Балет |
0+ |
Андрис Лиепа |
2 часа 30 минут |
Спектакль шел в формате фестивального (V Фестиваль балета в Кремле), Никию танцевала Мария Кочеткова, Солора - Херман Корнейо, прима и премьер театра Сан-Франциско. И они были прекрасны.
А сам балет... что ж, он относится к "классическому", уже архаичному для восприятия периоду, когда балет был чем-то вроде помеси цирка и кабаре для царствующего дома и его ближайшего окружения. Недавно в АРЗАМАСе была отличная статья о том, что, собственно, есть балет, и то, что 29 сентября было на сцене ККЗ, было воплощением этой статьи. Тяжеловесная, унылая, "томная" хореография, рассчитанная на куда более коренастых и упитанных балерин, и легкая до тошноты музыка, "оркестр, урежьте марш", сплошной туш - такую музыку хорошо играть в парках духовым оркестром. 100% "говорящая" и потому простая для танца, 100% скучная для уха.
Очень хорош этот балет для новичков и детей, потому что все понятно и очень, очень и очень просто. Ну и зрелищно.
Джой Уомак (а она балерина Кремлевского балета!), кстати, уроженка Калифорнии, где теперь танцует Мария Кочеткова, уроженка Москвы, танцевала Гамзатти. Эдакая большая лебедя, свалившаяся в руки Солору. У нее прекрасные руки, надо вам сказать.
Урывки более современной хореографии были светлыми проблесками всего произведения.
Очень понравились костюмы и грим, выше всяких похвал!!!! Первый костюм Солора идеален (а в коричневом мокрые пятна под мышками были видны в амфитеатре), костюм Айи, невольницы, очень понравился. Великий брамин - восторг! Золотой божок - восторг (и не только костюм, но танец, исполнение и диванчик).
Занавес был восхитителен и обещал чудо!
***
Чуть не забыла главное - зачем съели финал? Почему балет закончился не до конца? Скомкали все впечатление....
Красивая история о…
Любви, а какие страсти кипят в легенде «Баядерка», который уже давно стал классикой.
Балет в 3-действиях, вся драма разворачивается во дворце, Баядерка Никия и Солор, безумно влюблены друг в друга, но его насильно заставляют жениться на дочке раджи.
Переплетения и любовь привела к трагедии, Баядерку убивают, оказалось, что в цветах на свадьбе была ядовитая змея. Обезумел Солор и вдруг ему, после кальяна, снится сон, и это царство мертвых и там он видит ее…она спускается среди теней.
Великолепная музыка под сопровождением оркестра Орфей, руководителя и дирижера Сергея Кондрашева .
Нереальной красоты костюмы, декорации, пластика и грация в классическом исполнении, поражает конечно воображение, я была под таким впечатлением, вам даже передать словами не могу, любовалась каждым моментом и деталями.
Приходите в Кремль заранее, ведь можно посмотреть красивый зимний сад, идеальное место для фотографий, очень советую неспешно прогуляться по нему. И конечно же легендарный буфет, я даже маленькая помню его и под каким впечатлениям осталась, можно вкусно перекусить.
Это и вправду грандиозный балет в трёх действиях и пяти картинах, натурально с апофеозом, и главное в нем не музыка. Людвиг Минкус явно так себе композитор, зато мог создать для балета музыку удобно дансантную.
Что самое важное во всем этом – хореография Мариуса великого Петипа и сами балетные артисты на сцене. В спектакле Кремлевского балета используются фрагменты хореографии и поздних мастеров: В. Пономарева, В. Чабукиани, Н. Зубковского и др. И славно. Чтоб без музейной пыли. Автор редакции – Андрис Лиепа, красивый и поэтичный человек, опыта у него более чем, доверимся с радостью.
Декорации сразу порадовали моего внутреннего примитивиста. Масштабные, но не громоздкие. Есть место для танцев и для сердца моего зрительского тоже, хотя казалось бы старались для глаз, столько зеленого.
Мне в этом тексте хочется следовать буквально за сюжетом этой экзотической истории, в которой «амуры, черти, змеи на сцене скачут и шумят». Своевольно слегка заменим на «факиры, ракшасы и змеи на сцене скачут и шумят».
