Спектакль по самой известной книге Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» идет на российских подмостках уже больше шести лет. В одной плоскости спектакля известные красноармейцы Василий Иванович Чапаев и его оруженосец Петр Пустота пытаются разобраться в целесообразности всего сущего, в другой (и изображенной куда убедительнее) — главный герой на самом деле лежит в психиатрической больнице. Перекрещивая эти две вселенные, Пелевин разбавляет текст многочисленными аллюзиями и философскими измышлениями. О том, как относиться к тому, что в постановке метафизика уступает место буффонаде, споры среди театралов не утихают до сих пор.
Драматический |
18+ |
Павел Урсул |
3 часа, 1 антракт |
Премьеру они сыграли 7 ноября, предпослав ей перформанс с тачанками-ростовчанками и накалыванием билетов на штык красноармейца. Между красным днем календаря и нынешним Днем Победы — полтора года аншлагов в десятках городов страны и толпы девочек на служебном входе: «Спасибо за промывание мозгов». Девочки ломятся на этот спектакль по понятной причине: во-первых — это Пелевин, во-вторых — «Чапаева и пустоту» играют Сергей Никоненко, Евгений Сидихин и Гоша Куценко. Что же касается промывания мозгов, то это девочки зря: ничего мудреного в спектакле нет, кроме слов его идеолога Сидихина про то, что «мы просто раскручиваем действенный смысл тех событий, которые происходят в романе, но в этих действенных событиях участвуют люди в особом состоянии духа». Павел Сборщиков, который играет в спектакле Сердюка, объясняет проще: «Никто ничего не понимает первые двадцать минут, пока не появляются санитары». А еще Паша рассказывает про «расколы», пистолетные осечки, про то, как Сидихин летел на гастроли и перепутал Саратов с Самарой, а девочки перепутали Гошу Куценко с Тимофеем Байером и брали у него автографы, как Вера Сотникова назвала Василия Ивановича Сергеем Петровичем. И про то, как Куценко опаздывал на спектакль в Иваново, и режиссер Павел Урсул решил, что он вместо него сыграет. Без пяти семь Урсула стали наголо брить — и тут Гоша вваливается: «Ой Паш, а что ж ты так постригся?» Так и ходил Урсул зимой, как дурак, лысый.
Спектакль по знаменитому роману Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» вот уже семь лет собирает полные залы по всей России. В чем секрет? С одной стороны, это, наверное, все-таки Пелевин. Ведь его роман- это изощренная сатира или попросту стеб абсолютно над всем. С другой - великолепная режиссура Урсула и талантливая игра актеров. В роли Чапаева- Михаил Ефремов, Котовского – Михаил Полицеймако, Петра Пустоты – Михаил Крылов. Действо в постсоветской психиатрической больнице происходит под музыку основателя рок-группы «Николай Коперник» Юрия Орлова.
По моему, это один из самых оригинальных спектаклей по форме и содержанию. Россия матушка персонифицируется с пациентами психушки, которые поголовно страдают раздвоениями личности. Такой трюк позволяет актёрам играть не только своих персонажей, но и вытворять на сцене черт знает что. Во всех их дурачествах и импровизациях присутствует второй и третий смысл. Зрительские ассоциации зашкаливают и каждый понимает смысл происходящего по разному, в меру своих интеллектуальных и моральных цен ностей.
СПЕКТАКЛЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ!!! ДЕСЯТЬ ЛЕТ ТРИУМФАЛЬНОГО ПРОКАТА ПО ВСЕМУ МИРУ, ДЕСЯТЬ ЛЕТ ШКВАЛ ОВАЦИЙ И МОРЕ ЦВЕТОВ! ОН УНИКАЛЕН, САМОБЫТЕН, НЕПОДРАЖАЕМ. А ТО, ЧТО ПИШУТ КРИТИКИ, ТАК ЭТО ОТ УЩЕРБНОСТИ. НУ ПОДУМАЙТЕ САМИ - РАЗВЕ НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ РАБОТАТЬ ТЕАТРАЛЬНЫМ КРИТИКОМ? ИЛИ ГАИШНИКОМ? А ЕСЛИ ЖИЗНЬ ЗАСТАВИТ, ТО ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ НАКЛАДЫВАЕТ НА ЛИЧНОСТЬ ПЕЧАТЬ ЗЛА, А ГДЕ УЖ С ТАКОЙ ПЕЧАТЬЮ ПОНЯТЬ МОЦЕРТИАНСКУЮ ПРИРОДУ "ЧАПАЕВА И ПУСТОТЫ". ЭХ, ЖАЛЬ МНЕ ИХ - БОГ ОБИДЕЛ.
ЭТО НЕ ТОТ ЧАПАЕВ, НЕ ТА АНКА И НЕ ТОТ ПЕТЬКА, О КОТОРЫХ Я ПИСАЛ, ЭТО НЕ ТА ВОЙНА И НЕ ТА РЕВОЛЮЦИЯ - ЭТО ГОРАЗДО КРУЧЕ. ФУРМАНОВ.