Талантливый режиссер Александр Титель стал походить на хорошего ремесленника, который штампует спектакли, основываясь на уже проверенных схемах и зарекомендовавших себя приёмах. В этом амплуа он похож на набравшуюся опыта Агафью Тихоновну, что умело приставляет губы Никанор Иваныча к носу Ивана Кузьмича. Глядишь, выйдет что-нибудь путное. Но цветок под названием «Дон Жуан» оказался каменным. Вероятно, статуя Командора крепко пожала руку не только герою моцартовской оперы, но и режиссеру-постановщику. От того в спектакле все заматерело еще в день премьеры.
«Дон Жуан» сделан железо-бетонно, правда в некоторых местах постановка больше походит на концертное исполнение. Это особенно заметно тем, кто в музыкальный театр Станиславского ходит часто и хорошо знает текущий репертуар. Необъяснимая страсть Тителя к сценическому минимализму уже начинает порядком надоедать. Впрочем, и оперных неофитов вряд ли удовлетворит декорация-монетка, что поворачивается разными сторонами все три часа, что длится опера. Сценография Адомаса Яцовскиса впечатляет лишь первые пол часа, потом становится ясно, что артистам велено обживать каждый сантиметр этой «бандуры», дабы оправдать творческий замысел.
А в чем замысел, спросите вы? Тут захочется махнуть рукой и ответить: «всё тоже! Не возжелай жены ближнего своего, твори добро, да благо тебе будет». Не спектакль - а музыкальная проповедь, рассказанная в добрых пастырских традициях, когда белое - это белое, а черное - это черное. Мысль прямая, как рельса столичной подземки. У зрителя не возникает никаких дилемм: кто здесь жертва - многочисленные любовницы или сам герой. Режиссер дает ответ сразу - Дон Жуан! Он нехороший человек, повеса и распутник. За что и будет наказан Высшим судом. Концепция спектакля ровно такая, как об этом написано в либретто. И отчасти это хорошо, поскольку любителей традиций в опере большинство. Но даже их, похоже, не впечатлит такое буквальное прочтение истории. Да и финал с Каменным гостем, что утаскивает развратника в глубины фортепиано, выглядит вполне предсказуемо. Остряки, покидающие премьеру, шутили, что Дон Жуана (по версии Тителя) поглотила музыка, она стала ему могилой.
Нелепости некоторых мизансцен обнажают поверхностность режиссуры. Донна Эльвира опускающая стулья во время арии (?), странная беготня по сцене в квартетах и сикстетах (?). Все это смотрится несколько нелепо. Понятно, что через некоторое время все устаканится и сами исполнители осознают логику режиссерских построений, вживутся в образы и т.д. Но пока артистов больше заботят их вокальные партии. В этом смысле, театр держит свою марку. На какой бы состав вы не попали, твердую «4» - вам точно гарантируют.
Каков итог? На мой взгляд, «Дон Жуан» не попал в число обязательных к просмотру спектаклей. Увы и ах. В данном театре есть постановки и получше, даже у того же Александра Тителя.
Новый МАМТовский "Дон Джованни" в целом выглядит не плохо. Титель поставил еще один хороший спектакль с традиционным прочтением сюжета, в традиционной для себя эстетике пустой затемненной сцены и постоянно двигающейся центральной замысловатой конструкции. Но новый спектакль все равно выглядит снятытым со старой полки.
Дон Жуан всех соблазняет, да и многочисленные доньи и сеньоры сами на него охотно вешаются, Донна Анна не та за которую себя выдает, и сама напрочь сбегать на свиданку с горячим парнем, в тот самый момент, когда Дон Оттавио (дурак дураком) выспивает «Dalla sua pace». Церлина нимфетка, но не дура, послушно позволяющая стягивать с себя свадебный наряд под «La ci darem la mano», но также бегло облачаясь в него под негодующие возгласы Эльвиры. Донна Эльвира наиболее сильно сделанный образ, брошенной, свихнувшейся от любви героини, с огромный внутренним содержанием. Мазетто убогий алкоголик, которого с удовольствием спаивает Лепорелло. Титель в очередной раз не удивил своим "развлекаловым", режиссер хорошо ставящий, снова извлекает из пыльного сундука Оперы Иванны старые чулки и пытается прихорошить труп. Покойничек и в самом деле пляшет как живой, но ни как не оживает.
