


| Драматический |
| 12+ |
| Георгий Долмазян |
| 1 час, без антракта |

Очень мне полюбился проект театр МОСТ «Культпросвет. Эпоха в лицах». Очаровательные спектакли, вызывающие интерес к великим людям.
Знали ли вы, что будущего лауреата Нобелевской премии - Иосифа Бродского судили за тунеядство, как поэта без образования? Этот талантливый человек вынужден был провести вторую половину своей жизни вдали от родины, в разлуке с родителями и любимым городом. Не перестав при этом быть российским поэтом. Он не очерствел душой, не озлобился, и свято верил, что то, что он написал, сослужит людям службу и не только сейчас, но и будущим поколениям.
История про Бродского получилась необычайно открытая, честная, глубокая, лиричная, красивая. И как творчество самого поэта – метафоричная, одухотворенная, воздушная. Прошлое и настоящее, реальность и фантазия переплелись в причудливый узор. Мы послушали стихи и прозу Иосифа Бродского, его воспоминания, философские наблюдения, побывали на его лекциях. Актер – Иван Орехов – вошел в крайне непростой образ и дал почувствовать рядом с собой энергетику великого человека. Он же написал и инсценировку к спектаклю.
Режиссер спектакля – Георгий Долмазян. Со своим авторским, узнаваемый подчерком. Контраст, драматизм, красивый визуал, игра света , театр теней. И музыка! Усиливающая атмосферу, эмоции персонажей.
Большое место в спектакле отводится родителям Бродского. В их небогатой, но дружной и любящей семье царил уют, нежность и гармония.
«Нас было трое в этих наших полутора комнатах: отец, мать и я. Семья, обычная советская семья того времени». Они «пытались во всем добиваться лучшего: чтоб всегда на столе была еда - и чем бы еда эта ни оказывалась, поделить ее на ломтики; свести концы с концами, … отложить рубль-другой на детское кино, походы в музей, книги, лакомства. Те посуда, утварь, одежда, белье, что мы имели, всегда блестели чистотой, были отутюжены, заплатаны, накрахмалены. Скатерть -- всегда безупречна и хрустела, на абажуре над ней - ни пылинки, паркет был подметен и сиял.»
В роли родителей поэта — заслуженные артисты России Людмила Давыдова и Всеволод Гусейнов.
После просмотра я почувствовала наполненность и желание жить по-другому. В большей любви, доброте и прощении. А это, по словам Довлатова, – главный признак хорошего искусства.
Побывала на премьере спектакля «Бродский. 12 новелл от первого лица». Спектакль построен как череда тонких, почти сновидческих новелл, в которых фрагменты воспоминаний, поэтические образы и воображаемые диалоги складываются в исповедальную мозаику.
Каждая сцена — словно проявленная спустя годы фотография, затерянная в памяти поэта. На сцене оживает ленинградская квартира, родители, мучительный путь к эмиграции, практически выдворение поэта с Родины. Внезапно действие переносит нас в Нью-Йорк, в заснеженный парк, где две вороны становятся символами одиночества и изгнания. Всё это — не просто эпизоды жизни Бродского, а отражения его внутреннего мира.
Особое впечатление оставляет сцена чтения Людмилой Давыдовой, исполняющей роль матери поэта, стихотворения «В Рождество все немного волхвы…». — редкий момент счастья и единения.
Режиссура спектакля изящно избегает прямолинейности. Вместо хронологического пересказа — эмоциональная правда. Вместо объяснений — художественные коды, которые зритель расшифровывает сам. Музыкальное оформление, свет и сценография подчёркивают зыбкость воспоминаний, их хрупкость и силу одновременно.
«12 новелл от первого лица» — спектакль-интерпретация, спектакль-размышление. Он не столько о Бродском, сколько изнутри него. Это попытка заглянуть туда, где живут образы, которых не коснулась смерть — только поэзия. Эта постановка – приглашение, особенно молодых людей, поразмышлять о поэзии и личности поэта, чтобы в следующий раз этот «прикольный мужик на майке» обрел свое имя и стал не модным элементом одежды, а реально жившим и творившим человеком.
Спектакль, созданный с любовью о любви.
О любви самой разной: родительско-детской, к родине и творчеству, к людям и жизни. Конечно, эти виды любви не всегда бросаются вам в глаза, не кричат о себе, но прочитываются: в нарративе, игре актеров, в каждой новелле, в переливах музыки и света — во всем, что делает эту постановку трогательным, драматично-ярким спектаклем, пробирающимся в самое сердце.
Мне кажется, смотреть его можно (и стоит!) всем: и тем, кто совсем ничего не знает о Бродском, и тем, кто глубоко изучал его жизнь и творчество.
Для меня Бродский — один из любимых творцов. И несмотря на то, что я немало знала о нем, читала, постановка помогла взглянуть на него с новой стороны.
