плазменный экран весь первый акт делится словами нобелевских лауреатов в области физики, аргументирующих свои атеистические убеждения. Дано все это, разумеется, на контрасте с волей богов, руководящей действием античной трагедии. Электра, во всяком случае, именно из богобоязненных соображений мстит своей маме за убийство папы. Покойный папа же, как известно, младшую сестру Электры заколол на алтаре. Ну и так далее; в общем, в стремлении угодить богам люди истребляют друг друга. А при условии отсутствия этих богов — так вообще глупостью занимаются. Кажется, об этом ставил спектакль молодой и перспективный режиссер, имевший большой успех в Новосибирске сразу после окончания ГИТИСа.
Сценография по-европейски статична — это аэропорт: висят табло, стоят алюминиевые скамеечки, ждет своего рейса конвейер для багажа. Первый акт нарочито ритуален: жесты величественны, голоса монотонны и спокойны. Второй — суетлив и натуралистичен. И именно в этом контрасте рождается энергия подлинности. Грубый натурализм здесь срабатывает благодаря нарочитой церемониальности первого акта. Тут вообще надо сказать, что «Электра» — это, что называется, хорошо сделанный спектакль: режиссер здесь демонстрирует блистательное владение ремеслом, весьма достоверно копируя европейский почерк. Впрочем, есть тут один, самый ценный момент, когда о всяческих профессиональных терминах забываешь, — как раз во втором акте, когда на багажном конвейере выезжает истерзанное человеческое тело, его тащат по полу, оно валяется на кафельном полу, истекая кровью (это живой актер, не манекен). Я видел, как некоторые зрители закрывали рукой глаза при виде знакомого зрелища обезображенного трупа посреди стерильного пространства аэропорта. Собственно, одним этим кадром сказано про трагедию в современном мире больше, чем всеми последующими перипетиями с убийством Клитемнестры и отчаянным богоотступничеством Ореста в финале.
Аэропорт.
Ряд табло, безжизненный на протяжении большей части спектакля.
Хромированные холодные (узнаваемые) скамейки и урны.
Бегущая строка «бежит» по всему периметру сцены.
Безликое, бездомное пространство, где нет ничего постоянного. Где людской поток стирает всякое представление о близости и человеческом тепле.
Аэропорт.
На отшибе (по сути внутри) аэропорта кабинка-дом с прозрачными стеклянными стенами-окнами (ощущение замкнутого пространства на грани клаустрофобии – как будто знак того душевного ада, в котором существует героиня). Дом, где растет и кормится благодарной грудью месть.
…Но начинается все с ритуального танца. Нет, даже молитвы. На сцену выходит мужчина в черном костюме, медленно снимает пиджак, расслабляет галстук и танцует. А экран за его спиной скудными фразами объясняет: «Вся его семья погибла в авиакатастрофе. Каждый год в один и тот же день он приходит в аэропорт и танцует. Просит Богов вернуть ему его близких. Но Боги молчат». Жирное многоточие в начале спектакля: Богов в том, что мы увидим нет и не будет, да и не должно быть. Не смотря на обращение "героев" к их воле, не смотря на частое поминание Богов. На самом деле Боги не нужны. Для счастья или несчастья нужны только люди и их поступки. Их решения. Вернее Боги нужны, но лишь для того, чтобы свалить вину со своих плеч. Но Боги молчат. Их нет. Вообще "религиозные" заявления режиссера вполне понятны. Он говорит голосами Нобелевских лауреатов и научными терминами, связанными с "миросотворением" (или около того) - Большой взрыв, Бозон Хиггса, Теория струн и т.д.. Говорит о невозможности Бога. И говорит своим собственным голосом - но уже через происходящее на сцене.
Электра, выбритая наголо и муж, за которого она отдана силой. Нищая жизнь дочери Агамемнона (сюжет пересказывать не буду). Неспешная помпезность, хотя нет, не помпезность. Скорее «трагичность» того, что происходит на сцене. На сцене происходит трагедия (как жанр). Не путать с драмой. Медленные, неспешные (кроме нескольких моментов) движения актеров. Выверенность движений. Все это напоминает танец. Или медитацию. Страдающая Электра, Орест, нерешительно говорящий с сестрой от себя в третьем лице, ее эмоциональная рефлексия на его появление. Все это отдавало страстями высокой трагедии. И для современного зрителя все происходящее местами вроде бы отдает фальшью. Но нет! Ни одной случайной ноты! Только неспешная, красивая, продуманная трагичность героев. Они идут к кульминации своего возмездия.