Что касается исполнителей, то Наталья Петрожицкая (Донна Эльвира)пожалуй единственная, кто в этом спектакле делает роль по настоящему, сама с глубоким осмыслением. Хибла Герзмава (Донна Анна), конечно поражает роскошествами своего голоса, но содержательной внутренней работы не демонстрирует, как впрочем и остальные. Инна Клочко (Церлина) совершенно замечательное легкое сопрано. Дмитрий Зуев (Дон Жуан) - подвижный голос и со всеми сложностями этой партии справляется. Дмитрий Балашов (Оттавио) - тенор не поющий верха в этой роли сомнителен. Денис Макаров (Лепорелло) немного насторожил в «Madamina, il catalogo e questo», но потом пел более чем прилично. Максим Осокин (Мазетто), в целом, - честная работа. Дирижер Уильям Лейси - ансамбли сводит блестяще, и может быть его музицирование ориентируется не на последние эталоны, но выглядит слаженно, но не всегда убедительно.
PS: скучаю по Чернякову....
начну с перечисления кто как пел. сразу скажу что мне похоже реально не нравится кирилл золочевский, он пел оттавио и опять от его пения создавалось впечатление натужности, хотя к счастью таких высоких нот как в робинзоне тут не было, было не так страшно его слушать, колоратуры опять у него не переливаются, в общем ладно. дон жуан (дмитрий зуев) был неплох, донна анна (мария макеева) мне не очень понравилась, по-моему ей голоса нехватает, прямо какая-то мини версия вышеупомянутого кирилла. вот донна эльвира (наталья петрожицкая) была просто великолепна и церлина (лилия гайсина) была хороша. декорации минимальные, буквально одна вращающаяся стена, стулья и стол. мне интересно не футфетишист ли постановщик, в опере были и обнимание ноги лежащей на сцене донны эльвиры и покачивание ногами из окон и вообще сильный акцент на женских ногах. впрочем мне лично это нравится. кстати трусики эльвиры тоже показали (по крайней мере мне, сидящему на самом краю бельэтажа), а ещё ее положили на стол и забросали бутафорской едой в какой-то оргии обжорства, плюс и она и церлина снимали часть одежды, в общем эротические мотивы в опере разумеется есть. сама опера довольно милая, церлина наверное особенно милая, как она поет что она как овечка, ав. дон жуан вызывает конкретное уважение своей смелостью, а самая неприятная наверное донна анна. ещё улыбнуло когда лепорелло заявил что пойдёт в таверну в поисках нового хозяина, прямо вспомнились герои меча и магии (: сидел я на крайнем левом месте бельэтажа, билеты поздно покупал -_- акустика там ок но что видимость ограничена они при покупке говорят правду, особенно из-за софита, даже мой довольно высокий рост не очень помогал, плюс не повезло что влево актеры уходили куда чаще чем вправо где лежала какая-то груда досок. если бы не софит было бы ок. в зал к сожалению пускают опаздывающих и две таких мм овечки протиснулись мимо меня пока я смотрел как поет командор и потом протиснулись назад когда поняли что с видимостью в первом ряду не очень, грр
Дон Жуан – театр Станиславского.
