«Человек определяет пространство». Этими слова начинается книга Фридриха фон Ботмера, придумавшего и разработавшего гимнастику, которая предлагает человеку выйти за пределы собственного тела и связаться с тем, что тебя окружает, формируя пространство, в котором находишься.
Но что такое пространство? Это не пустота, заканчивающееся стенами. Для гимнаста – это субстанция, в котором живут его импульсы. Каждое движение оставляет след и его можно почувствовать.
Работа с пространством, следы от движения и дают возможность перенести ботмеровскую гимнастику в театр – в пространство чувственного восприятия. Движения становятся эквивалентом отношений, предтечей социального как такого. И тогда, встретившись в пространстве, гимнасты делают попытку сотворить в пространстве свой мир. Как каждый из нас творит его ежедневно, не замечая того. Ботмеровские гимнасты, как канатоходцы, должны пройти по тонкой грани, чтобы заполнить движениями пространство сцены и привести нас в другое пространство, центр которого – действующий человек. Человек прямостоящий.