Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
7

Спектакль
Джентльменъ

Постановка - Современник. Основная сцена
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Премьера Евгения Каменьковича

Сто с лишним лет назад эта пьеса вызвала скандал: промышленники возмутились пародией на себя, журналисты — на пасквильное изображение их брата. Евгений Каменькович ставит пьесу Сумбатова-Южина, целясь в сегодняшних нуворишей. Купца-миллионщика, возомнившего себя джентльменом, играет Артур Смольянинов, невесту — Марина Александрова.

  • Джентльменъ – афиша
  • Джентльменъ – афиша
  • Джентльменъ – афиша
  • Джентльменъ – афиша
  • Джентльменъ – афиша
Драматический
16+
Евгений Каменькович
3 часа 5 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1161
16 февраля 2010
Пародия на нуворишей

В глубине сцены красуется ажурный модерновый павильон, в центре пальмы и два белых слона в натуральную величину; вокруг народ потеет под пышными историческими костюмами; у жениха на груди варяжский, кажется, щит, на невесте расшитый жемчугом кокошник — самый богатый человек Москвы женится на самой красивой девушке. Купец молод и стремителен (Артур Смольянинов), у приват-доцентской дочки (Марина Александрова) черные целомудренные косы до поясницы — красотища! Чуть позже еще и сестра купца выйдет за графа, владельца небольшого майората в Прибалтике, и два мезальянса станут развиваться одновременно и в соответствии с исторической логикой — через скандалы и расставания к мирному, паразитарному симбиозу и размыванию сословных границ.

Сто с лишним лет назад, когда эта пьеса была поставлена в Малом, она вызвала настоящий скандал: промышленники и купечество были возмущены пародией на третье сословие, журналисты писали генерал-губернатору, жалуясь на пасквильное изображение их брата. Не обиделись на автора только женщины и купец Михаил Абрамович Морозов, с которого князь Сумбатов, для сцены взявший псевдоним Южин, списал своего купца-миллионщика, кувшинное рыло, называющее себя джентльменом. Ларион Денисович Рыдлов, как и его прототип, баловался литературой; от него, как и от Рыдлова, неожиданно сбежала молодая жена. Не обделил ядом князь Сумбатов и свое сословие: именитые, благородные и образованные, немного покорячившись, покорно возвращаются к своим кормушкам. Евгений Каменькович, правда, интерпретировал финал. В пьесе бедная Катя сбежала было от мужа в расчете на развод и новый брак с писателем Остужевым (Иван Стебунов), к которому у нее внезапно проснулось чувство. Она уже распахнула объятия — но писатель отступил: «Я женат, моя жена — моя свобода, она мне развода не дает». Катю зовут обратно, каждый приводит ей свой довод, но слышит она только свекровь. Та призывает девушку вернуться к очагу, нарожать детей и выполнить свой женский долг. И Катя возвращается. Только не кроткой Кетт, как написано, а снежной королевой, которая восседает над всеми, закинув ногу за ногу. Она пришла не подчиняться «лабазному мышлению», а править.

Сумбатов чистил себя под Островского, когда в Европе вовсю цветет новая драма и вот-вот откроется и станет играть Чехова Художественный театр. Сегодня его «Джентльменъ» звучит в равной степени старомодно и злободневно, зависит — у кого что болит. Народ, взбудораженный появлением книжки «Околоноля», видит в авторе труда о «двойственности человеческой природы» под названием «Бездна» г-на Суркова, вдохновителя новейшей идеи о взращивании «сложного человека». Те, кто горюет о крахе либеральной идеи и упадке СМИ, просыпаются на том месте, когда Рыдлов и рассчитывающие на его капитал писаки сообща придумывают новую газету в надежде на успех. «Само слово успех — позор, — кричит им приват-доцент и журналист старой закалки Горев. — Пройдет время, и проклянут имена тех, кто из публичного слова сделал орудие своего успеха». В зале аплодисменты. Павел Каплевич, который сорвал самые громкие аплодисменты (за слонов и феерические костюмы а-ля рюс), уверяет, что русские именно так и гуляют, и вспоминает мифическую свадьбу, которую устроила для своей дочки жена московского мэра, бетонная королева Елена Батурина. А знатоки театральной старины уверяют, что ровно так же, как в «Современнике» — с нажимом, так что каждая реплика тянет на бенефис, — играли во времена Сумбатова.

5
0

Отзывы

9
Татьяна Мироненко
54 отзыва, 222 оценки, рейтинг 164
19 марта 2011

«Джентельменъ» очередное событие в театральном мире Москвы. Зрительский зал очень живо реагировал на происходящее. Смотреть спектакль, безусловно, нужно! Получите удовольствие от представляемой на сцене феерии: тонкого юмора авторского текста и его режиссерской трактовки, «Бродвейского» (в лучшем понимании) – зрительного ряда, интересной актерской игры.

4
0
5
Лариса Николаевна Никулина
97 отзывов, 251 оценка, рейтинг 268
15 июля 2011

Каменькович, полюбившийся после "Улисса" и "Дома, где разбиваются сердца", разочаровывает.
- Но это же такая актуальная тема, "на злобу дня" так сказать - уверяли меня.
- Да? Возможно. Но ничего же не происходит.
Живому тексту Сумбатова-Южина не хватало действия на сцене. Скучно и однообразно. Актеры разговаривают тихо, эмоций почти не выражают, половину из них вообще не видно на сцене, под конец спектакля в программке оказалось почти в два раза больше действующих лиц, чем запомнилось по игре.
Но к Смольянинову и Александровой нет никаких претензий. Самые живые, интересные, столько актерских выдомок, находок. Очень удивили и очень порадовали. Единственным, что можно было смотреть были сцены с их участием.
В последние время все больше убеждаюсь, что дорогие помпезные декорации - первый признак пустого скучного спектакля. Слоны, занавесы и фрукты за актеров не сыграли.

