Драматический |
12+ |
Сергей Женовач |
3 часа 30 минут, 1 антракт |
На побывку
Гастроли МХТ на сцене БДТ
В начале нового сезона МХТ привозит на гастроли премьеры сезона прошлого. Среди них «Пиквикский клуб» — мхатовская легенда в новой интерпретации, каких в годы правления Олега Табакова появилось немало (например, новая «Белая гвардия» Сергея Женовача из той же гастрольной афиши). В 1934-м Диккенса в МХТ ставил Виктор Станицын с группой корифеев и Грибковым в роли Пиквика. Теперь ту же самую инсценировку Наталии Венкстерн поставил Евгений Писарев.
Среди молодых московских режиссеров Писарев выделяется вкусом к жанровым вещам, и в «Пиквике» это дало о себе знать. Развлекательные комедии в постановках Писарева отмечены достоинством, за что ему аплодисменты. Но вот с «Пиквиком» произошла занятная история. Вещь о достоинстве, которое проходит испытание действительностью, оказалась отмеченной печатью респектабельного развлечения. Кто-то скажет: Диккенс как развлечение? Кошмар! С другой стороны, почему бы и нет? В новом «Пиквике» нет ни острой мысли, ни особой глубины, зато есть одно невероятно редкое качество, пусть и не входящее в перечень главных сценических добродетелей, — доброта. Роль Пиквика, идеалиста, отправившегося в экспедицию по изучению окружающей реальности, у Александра Феклистова. Против Пиквика и его молодых соклубников — целая ватага великолепных мерзавцев. На стороне главного героя Сэм Уэллер: в 34 году его играл Кторов, сейчас — Михаил Трухин, совместивший в роли слуги приземленность и искренность Пансы и остроту мысли Фигаро. В спектакле работает еще почти два десятка мхатовских актеров, но, подозреваю, смотреть будут только на Трухина. Равно как в «Трехгрошовой опере» — на Хабенского, а в «Крейцеровой сонате» — на Пореченкова: с тех пор как команда режиссера Юрия Бутусова переехала в Москву, МХТ из года в год дразнит Петербург театром, которого он лишился.
У Михаила Пореченкова в отличие от Трухина спектакль помельче, зато роль крупней: он играет Позднышева в «Крейцеровой сонате». О режиссере и авторе сценической версии Антоне Яковлеве известно только то, что он сын актера Юрия Яковлева и ставил в Вахтанговском «Мелкого беса». «Крейцерова соната» показала, что он по меньшей мере неглуп. Но больше всех удивил Пореченков. Причем удивил даже тех, кто знает его как хорошего артиста. Что уж говорить про тех, для кого он не более чем кинозвезда с амплуа добродушных качков, невозмутимо истребляющих зло на своем пути. В «Крейцеровой сонате» Пореченков играет с таким разнообразием оттенков — в диапазоне от мальчишеской растерянности до маниакальной решимости заглянуть судьбе в глаза, — что в его адрес несколько раз прозвучало: «Актер-неврастеник».«Крейцерова соната» в Москве единодушно признана мхатовской удачей, но здесь увидят ее немногие — это камерная постановка. Куда больше публики будет у Хабенского.
В 96-м, окончив ЛГИТМиК, Хабенский пытал счастья в московском «Сатириконе», в том числе играл в «Трехгрошовой опере» Владимира Машкова. На роль Мэкки Ножа Хабенскому оставалось только облизываться — им был, разумеется, Константин Райкин. Тринадцать лет спустя Хабенский играет Мэкки в постановке Кирилла Серебренникова. На сцене помимо актеров Московский ансамбль современной музыки, им управляет композитор Александр Маноцков. Вообще-то, Маноцков был приглашен по-новому оркестровать музыку Курта Вайля, но наследники Вайля запретили что-то менять. Тогда Серебренников заставил «Трехгрошовую оперу» звучать по-новому. Буквально. Он заказал новый перевод. Официальную премьеру назначили на 31 августа — в этот день ровно восемьдесят один год назад после премьеры «Трехгрошовой оперы» в берлинском Театре на Шиффбауэрдамм Бертольд Брехт и Курт Вайль легли спать и наутро проснулись знаменитыми. Поможет ли нумерология Серебренникову — увидим. Но одна из его придумок точно войдет в историю «Трехгрошовой»: Мэкки в финале уходит не за кулисы, а отправляется по красной ковровой дорожке прямо в небо.
Пожалуй, буду краток. Помните, как мучался Михаил Афанасьевич Булгаков при постановке своих пьес во МХАТе? Как красочно он описал свои муки в "Театральном романе"... но это были ягодки! Если бы он увидел, что русских офицеров сыграли небритыми алкоголиками, матерящимися на сцене, где дом Турбиных - символ домашнего очага, сохраняемого в самое отчаянное время, превратили в грязный притон... Нет слов. И, ребята, давайте называть вещи своими именами.. это не "Белая гвардия" и не "Дни Турбиных" и этот "театр", откровенно плюющий в Михаила Афанасьевича Булгакова - давно не МХАТ. И слава Богу, что "это" назвали МХТ. МХАТ уже давно только на Тверском бульваре... Извините, если кого обидел, но я сам очень оскорблен этим "действом"
Четыре долгих часа.