После антракта атмосфера меняется совершенно. Я бы даже сказала, что вся античность уплыла с некоторыми ушедшими зрителями в небытие. Остались только остатки человеческого. Остатки. Залитый кровью Орест, с безумными глазами и окровавленным ножом. Он бегает по сцене, прячет нож, трет руки, смывает кровь, которую невозможно смыть, снова бегает, двигает мебель, жадно курит одну сигарету за другой, отлично сыгранный убийца. Ибо с того момента они оба становятся именно убийцами.
Он бросает под ноги Электре то, что совершил. В нем читается сомнение, а верен ли выбор – убийство. Но он еще пытается верить.
На багажной ленте на сцену выезжает окровавленный, вернее весь залитый кровью труп мужчины (весьма натурально окровавленный!) на целлофане (не муляж и не имитация, а вполне живой актер). Сцена повергает в шок. (Две возмущенные зрительницы демонстративно встали и ушли. В масштабах малого зала весьма неприятное и громкое «заявление»). Орест стягивает труп с ленты. Таскает его то туда, то сюда. Электра практически в прямом смысле этого слова топчет труп своего врага. Вываливает на него окурки. «Мочится» вином. Орест будто уже осознает весь ужас ее неутомимой мести. Но она торжествует и говорит ему о следующем шаге – убийстве матери… Орест. Бедный Орест. Он с самого начала был обречен. Сцена убийства матери и поедания им (Орестом) после убийства баночки детского питания потрясают. Режиссер развенчивает «месть», как законное право, как необходимость, как волю Богов. Насколько месть оправдана в первом акте, настолько она отвратительна во второй. И труп именно для этого и придуман. Вот она – неприглядная правда мести. Месть – это окровавленный труп от которого надо избавляться, который надо заматывать в мусорные пакеты, после которого надо тереть пол, оттирать следы убийства с рук. В мести нет никакой «романтики». Это действительно был крутой режиссерский ход.
Конец истории не менее символичен. Одиночество среди толпы «пассажиров». Толпы в которой ты теряешь единственного родного, который точно никогда не простит. Отчужденность, безликость, одиночество. Вот то, что остается на месте, где раньше росла и кормилась месть. Пустота. И в этой пустоте нет даже Бога. Потому что Боги всегда молчат.
Посетила постановку в которой Электру играла Елена Николаева. Сильная, эмоциональная, с "чувством" игра. Также сильно играл исполнитель роли Ореста Олег Савцов. Жизненно. Больше всего понравился танец "робота" исполняемый в начале и в конце представления - Михаил Видякин бесподобен и только ради его танца - "жертвоприношению Богам" стоит сходить на постановку!
Новая сцена в Театре наций открылась премьерой спектакля Электра, поставленной молодым режиссером Тимофеем Кулябиным. В основе - сюжет древнегреческого мифа. Дочь царя Агамемнона Электра, будучи не в силах простить матери убийство отца, и, желая отомстить, подбивает своего брата Ореста на убийство их матери. В спектакле действие перенесено в наше время, место действия - аэропорт. Античная трагедия разыгрывается в контексте нашей реальности. Таким образом, главный вопрос, поставленный в пьесе, а именно -вопрос личной моральной ответственности за содеянное, звучит абсолютно актуально и воспринимается очень остро. В то время как на сцене актеры произносят классические тексты Еврипида, ссылаясь на божественную предопределенность всего происходящего, на плазменных экранах и "бегущей строке", смонтированных по периметру сцены, зритель видит тексты - высказывания великих ученых, нобелевских лауреатов, опровергающие наличие Бога в устройстве мира. Зрителю как бы предлагается определить свою собственную позицию и это, на мой взгляд, главная причина того, почему, посмотрев спектакль, еще долгое время ты мысленно постоянно возвращаешься к нему. Это, а не окровавленный труп любовника матери Электры и Ореста, который появляется на сцене в начале второго акта. Безусловно шокирующий элемент постановки, он только подчеркивает трагедию неправильно сделанного выбора.
Художественно-постановочная часть вообще производит впечатление. Аэропорт как место действия, на мой взгляд, прекрасная метафора. Ведь, если задуматься, именно желание перемен или сознание их необходимости и приводит сюда людей. И здесь особенно объемно воспринимается момент "перезагрузки" главных героев, о которой говорит постановщик Тимофей Кулябин: "Совершив убийство матери, Электра и Орест спускаются с котурн, перестают быть героями, превращаясь в банальных убийц".
Спектакль определенно имеет смысл посмотреть во-первых, потому, что это интересно с художественной точки зрения, во-вторых, потому, что по сути своей, это - интерактив, в котором создатели, сделав свой ход, оставляют "мяч на вашей стороне".
Ближе к Богам. «Электра» на малой сцене Театра Наций.