Социальная несправедливость в старинных сказках так и бросается в глаза. Вот прекрасный молодой человек в белом костюме, с золотом, в чалме воткнуто перо- поди- павлина. Это сам принц Солор (Эдгар Егиазарян). Какая благородная осанка! Тогда как в группе поклоняющихся огню, видимо, дикарей мы видим скачки, быстрые жесты и подобострастные позы, видимо, каста-то у факиров ниже пола. Что подчеркнуто не только средствами танца, но и костюмами (парни в трусах, да, дамы. так), прическами – лохматые и не то что перья, а и чалмы нет, скромная веревочка на голове поддерживает шевелюру. Почепму я так останалвиваюсь. Потому как плебеи - бедны, униженны и в то же время секси.
«but I have a talent» как поется в известной песенке.
Танцы ракшасов меньше встречаются на фотографиях, но это то, за чем можно придти и получить подлинную радость визионера.
Группа храмовых танцовщиц порадовала ничуть не меньше. Ах, эти плеяды балетных звездочек, в одинаковых туниках и украшениях. Скромно перебирают ножками, прыгают и попадают в сердце, не смотря в глаза.
Явление Никии (очень хрупкая и гибкая Олеся Росланова) с цветком в волосах и разрезом на шароварах предрекает дуэты – отрицания отношений с брамином, топорный жрец не по душе юной красотке, зря он воздвевает мускулистые ручки,там, где бродит юный принц, даже бодрым старичкам в красивом длинном платье и высокой шапке не поживиться. Дуэт с Солором выходит нежнее нежного.
Вопрос у меня к либреттисту, конечно.
Честная индийская храмовая танцовщица не должна и думать бегать по мужчинам, или участвовать за них в битве, показывая свой боевой характер и длинный нож сопернице. Не по статусу.
У баядеры есть огонь, есть поклонение, есть ритуальный танец и веселая группа коллег – это они, грязные, веселые и преданные ракшасы у жертвенника.
Вторая картина балета не менее живописна. Дворец раджи и светские увеселения. Уверена, нас снова ждут прекрасные танцы. Так и есть. Солору представляют невесту Гамзатти (красивая и в меру строгая Алина Липчук). По этому случаю танцуют все, и делают это максимально весело и красиво. Служанка, кстати, покрытая большим покрывалом, на бегу это покрывало летит за ней как на полотнах художников Ренессанса. В деталях этой постановки мелькает постоянно красота.
Танец Никии с цветами и змеей – центральный, и он исполнен души ровно настолько, насколько и изящных поз.
Змея кусает, Никия умирает, занавес закрывается. Антракт.
Нас тронул и восхитил танец Никии, пошли в буфет без меланхолии все же, пьем шампанское, не то что б за ее здоровье, а просто в силу традиции. Консерватизм и здоровые привычки.
Второе действие сложилос ь в нечто абсолютное и невероятное. Потому что это акт белого балета, отдельное действо, полное истинно балетной утонченности и совершенства.
Сначала факир Магедавей (Егор Мотузов) подносит кальян принцу Солору, чтоб он не так страдал от мук совести. Танец Золотого Божка великолепен, и вообще, когда грезы, это не то что может вызвать недовольство. Связка диван – опиум – видения – белый балет – почти классична и поначалу вдохновляюща. Правда, заметили, что Солор устал. Прыгал длинно и высоко, но приземлялся неохотно, и не по нужной траектории. Кальян ли – зло, чувства ли, что всё случилось – царство мертвых, горы, далее – пустота, поистине буддийская.
Да,»- Баядерка» - буквально заповедная территория выразительного
Обширен репертуар театра "Кремлевский балет": есть в его афише и современные постановки, и спектакли для детей, но, самое главное, на его сцене можно увидеть наше национальное сокровище - балеты Мариуса Петипа, и среди них "Баядерка" - балет, относящийся к высшим достижениям хореографа. Премьера этого балета состоялась 23 января (4 февраля) 1877 года в петербургском Большом Каменном театре и вот уже почти полтора века Баядерка украшает сцены знаменитых театров. Конечно, за это время балет не мог не измениться, четыре акта, задуманных Петипа, почти везде сократились до двух, многие танцы исчезли, иные перенесены в другие картины, но, самое главное, совершенство хореографических композиций Мариуса Петипа и мелодичная, удобная для танцев и пантомимы музыка Минкуса продолжают восхищать любителей балета.