На сцене 3 артиста: Белый, Смоляков и Семчев.
Хабенского катастрофически мало. Его прост о не видно на сцене.
Рогожкина играет Кутепову, причем Полину Кутепову.
Сердце не замирает, духание не останавливается, ничего не происходит. И даже плакать не хочется.
А ведь тема ого-го какая актуальная. И про гражданскую войну, и про крысиное предательство.
Смысл сцены про убийство Турбина остался для меня загадкой... да и тридцати градустный наклон сцены непонятно к чему...
Очень хороший спектакль, который имеет некоторое отношение к роману Булгакова. Ну вот например главных героев зовут точно так же.
С юмором. не гениально, но хорошо.
Была на этой неделе на этом спектакле. Три-часа-сорок-пять-минут. С одним антрактом. Почему-то в программке и на сайте не пишут примерную продолжительность, и это странно, по нынешним временам.
Мне показалось, что театр прекрасный, начинается прекрасность "от вешалки" - неплохо работает гадероб, а также все остальные службы, поддерживающие жизнедеятельность зрителей (правда театральный буфет я не нашла). Еще мне понравился музейчик со старыми фотографиями и копиями документов, относящихся к истории создания театра и людей, к этому причастных. (Странно было увидеть в гимназическом дневнике (раньше он по-другому назывался) Саввы Мамонтова двойки, тройки и даже одну единицу. Он был примерным малышом, но из предметов явно тяготел к истории и иностранным языкам ( правда, кроме латыни). Все остальные предметы ему удавалось, как я поняла, упешно игнорировать)) Еще понравилось, что в антракте в холле продают билеты на другие спектакли по цене самого театра. Да! Еще понравился дизайн занавеса:
достойно, не аляписто, но - в традиции и "богато": и - мхатовский логотипчик чайки тут, и - золотая тесьма завитков волн.
Понравилась игра Константина Хабенского, которому в спектакле досталась роль Турбина: на мой взгляд, он очень органичен в своих ролях, и в этой постановке тоже. Забавно было видеть, когда все артисты вышли на поклоны, десятки дам всех возрастов каааак рванули к сцене буквально за несколько секунд, и давай дарить букеты Хабенскому. Хотя не он один стал фаворитом у публики в этом спектакле... Но ведь ему чертовски идет военная форма! )))
Понравились исполнители т.н. ролей второго плана: Тальберга прекрасно играет Валерий Трошин, найдя новый рисунок роли, понравился Фон Шратт - германский генерал в исполнении народного артиста В. Хлевинского и еврей в исполнении А.Панчика. Прекрасен народный артист В. Сергачев в роли Максима, гимназического сторожа, этакий "Фирс".
А теперь что НЕ понравилось (щас Вы узнаете, что я требовательный и недобрый зритель). На этот раз мне досталось место во втором ряду, в середине. Так что, сами понимаете - руку протянешь и дотронешься до сапог артистов...
Если бы не такое близкое к сцене место, я бы не услышала подсказку суфлера артисту, забывшему слова своей роли,
и не почувствоала бы себя пассивным курильщиком, когда все господа офицеры да еще и их сестра , как давай смолить сигарету за сигаретой... А я вообще-то к сигаретному дыму - не очень, до тошноты ... Могли бы обойтись электронными, а?
Двадцать первый же век на дворе.
Что еще не понравилось. Решение сценографии : три четверти сцены занимает металлический подиум, расположенный наклонно, под углом градусов в тридцать. (Вероятно, он символизирует знаменитую комедийную фразу Клары Захаровны "Вся страна куды-то катится, а наша семья - впереди всех"). Подиум изображал то уличную мостовую, то - крыло квартиры Турбиных, то - здание, захваченное врагами белого движения. На место собственно комнаты Турбиных оставалась лишь одна четверть сцены, туда скатывался в течение спектакля весь мусор с наклонного подиума, отчего к концу спектакля там было уже полно мусора. А белая столовая скатерть в дворянском гнезде Турбиных была отчего-то сильно мятой с самого начала. Поэтому фраза героя про уют и кремовые шторы дома Турбиных звучит как грубая лесть.
Не понравились костюмы героев. (Авторство принадлежит Оксане Ярмольник). Честно говоря, я не спец по историческим костюмам. Однако, мне представляется сомнительным, что полковник русской армии мог носить шаровары цвета ультрамарин с широкими красными лампасами. Во всяком случае, на архивных фотографиях того времени, которые я видела, обычные полковники были одеты иначе. На остальных господах офицерах костюмы сидят так, будто все они с чужого плеча, в основном - тесноваты, а погоны юнкеров как-то совсем отдельно от их шинелей перемещаются в пространстве. Даже когда герои переодеваются в гражданское, и здесь у них есть проблемы с одеждой: белая рубашка так мала Мышлаевскому, что расходится на груди, в вырезе жилета. Думаю, вряд ли дворянин счел бы возможным показаться в таком виде на люди...