3
0
5
egortut
201 отзыв, 472 оценки, рейтинг 380
2 июня 2010

по ходу спектакля появляется занавес с надписями Эхо и Бездна, так вот, хотелось чтоб там было написано Марля. Какая-то не согласованность декораций актеров и пьесы. Актеры как будто в марле и сами из марли и все белое вокруг.

Режиссер и Каплевич похоже не договорились.

По отдельности спектакль состоит из множества талантливых деталей но в целом очень нудно и очень вяло, на час можно легко сократить.

ПС может быть, конечно, в тот вечер было просто плохое настроение. Но шедевры обычно цепляют независимо от настроения, а тут - не случилось.

3
0
7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 488
23 марта 2010

Пьеса князя Сумбатова-Южина (Сумбаташвили) «Джентльменъ» незаслуженно обижена театральным вниманием, тогда как спустя два года после написания, в далёком 1899-м, она получила Грибоедовскую премию. Сам будучи актёром, князь играл в «Горе от ума» и в своём творении представил достойное продолжение традиций прославленного драматурга, став, подобно ему, автором одного произведения. Его «джентльмен» - молодой нувориш из купцов Ларя Рыдлов (Смольянинов), представитель нового капиталистического класса, однако лишённый предпринимательской жилки, зато наделённый буржуазным чувством эстетства. Не будучи стеснённым в средствах, он ставит в роскошном доме пальмы в кадках и скульптуры белых слонов, пишет книжки, строит планы по созданию собственной газеты и объявляет себя джентльменом – и всё бы хорошо, даже похвально, если бы джентльменство не было для него лишь внешней оболочкой, модным костюмом, а понятия благородства, чести и мужества – ненужными придатками к нему. Зато амбиций – не занимать: Рыдлов искренне не верит в то, что его, такого замечательного, богача, красавца, гения, можно не любить; ан нет – не любит невеста Кэт (Александрова), дочь простого учителя физики, по наводке воспитательницы-англичанки решившаяся на брак. Девушку прельщает иной герой – примчавшийся из-за границы пылкий литератор Остужев (Стебунов), так поначалу похожий на Чацкого своей холодной отстранённостью от светской жизни с её деловыми сделками и ловкими изменами… но нет, он – другой, не романтический бунтарь, а такой же эгоист, как Рыдлов. Оба соперника привязаны к своей избраннице – и каждый со своими требованиями: возомнившему себя всесильным Рыдлову нужна покорная, терпеливая супруга, искателю острых ощущений Остужеву – увлекательное приключение на стороне, ведь настойчивый ухажёр и сам женат и не собирается разводиться. Потребительским отношением мужчин к себе Кэт загнана в угол, в нелепое, неловкое положение, и может показаться, что нет из этого тупика третьего выхода: либо бедность и позор, ложащийся на честное имя клеймом дешёвки, временного вдохновителя для писаки-сердцееда, либо невыносимое существование на правах дорогой вещи, бессловесной безделушки, мирящейся с мужниными обманами. Но выход есть: из ведомой, выбираемой, используемой тихони, исповедующей идеалы семейственности, построенной на любви и гармонии, Кэт превращается в ведущую, выбирающую, использующую хозяйку положения, неприступную, знающую себе цену. В циничном мире, где нет места чистому и светлому, приходится быть либо ничем, либо всем – самым циничным: «Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?».. История, рассказанная автором и режиссёром, показывает один из самых ярких женских образов в отечественной литературе и наглядно иллюстрирует трудный, обусловленный рядом разочарований и построенный чередой волевых поступков путь от женского наложничества к подлинной эмансипации в лучшем смысле этого слова. И в этой истории ещё много замечательных второстепенных персонажей, живых, многогранных, убедительных и запоминающихся, каждый из которых мог бы стать героем собственной драмы; положительных и отрицательных нет – всяк держится за свою правду и тем обаятелен и интересен. Во многом это заслуга актёров – идеально подобранных на свои роли и сыгравших мастерски, талантливо, со вкусом, без лишнего пафоса, морализаторства и сантиментов. Благодаря динамичному, непредсказуемому развитию событий «Джентльмен» не выглядит почтенной архаикой, а вполне соответствует современности, где вышеописанные проблемы и ситуации по-прежнему встают перед людьми и требуют достойного решения. Декорации и костюмы великолепны сами по себе, но отнюдь не поставлены во главу угла – психологический фактор преобладает над оформлением, да к тому же зрителю предоставлена возможность не только сочувствовать героям, но и посмеяться: пьеса писана как комедия, и юмор в ней по-настоящему смешной. В общем, «Современник» наконец-то приятно меня удивил не только технически качественной, но и осмысленной вещью – три с гаком часа пролетели незаметно и небесполезно.

22.03.2010
Комментировать рецензию

3
0
9
Дарья Кочетова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
26 июня 2013

Великолепная, потрясающая игра актеров. Смольянинов меня просто поразил, такой талантище! Ольга Дроздова прекрасна как всегда.
Сюжет постепенно разворачивается, интересно следить за ходом событий, не замечаешь, как летит время. Очень веселая атмосфера царит во время спектакля. Я бы еще сходила посмотреть.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все