В Театре Наций премьера. Малая сцена открылась спектаклем Тимофея Кулябина
«Электра». Абсолютно лысая на этот раз Юлия Пересильд (работа гримеров) и актер МХТ, Олег Савцов, с такой, казалось бы, легкостью во внешности, выступают в своих первых трагических ролях, убедительно и стремительно увлекая нас в свою историю.
Сюжет разыгран как по нотам, четко и динамично, одна сцена сменяется другой, время на размышление почти не остается. Все увиденное обдумываешь уже выйдя из зрительного зала.
Действие трагедии Еврипида режиссер переносит в современный мир. Место действия – аэропорт. Такой выбор создатели спектакля объясняют тем, что именно отсюда, люди имеют возможность подняться так высоко, в прямом смысле слова, взлететь, а значит стать ближе к Богу.
Вначале, сложно отстраниться от древнегреческих образов, которые рисует воображение и приходиться приложить усилия , чтобы удержать внимание как бы на двух параллельных линиях, связанных текстом. Позже, привыкаешь к такому восприятию, и начинаешь следить одновременно за тем, что происходит на сцене и за воображаемой картиной. Изображения космоса, периодически возникающее на экранах, настраивают на волну «вне времени», резкий шум помех на тех же экранах, дает встряску и возвращает от мыслей о вечном к реальности. Бегущая строка: цитаты великих ученых, гениев науки о религии и Боге. Наука отрицает существование божественного начала. Ставит под сомнение веру. Ловишь себя на том, что уходишь в размышления о философских вопросах здесь и сейчас.
Актеры глубоко погружены в игру. Кажется, что их общение происходит уже и на невербальном уровне. Создается ощущение, что они не замечают обстановки вокруг и зритель тоже перестает замечать современные костюмы и декорации. Этот контраст помогает удержать внимание на тексте Еврипида. Не дает расслабиться и отвлечься.
Электра толкает брата на жестокое преступление (в отместку за вероломное убийство отца) и он - Орест, совершает его. Второй акт шокирует, кровавая сцена, весьма неприятный физиологический момент, через который зритель должен пройти. Резко меняются ощущения, уже сложившиеся к началу второго действия. Но именно здесь происходит катарсис. Наступает момент переосмысления. Меняется сознание героев, меняется их отношение к происходящему. Электра торжествует над телом убитого любовника своей матери, Эгисфа и продолжает двигаться к главной цели - убийству матери. Убеждает в его необходимости Ореста, а после говорит ему, что это не его грех. Но это уже не оправдание и возмездие не делает из детей героев, они становятся преступниками. Не к этому ли ведет безбожие, отсутствие веры?
Финальная сцена- заполненный зал аэропорта, громкая музыка - возвращает нас в современный мир: реалистичные образы, обычные люди на сцене, повседневные ситуации, словом, жизнь. Но вот артисты выходят на поклон, мы видим их лица, пока еще в гриме, и вновь задумываемся о том, где мы, и кто среди нас? И вечные вопросы всплывают из подсознания.
«Электра" - один из тех глубоких спектаклей, над которыми долго думаешь после. И осознание приходит позже, когда мысленно воспроизводишь вновь и вновь, одну за другой детали, символы, интонации. Такой спектакль ставит вопросы, на которые каждый ищет свои ответы.
"Правду говорить легко и приятно "- как сказал Иешуа ГаНоцри , герой великого романа.
То, что происходило вчера на малой сцене уважаемого театра Наций, кроме как сумбуром, назвать не получится. Из того, что запомнилось и хоть как-то скрасило вселенскую печаль всего еврейского народа от сия действа был танец в начале, и актерская харизма госпожи Пересильд. Последнюю мне было очень жалко, потому что хорошую актрису втянули в наглую и бредовую авантюру под названием "Электра", нацепили ей грубо-наклееный лысый нашлепник на голову, сделали грубый макияж и посадили полоскать белье в тазу и периодически полоумно вскрикивать, извергая истинно арийские эмоции. Нет, нет, стоит отдать должное и режиссеру. Средства, выделенные на постановку, он освоил легко и полноценно, посему сценографии можно поставить твердую оценку 5(отлично)! А вот что происходило в художественном наполнении - это, кроме как укуренным кошмаром, назвать нельзя. Обрывистые диалоги героев, не связанные межу собой логической цепочкой, которые были утоплены в космическо-комическо-идиотической фабуле пьесы, сдобрены депрессивно-монотонной музыкой и телевизионными инсталляциями на экранах в виде помех! Кратко: наш с сестрой мозг, прибывая в здравости, чистоте и непорочности помыслов, свернулся в папирус, произвел несколько резких взлетов над сценой и свалился в районе 5 ряда прямо у головы гражданки-зрительницы с нелепой прической в виде большого дреда! Не выдержали мы до второго действа. Пошли искать в районе Петровки забегаловку, где продают те самые чудодейственные грибы!