Вызвал удивление кастинг актеров. Лариосика играет Александр Семчев. Мне нравится этот артист, и он отлично справляется тут со своей ролью, но! Лариосик у Булгакова - молодой чел лет двадцати с небольшим хвостиком, будущий студент. По ходу действия он проникается харизмой артиллериста Мышлаевского и начинает восхищаться им с практически сыновними чувствами. В спектакле же Лариосик и Мышлаевский - на вид ровесники, предположительно имеющие релевантный жизненный опыт, отчего некоторые реплики и действия выглядят странновато. Некоторое недоумение вызвал у зала момент, когда младший из братьев - Турбин ( артист примерно 44 размера одежды) говорит вновь приехавшему Лариосику, у которого украли вещи, что-типа "Да я Вам дам свои кальсоны, правда, они Вам будут немного велики, придется заколоть английскими булавками". При этом артист, играющий Лариосика, носит как минимум 58й размер. Зал просто замер, видимо всем было интересно, что же все-таки они там курят на сцене.
Не понравилась игра многих артистов, занятых в этом спектакле. Такое впечатление, что они устали играть этот спектакль, с момента премьеры в марте 2004 года. Совсем, совсем нет энергии и силы в этой игре. Только усталость и повседневность, "автопилот" такой поведенческий.
Елена Тальберг в исполнении Н.Рогожкиной - говорит на сцене еле-еле слышно, звуки едва вырываются из ее уст. Слышали ли ее зрители, сидящие на балконе? Сомневаюсь в этом. Она выглядит бесконечно уставшей, ничего хорошего не ожидающей от жизни пессимистичной женщиной, от начала и до конца роли, никакого развития образа не происходит. Такая "женщина из метро в час пик". Шервинский (на котором тут не сходятся некоторые костюмы ) должен выглядеть светским, и не побоюсь этого слова, гламурным персонажем, щеголем, легким и изящным, жонглирующим вниманием публики. У артиста Н. Зверева - Шервинский просто неплохой, в общем-то парень. Симпатичный лицом, но пустой. Поэтому непонятно совсем, и даже странно, отчего Елена предпочла его Тальбергу. Николка Турбин, в исполнении М. Миронова, вставая с кровати, спускает правую ногу сначала, опирается на нее, а когда встает окончательно и берет костыль - оказывается, что эта нога у него на весу - ранена потому что, а прыгает он на левой. Но это уже мелочи, конечно...
Несмотря на все на это, спектакль получил бурные аплодисменты доброй театральной публики...
Посмотрела. Турбин -- Хабенский, Елена -- Рогожкина, Мышлаевский -- Смоляков (вместо заболевшего Пореченкова), Лариосик -- Семчев.
Режиссер -- Женовач.
Булгакова трудно испортить, особенно эту гениальную вещь, но Женовачу удалось.
Данный режиссер вообще относится с пиететом к тексту писателя. Тут текст приобрел самодовлеющее значение, по каковой причине темпоритм в спектакле отсутствует напрочь. В конце офицерской попойки в первом акте я чуть не уснула. Весь спектакль на себе тянула Рогожкина, которая была довольно органична и в традиции игры этой роли Андровской. Остальные играли нечто современное, а проще говоря, ничего не играли. Никакого отношения к классической постановке МХАТа это не имело, но и современности, актуальности тоже нет.
Самое главное, я вообще не поняла, о чем поставлено, что играют.
Если трагедия белого офицерства, то как-то бледно, да и какие из них офицеры -- ни стати, ни повадки, ничего. Если о судьбе России, то ее как-то и вообще нет: Хабенский и Смоляков монологи произносят скучно, бесцветно.
Между прочим, последний монолог Мышлаевского о большевиках -- вообще вынужденная уступка Булгакова Главреперткому, к чему его было оставлять, вернув пьесе название "Белая гвардия", я не поняла. Ну не звучит этот монолог сейчас, как его ни актуализируй. И спора Мышлаевского ос Студзинским не получается и не может получиться: они текст играют, а зачем его играть - ни Деникина, ни большевиков нет давно.
Сценография позабавила: перед нами одна створка приподнятого разводного моста с фонарями в виде крестов: то бишь Россия (читай -- Украина) -- это разведенный мост -- и все вот-вот скатятся вниз или упадут в пучину. Кремовых штор, о которых Лариосик говорит, как-то я не приметила, мебель возле часов, играющих менуэт Боккерини, свалена, как хлам, стол какой-то неказистый, и вся обстановка какая-то неопрятная.
А еще у Михаила Афанасьевича много песен, музыки, даже арии есть, все это, как у него всегда, звучит на сцене и за сценой. Но Женовач все это выкинул: только грохот ставен и железа, да менуэт. И все.
В общем, спектакль поставлен для того, чтобы взимать деньги с публики, идущей на известные имена.
Что-то не везет Михаилу Афанасьевичу во МХАТе (МХТ). Рок какой-то. Чертовщина.
А впрочем, это вполне по-булгаковски (в смысле, чертовщина).