На «Платформе» в ноябре состоялась премьера моноспектакля «Чучело» по одноименной повести Железнякова и фильму Ролана Быкова.
Через 30 лет после написания повести, чучело Лена Бессольцева сходит со страниц повести и появляется на сцене «Платформы». Хотя это уже и взрослая девушка, в ее сознании еще живет та маленькая и испуганная девочка из повести Железнякова, которую душат кошмары, происходящие с ней.
В детстве она пережила серьезную травму – травлю сверстников, забившую ее собственное «я» в самый дальний и пыльный уголок. И вот по прошествии стольких лет от нее не отстает это гнусное прозвище – «чучело». Она опускается на дно все ниже и ниже, остается в одном купальнике и чулках, почти нагую ее тянут за волосы, обливают из канистры, наконец, кидают зажженную спичку и вспыхивает самый настоящий огонь.
Но у того, кто это сделал, у того, кто разжёг этот огонь ненависти, нет имени, это не враг из плоти и крови, это, скорее, призрак прошлого, призрак унижения и обид, а может, это и она сама, маленькая Лена, еще тогда возненавидевшая себя. И все ее попытки убедить себя в том, что она красива и прекрасна, разбиваются о каменную стену «Платформы» и разлетаются на мелкие осколки, словно стекло от опустошённых бутылок.
«Она красивая, добрая, умеет прощать, но все равно с ней это происходит, просто у Чучела нет дна, а мы все доходим до какого-то уровня и застреваем», - комментирует автор постановки Нина Иванчик. – «Лена Бессольцева вобрала все персонажи повести, которые ее доводят до дна, которого не оказывается в итоге, и она остается лишь в наших сердцах».
Евгения Афонская (Лена Бессольцева) и Илья Коврижных (фантом) не произносят ни строчки, которые не соответствовали бы тексту повести. В этой современной постановке, в этом новом и злободневном театре сохранена вся лексика 80-х годов, а любое слово, стоит лишь открыть книгу или модный iPad, можно найти в оригинальном тексте.
30 лет назад повесть вызывала негодование у современников, это было потрясение, бомба, но всё это вызывал сам шокирующий сюжет. Новое прочтение поражает своей экспрессией. Уже не так удивляет актер, появившийся на сцене совершенно голым, как то, что мы видим не прикрытые эмоции, словно оголенные нервы. У Бальмонта были строчки: «Играть на скрипке людских рыданий,/На тайной флейте своих же болей…». Так вот, позволяя себе дерзость перефразировать классика, скажу, что современная Лена Бессольская играет на скрипке (а если буквально, то на сцене она играет на фа-но) наших рыданий, на флейте своих и наших болей. Не удивишь сейчас никого жестоким поведением школьников в жизни и нагими телами на сцене. Но заставишь сочувствовать и вспоминать себя в современном мире, где принято прятать истинное лицо за масками ген.директоров, «железных леди» и винтажных хипстеров, а времени оглянуться и посмотреть назад через зеркало в свои собственные глаза практически нет.
«Для меня - это спектакль про тайну, про то, что есть в каждом человеке: самое больное и сокровенное, то, что мы зачастую закапываем поглубже и чего больше всего боимся, от чего больнее, чем от огня»,- рассказывает о своей работе в этом спектакле сама Женя, сыгравшая героиню Лену.
Спектакль смотрится на одном дыхании и длится всего 40 минут. Но ради этих 40 минут стоит приехать на Винзавод. Равнодушным спектакль не оставит никого.
Следующий показ будет в январе. Рассадка в зале свободная, так что не опаздывайте и занимайте лучшие места - за столом прямо на сцене!