Особенное очарование постановке придает сквозной мотив, выстроенный через "Рождественский цикл" И. Бродского. С помощью текстов из этого уникального цикла движется сюжет, родители и сын говорят друг с другом; подсвечиваются настроения и проблемы, проходящие через повествование. Музыкальная тема из "Va' Pensiero" Дж. Верди завершает эффект.
Сердечно благодарю всех, кто дал жизнь этому чудесному сюжету: постановщика, звукорежиссера, художника по свету etc. Спасибо актерам и актрисам, особенно Людмиле Давыдовой и Всеволоду Гусейнову за роли таких прелестных, добрых и уютных родителей.
Отдельную большую благодарность хотелось бы обратить к Ивану Орехову, который стал автором инсценировки и исполнителем роли И. Бродского. Как отметил Георгий Долмазян во время вопроса-ответа после спектакля, Иван Орехов проделал большую работу: изучал материалы, все продумывал — а роль Бродского была сыграна чудесно, трогательно и проникновенно, по-человечески.
Спасибо Ивану Орехову и всем-всем за спектакль, который хватает за самое сердце и не оставляет еще долгое время.
В год 85-летия Великого поэта, Нобелевского лауреата, человека и сына.
В Театре МОСТ премьера: «Бродский. 12 новелл от первого лица».
«Я еврей, русский поэт и американский гражданин», - так называл себя Бродский.
Спектакль состоит из отдельных эпизодов. Мы видим его отношения с родителями, домашний уют, теплоту и заботу, семейные традиции, которые человек вспоминает на протяжении всей жизни. Видим и слышим вдохновленного лектора, который восхищен поэтами серебряного века и Ф.М. Достоевским - знатоком человеческой души.
Были показаны и другие, не самые приятные эпизоды жизни поэта.
Иван Орехов в роли Иосифа Бродского так проникновенно начинает лекции: «АннА АхмАтовА – 5 звонких А, удачный псевдоним…» Понравился мне созданный актером образ. Даже внешнее сходство есть, искала фото в интернете.
Родителей Иосифа Бродского сыграли заслуженные артисты Людмила Давыдова и Всеволод Гусейнов. Они такие настоящие, добрые и заботливые. Мать в белом наряде напоминает ангела.
Спектакль идет 1 час. После спектакля на сцену вышел режиссер – постановщик Георгий Долмазян. Он поведал зрителям, что о Бродском можно поставить спектакль на 3 дня и 3 ночи, но цель постановки просто напомнить о Бродском, тем, кто знаком с его творчеством и открыть Бродского для тех, кто о нем ничего не знает.
По пути домой я читала его стихи и высказывания, часть из которых разобрана на цитаты:
- Дурак может быть глух, может быть слеп, но он не может быть нем;
- Человек есть то, что он читает;
Эти строки мне часто попадаются на просторах интернета:
- Когда так много позади всего, в особенности – горя,
Поддержки чьей-нибудь не жди,
Сядь в поезд, высадись у моря…
Благодарю Театр МОСТ за еще один спектакль из проекта «Культпросвет».
24 сентября в театре МОСТ прошла премьера спектакля "Бродский. 12 новелл от первого лица". В зале было много блогеров, представителей СМИ. Перед спектаклем - краткое вступительное слово режиссёра Георгия Долмазяна. Думаю, что режиссёр не случайно выбрал этот небольшой уютный зал, где зрители так близко к актёрам, чтобы почувствовать атмосферу происходящего на сцене, быть чуточку причастными к тем дням и событиям. 12 новелл от первого лица, 12 вспышек в памяти Поэта, который по сути находится в изгнании, вдали от родителей, от Родины. Вот Бродский (его замечательно играет Иван Орехов) перед студентами университета в Америке вдохновенно рассказывает о русской литературе, русских поэтах и писателях - Ахматова, Цветаева, Достоевский - их творчество для него родное, прошло через его душу. И вспышка - яркая и болезненная... а потом - тепло... Вспоминает родителей, свою квартирку в "полторы комнаты", нежно любимую маму, отца. И перед нами Бродский-сын, а не только и не столько Бродский-поэт. Очень эмоционально и трогательно роли родителей исполнили заслуженные артисты России Людмила Давыдова и Всеволод Гусейнов. Родители, по сути потерявшие сына, они знали, что больше не увидят его. И только трубка телефона, как последняя надежда, как связующая нить. Вспышка - и всплывает в памяти унизительный разговор со следователем, глупые вопросы судьи - Вы учились на поэта? Кто Вам сказал, что Вы поэт? Воспоминания... Спектакль очень трогательный, грустный. Печальный рассказ Бродского-сына о двух воронах... Ему кажется, что в них вселились души его ушедших из жизни родителей... Поэт никого ни в чем не обвиняет. Он, несмотря ни на что, любит свою Родину, которая вынудила его уехать. Он её бесконечно любит.