Постановка производит очень двойственное впечатление, так как с музыкальной точки зрения и подбора ансамбля опера выглядит очень достойно, а с точки зрения визуальной и театральной впечатление, мягко говоря, двойственное. Сначала о том, что понравилось. Во-первых, Хибла Герзмава в роли Донны Анны, которая пела прекрасно, было очевидно, что это примадонна, солистка высокого класса, голос у нее очень глубокий, с богатыми оттенками, интонационно насыщенный. Моцарт – гений, этот постулат самоочевиден. Понравилось исполнение, оркестр под управлением английского дирижера Уильяма Лейси. звучал замечательно и точно. Остальные голоса, кроме Герзмавы, звучат достойно, но не вызывают восторга. Дон Жуан (Дмитрий Ульянов), Лепорелло (Денис Макаров), Мазетто, Дон Оттавио, Донна Эльвира, Церлина и Командор честно отрабатывают свои партии, и, если бы не было Герзмавы, то не было бы такой огромной разницы между ее космическим исполнением и остальными солистами. Собственно, комплименты на этом исчерпаны, перейду к критике. В Дон Жуане Тирсо де Молины и Лоренцо да Понте присутствуют заигрывание, страсть, горе, отчаяние, разочарование, жажда мести, порочность, в нем нет полутонов и переходов, все чувства очень обнажены и понятны. Во время арии Лепорелло “Madamina, il catalogo e` questo” зал должен лежать от хохота, Ферруччо Фурланетто тому прекрасный пример, с неподражаемым длиннющим свитком в руках, который он разворачивает перед оторопевшей Донной Эльвирой. А тут мы видим совершенно неотличимых Дон Жуана и Лепорелло, причем последний листает черную гроссбуховскую тетрадь, перечисляя трофеи своего хозяина, как если бы докладывал о продаже сукна или бочек с сельдью в одном из городов Ганзейского Союза, а сам выглядит как потасканный торговец в пропыленном сюртуке. С точки зрения актерской игры очень все странно, исполнителям явно была навязана режиссером Александром Тителем очень ломаная, неестественная угловатая пластика, странные вывернутые позы, даже в сцене соблазнения Церлины в дуэте «и хочется и колется» - “Qui ci darem la mano …. Vorrei e non vorrei” - где язык тела и рук так же важен, как и вокальная экспрессия, слушатель не верит, что Церлина “vorrebbe”, хотя, быть может, режиссер хотел таким образом выразить тот факт, что у Дон Жуана ничего не получится, ведь после смерти Командора и него и правда не получается пополнить свой список ни единым именем.
Декорации современные и очень лаконичные, представляют из себя с одной стороны этакую Испанскую Лестницу, составленную из шести рядов фортепиано, вырастающих вертикально, в которых, при соответствующем освещении, ясно читается аллегория гробов и кладбища, а с противоположной стороны поворачивающейся конструкции – увешанная нарочито красным кровавым виноградом стена виллы Дон Жуана. Собственно, сам главный герой – тут все по Станиславскому, не верю совсем. Как хотите, но Дон Жуан должен обладать мужской харизмой, должен источать тестотерон и порочность, зритель должен понимать, почему у него “in Ispagna son gia` mille e tre”. А тут мы видим полноватого, лысоватого и рыхловатого женатика с нулевым тестостероном, да еще и одетого во все тот же замусоленный лапсердак. И где страсть, секс и порочность, спрашивается? Дамы тоже одеты странновато, меньше всех повезло Церлине (Евгения Афанасьева), худенькой и с тонкими ножками, которую нарядили в овечий парик и белую юбку – солнце с пиджачком, да еще заставили совершенно негармонично бегать по сцене вприпрыжку и демонстрировать ножки-палочки. Остальные в светлых длинных платьях с корсетами из эпохи безвременья. Вообще, осовременивание имеет право на жизнь, как, например, в очень спорном Золотом Петушке в Большом, или в Гамлете Королевского Национального Театра Лондона, с жесткой милитаристской эстетикой нашего времени, но тогда речь идет о законченном и выразительном художественном языке, об эстетике, которая складывается в систему, тогда как в случае Дон Жуана, эстетическая и визуальная часть спектакля вызывает вопрос «зачем?». Надо заметить, что во втором отделении действие стало чуть динамичнее, да и певцы разошлись, поэтому впечатление было чуть более живое, но финал, в котором Командор тащит Дон Жуана спиной (!) вверх во составленным вертикально фортепьяно и в конце концов на четвертом уровне – метра 3 – 4 от земли (премия по скалолазанию – представьте, спиной лезть вверх, да еще и петь при этом!) и они один за другим проваливаются в преисподнюю, оставил впечатление неловкости и искусственности.