Громадная сцена Кремлевского Дворца прекрасно подходит для этого балета, ведь, в свое время, Баядерка даже не поместилась на сцене Мариинского театра. Великолепные, масштабные декорации художника - постановщика Вячеслава Окунева переносят зрителей то в сумеречные джунгли, то в предгорья Гималаев, а восточные шествия на фоне узорчатых экстерьеров освященного солнцем дворца поражают взгляд. В сценической редакции Андриса Лиепы сохранена логика первоначального либретто.
Но все-таки главное в искусстве балета это мастерство исполнителей. Баядерка Никия в исполнении Олеси Рослановой обладает невероятной красотой и величественной энергией. Этот персонаж при появлении на сцене полностью захватывает внимание аудитории. Ее антагонистка Гамзати (Алина Липчук), гордая и страстная дочь раджи - символ красоты, роскоши и власти в восточной балетной сказке. Эдгар Егиазарян в роли воина Солора создает яркий образ мятущейся души.
Но балет "Баядерка" прежде всего знаменит сценой теней, эта белая пластическая медитация - вершина хореографического искусства. Как бы не изменялся и сокращался этот балет, Тени всегда являются его апофеозом. Нельзя не выразить восторга артистам кордебалета: выход теней абсолютно прекрасен. Чувство восторга охватывает зрителей с первых же секунд самых божественно прекрасных движений классического балета.
На Баядерку в постановке театра "Кремлевский балет"можно ходить семьями, можно приводить детей - каждый найдет в этой музыкальной восточной сказке что-нибудь захватывающее, интересное и близкое.
Когда я хочу погрузиться в сказку, то иду на балет. И балет именно классический, поскольку нечто авангардное, согласитесь, не всегда красиво. А классика вечна! И всегда доставляет удовольствие. Тут два в одном: услада для слуха и для глаз. В этот раз сказкой стала Баядерка в исполнении Кремлевского балета. Имена Мариуса Петипа и Людвига Минкуса говорят сами за себя. И, конечно, музыка была прекрасна.
Теперь о визуальном. Попадая в зал, видишь занавес в виде восточного ковра и сразу, даже не зная либретто, понимаешь, о чем пойдет речь. Красавицы, любовь, ревность, интриги, убийство. Так и есть: жестокая, но очень красивая история. Красивая во всем: декорации, костюмы, огонь, и даже слон)
И, конечно, танцы.
Никию танцевала прима-балерина Олеся Росланова – изящная, тонкая, летающая)
Гамзатти - Алина Липчук – гордая, настоящая восточная принцесса. И больше всего мне понравилась их общая сцена. Даже не знаю, как назвать ее: разговор, борьба?
Солора танцевал Эдгар Егиазарян. В программке указано, что это его первое выступление. И, браво! Вышло прекрасно.
И еще мне очень понравился факир Магедавея в исполнении лауреата Всероссийских и Международных конкурсов Егора Мотузова.
Единственное, что немного, не скажу - не понравилось, но удивило. Не знаю, как ставят сейчас Баядерку, но либретто Кремлевского балета отличается от оригинального Петипа. И поэтому немного не хватило мне окончания, не было завершающего аккорда с ударом грома и землетрясением. Кстати, не только мне. Наши соседки, сидящие рядом, тоже ждали продолжения…
Теперь немного о практической стороне. В Кремле сейчас усилили меры безопасности, поэтому приходите заранее, хотя бы за час. Мы стояли в очереди на проверку в Кутафьей башне минут 20.
И не особенно спешите в буфет, для Кремлевского дворца он довольно беден. Даже моего любимого капучино не было.
Хотя, конечно, все это преходяще, а музыка и балет вечны)