Драматический, Пластический |
16+ |
14 февраля 2012 |
1 час 20 минут, без антракта |
В Большом театре кукол 2 спектакля по книгам ветхого завета: «Екклесиаст» и «Песнь песней». Собственно, если добавить еще книгу Йова, то перед нами была бы трилогия Жизни языком театра: жизнь как суета, жизнь как Любовь и жизнь как страдание.
Ну, оставим страдание (без него лучше).
Сразу скажу, что спектакли разные, но оба — настоящий Театр! Образный, эмоциональный, трепетный, изобретательный, яркий! Р.Кудашов — великий режиссер, и актеры играют, выкладываясь по полной (что во время антреприз и сериалов встречается чрезвычайно редко).
Рассказ о том, что нет ничего нового под солнцем и все — суета сует, а во многая мудрости много печали - абсолютно неожиданно для меня, оказался радостным, полным юношеского задора и жизнелюбия. Мудрый, фаталистически грустный библейский текст рассказанный языком пластики и танца, настолько выразителен и понятен, что зрители смеются, узнавая себя! Вот юношеские неуклюжие ухаживания и пронзительное желание нравится; вот разгульная юность, брак, семейные ссоры и измены; вот бег за успехом и попытки прыгнуть повыше; вот замкнутый круг работа-дом, день-ночь; вот удивление, куда делось время и силы, которые казались такими безграничными. Будничное включение- выключение лампочки — и вот она погасла совсем. Как артистично и безоглядно разбрасывали этот песок — и вот просыпалась вся жизнь.
И каждый из нас песчинка в этом круговороте жизни. И звучат строки Екклесиаста про бессмысленность всего, что мы делаем, про отсутствие справедливости, про то, что нет у человека преимуществ перед скотом; что познание умножает скорбь, что все обречены на смерть... И мы видим, чувствуем, что все так, НО тон спектаклю задают совсем другие строки: «Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» И спектакль заканчивается задорной песней про небо!
После «Екклесиаста» выходишь удивительно счастливым! Парадокс достойный «Онегина» (только Пушкину удалось роман о разбитых сердцах и сломанных жизнях сделать таким радостным).
Никакого высокомерного презрения базару житейской суеты и ярмарке тщеславий! Никакого обреченного фатализма. Никакого пиетета перед высокими истинами.
Прекрасный, человечный, жизнеутверждающий спектакль, брызжущий молодой энергией и, вопреки, первоисточнику, добавляющий зрителю мудрости, совершенно не умножая скорбь. Отнюдь!
(Да, меня очень порадовали разговоры юных после спектакля: «Понравилось. Я, правда, половины не понял. Надо будет книжку почитать. Не знаешь, толстая?»:)
Скучно! Одинаковые актеры под однотонную музыку показывают телами и криками набор сцен про то, как скучна и бездуховна окружающая жизнь. Развития сюжета нет, кульминации нет, развязки нет. Один скетч следует за другим, любой из них можно добавить или убрать, в принципе, ничего не изменится. Ни о чем. Жалко потраченного времени.
Когда какой-то автор пытается в рамках одного произведения выразить весь пафос и всю трагедию рода человеческого, что-то внутри меня говорит: "Стоп! Это уж слишком! Не много ли на себя берёте? Как бы не получилось по верхам..." Так обычно и выходит. Всё выливается в очередной альманах человеческих страстей.
Получилось, кажется, только у автора библии. И то вопрос спорный. Собственно некоторую музыкально-пластическую иллюстрацию к тексту одной из библейских книг мы здесь и наблюдаем. И вновь я должен отметить, иллюстрируют кудашовцы здорово. Неожиданно, ярко, слаженно, с отдачей. Взято буквально три объекта – песок, табурет, лампочка, но форм взаимодействия с ними найдено великое множество. И всё же иллюстрация...
Номера, из которых состоит данное действо, могли бы замечательно вписаться в какой-нибудь современный драматический спектакль, привнося туда обобщение и поднимая его на новую энергетическую и философскую высоту. Будучи же собранными все вместе, они несколько проигрывают, ибо мы получаем сплошные обобщения и никакой конкретики.
Потрясающий спектакль! Талантливейшие актеры и постановщики!
Спектакль длится более двух часов, но не отпускает ни на секунду,в конце невозможно удержаться о т слез- трогает до самой глубины.
Молодая одаренная мастерская Кудашова обладает проникновенной и чистой энергетикой. Всегда очень интересно наблюдать как "танцуют" непрофессиональные танцоры ,а именно-актеры. В них рождается удивительная пластика, с которой работают все театральные хореографы и режиссеры. При этом ясность, с которой выражается Мысль и Чувство никуда не теряется, на языке тела скорее даже усиливается.