Басни Лафонтена и Крылова разыгрываются актерами Таганки на языке физического театра. Режиссер и хореограф — российская звезда европейской хореографии Андрей Кайдановский.
Пластический |
16+ |
Андрей Кайдановский |
24 марта 2018 |
1 час 10 минут, без антракта |
Было ощущение, как будто я в дурдоме на экскурсии побывала. Как бы кто не говорил о высоком искусстве, но спектакль - полный абсурд. Но хоть на Ирину Апексимову посмотрела, которая хоть и не играет в спектакле, но перед началом выходила и разговаривала со зрителями, как бы заранее извиняясь и пытаясь несколько ра сшифровать предстоящее действо. В какой-то момент мне даже показалось, что от этого может пострадать психика особо впечатлительных.
После спектакля "Басня" в театре на Таганке ехала в метро. И на соседнем эскалаторе увидела парня, лицо которого полностью скрывала белая маска зайца, волосы покрывал капюшон, от него веяло хронической социальной усталостью. Мне это было понятно - человек отгородился от всегда напряженной московской толпы таким образом, что не придерешься, я от этого образа получила кайф ) В театре с нарочно доходчивой формой, доступной даже маленьким детям, сильно перемудрили.
После показа Ирина Апексимова, худрук "Таганки", общалась со зрителями. Вопросов у публики было много - как оказалось, ни одна я ничего не поняла. А шла я посмотреть на работу хореографа Андрея Кайдановского, который живет в Австрии и чей "Гадкий утенок" для Венской оперы с балеринами-цыплятами в желтых пушистых пачках поразил меня своей продуманной живостью.
Круто, что в театре на Таганке экспериментируют, сцена дышит современным воздухом. Например, в "Красной шапке" речь не о волке, а об отношениях матери и дочери. В "Беги, Алиса, беги" по мотивам нетленки Льюиса Кэррола четыре Алисы. При мысли о надвигающейся премьере "Теллурии" по роману Владимира Сорокина с режиссурой Константина Богомолова волосы заранее встают дыбом ) Но в данном случае слияние хореографии и драмы породило "неведому зверушку" с, к сожалению, знакомыми элементами акробатики и водевиля.
Я увлечена танцем и постоянно слежу за Сергеем Землянским, Анжеликой Холиной, которые ставят в Москве пластические спектакли с драматическими артистами. Что здесь помогает зрителю: мы все знаем судьбу Калигулы, Отелло, Анны Карениной, лермонтовского Демона.
В "Басне" Кайдановского я узнала мартышку - красивый парень экспрессивно крутился среди горы солнцезащитных очков, но я не почувствовала его проблему. Лебедь, рак и щука вместо телеги тянули ванну с хохотушкой, это было уже забавно, но кончилось мыльным пузырем. Надежды на какую-то мораль подавали Ворона и Лис, в этой истории ставшие семейной парой, в итоге они мне показались надуманно унылыми. Кстати, Мораль была отдельным угрожающим персонажем в виде крепкого мужчины, который убивает все живое. Так обещала аннотация к спектаклю, но крупный актер в подобии пижамы просто появлялся иногда на сцене и в духе Тарантино так никого и не замочил. В общем, весь спектакль я ждала нового опыта, а теперь жду "Теллурию", чтобы все-таки его испытать. За попытку благодарю сообщество культурных блогеров @Moskva.Lublu!
Спектакль, на мой взгляд, очень не обычный. Я бы даже назвала его спектаклем-ребусом. Кто из нас не читал басни в детстве? Конечно, читала все. Но мне лично удалось отгадать только пару басен ) Специально не читала программку перед спектаклем, так даже интереснее отгадывать. Спектакль оставил положительные эмоции.
Спектакль Театра «На Таганке» «Басня. Теория идеального наблюдателя» остался для меня загадкой. Не могу сказать, что он мне не понравился, просто я многого не поняла. Вернее сказать, не поняла бОльшую часть спектакля. Видимо я недостаточно хорошо знакома с баснями Лафонтена, басни Крылова знаю получше, но это мне не особенно помогало. Очень не хватало титров. Думаю, если бы каждая часть предварялась титрами с названием басни, мне было бы значительно легче ориентироваться в потоке сознания автора. Собственно, мне удавалось угадать сюжет басни только если сцена сопровождалась хоть какими-нибудь словами. Ну или если имитировался лай собаки, то, наверное, это была басня по Моську? Процесс угадывания оказался очень утомительным и, хотя спектакль идет чуть больше часа, к его концу разум взрывался. Судя по отзывам выходящих из театра зрителей, не одна я оказалась столь непонятлива. Самой большой загадкой для меня оказалось исполнение песни «журчат ручьи» из старого фильма «Весна». Что это было? Стрекоза и муравей? Нет ответа. Да и вокал был очень посредственный. «Басня» на сайте театра заявлен как «пластический спектакль», так вот пластика актеров Таганки соответствовала среднему уровню пластики драматических актеров вообще. Видели мы и получше.
"Басня" - это хореографическая фантазия по мотивам хорошо всем знакомых текстов басен Крылова и Лафонтена. Андрей Кайдановский, режиссер спектакля, - обладатель премий в области хореографии, уже ставил спектакли на самых престижных сценах мира. Это спектакль-загадка! Я основательно подготовилась, но все же не смогла разгадать все намеки. Басни, которые будут задействованы в спектакле, я прочитала заранее. Не скажу, чтобы мне это особо помогло! Это не инсценировка басен и даже не вольная интерпретация, это новый рассказ на основе басен и их персонажей.
"Наша версия басен показывает, что принимать и совершать неправильные поступки - это не страшно. Это нормально..."
"В спектакле появляются известные басенные персонажи в трех возрастах, которые отражают переломные моменты в жизни любого человека..."
Программка внесла еще больше сумятицы, потому что трех возрастов там замечено не было! Там было только два: Лев и Лев (мл.), Курица и Курица (мл.) и т.д. Образы очень понравились! Они были очень условны, так что оставалось только гадать, кто есть кто, если не знаешь актеров. Совершенно клевые мухи, Ворона, Собака (басни с собакой в списке не значилось, но сама актриса прекрасная). Внезапные Лебедь, Рак и Щука в ванне. Квартет состоял из представителей совершенно других басен, но это было неважно, потому что спели они, как надо. Хореография тоже понравилась, обожаю пластические спектакли.
И еще там было две Морали, тоже старшая и младшая. К старшей морали (это дородный мужчина) отправлялись умирающие персонажи, а еще он их контролировал мановением рук. С младшей моралью тоже остроумно придумали: это маленький мальчик, сначала его прогоняют, хотя он так и хочет вклиниться, потом хотят уже пригласить, но не решаются, и в конце он сам ходит и ищет маму среди героев, уже нацепивших звериные маски... Не знаю, все ли так, как мне показалось, но тут хотя бы удалось что-то разгадать.
Спектакль яркий и необычный. Опыт интересный. Жаль, что не все удалось расшифровать, даже не всех персонажей идентифицировали. Очень интересно было бы узнать, что имел в виду режиссер в той или иной сцене.