Кукольный, Детский |
0+ |
Николай Боровков |
24 марта 2007 |
40 минут, без антракта |
С порога маленьким зрителям объясняют кое-что про театр. Можно, спрашивают, бояться страшных персонажей? «Нет», — дружно лепечет малышня. «А хлопать в ладоши?» — «Да!» Кому хоть раз приходилось уносить из зала в разгар действия свое испуганно рыдающее чадо, оценит инициативу сотрудников «Бродячей собачки». Теперь собственно о спектакле. На сцене условная петербургская квартира старого фонда: между двух ионических колонн висит большой желтый абажур и стоит четырехстворчатая ширма, на которой нарисованы папа, мама, дочка и сын. Звонит телефон. К нему несется хитроглазая бабулька в клоунском оранжевом парике (Оксана Галустянц). С третьего раза она успевает-таки к нему подбежать, понимает, что стала жертвой розыгрыша домочадцев, и начинает всех разыгрывать сама. Для начала заводит граммофонную пластинку с традиционным «Бармалеем». В тот же момент ширма превращается в тантамареску: нарисованные лица замещаются настоящими. Но родители под традиционную сказку вскоре засыпают, а бабуле, оказывается, только того и надо: она подхватывает внуков и затевает с ними игру «в Африку».
Бабушка, Танечка (Екатерина Федотова) и Ванечка (Сергей Фирсов) переворачивают дом вверх дном: колонны становятся пальмами, ширмы — частью яркого африканского пейзажа, абажур трансформируется в солнышко. Катаясь на большом поролоновом носороге, дети разрывают его пополам, но потом собирают и дальше радостно мучают (благо голова и тело соединены липучками). Родители, задремавшие в спокойной обстановке, просыпаются в бирюзово-оранжевом кошмаре и устремляются спасать — детей, зверей и квартиру. И надо отдать должное не только изобретательскому азарту художника Алевтины Торик, но и адекватности режиссера Николая Боровкова. Родители у него отлично понимают, что игра может быть закончена только изнутри и исходя из логики самой игры. Для начала они переодеваются в аборигенов и устраивают охоту на бабушку. Бабушке тоже в уме не откажешь, потому что она без малейшего сопротивления соглашается стать Бармалеем и слегка попугать внуков, чтобы усвоили: хулиганство без всяких границ может оказаться опасным. К бабушкиной голове присоединяется кукольное бармалейское тело, и довольно быстро внуки оказываются связанными. Спасителем-Айболитом является, разумеется, папа, который, отступая от текста Чуковского, объясняет детям, что иногда надо все же слушаться родителей, тогда можно получить конфету и гигантского крокодила на велосипеде в подарок. Крокодил и в самом деле имеет длину не менее двух метров, а живот его играет роль театра теней, чтобы все могли увидеть, как рыдает и плачет в нем Бармалей. Но судя по тому, с какой радостью встречают дети освобожденного из брюха крокодила Бармалея, особого послушания ожидать от них не стоит. Ибо Африка, придуманная ими вместе с веселой старушкой, — это на самом деле мечта любого нормального ребенка, который каким-то безошибочным чутьем понимает, что послушание — возможно, самый безопасный, но далеко не самый продуктивный путь в нелегкую подростковую жизнь.
Об этом театре я слышала много. В основном - восторженных отзывов и о том, как это - здОрово.
Наконец купили туда билеты (уговаривала я себя о том, что через весь город того стОит - долго)
От станции м Кировский завод, мимо самого завода и бизнес-центра уныло брели по проспекту стачек. Стачек. Идти не близко - более того, театр прячется за поворотом. (классический сталинский ампир - дома-мега, площади-мега, повороты-ультра)
Кованые крыши - туалет типа "сортир" советского образца, вход в театр (черновой, но с большим объявление типа "Зритель! сюда" и вывеска. с лесенкой)
Внутри - тесный предбанник с гардеробом - раздеваться - одеваться там негде, туда же впихнута касса театра. О том, что она в театре есть, и торгует билетами до упора, набивая юных зрителей как сельдей в бочку - вам несколько раз сообщает в начале спектакля.
Несколько раз.
наряду с длинной нотацией, которую читали после 15 минут рассаживания - о том, как и где можно купить/забронировать билеты и о том, что надо умываться :???: .
В самом фойе не развернуться - поэтому детям предлагают мимо прилавка со сладостями протиснуться и спуститься в подвальчик - зеркальную игровую комнату. С мячами и каталками. В итоге - разыгранные, потные дети продолжают беситься до упора.
Вместо стульев - неудобные деревянные скамейки. Зато туда можно набить малышей - сколько удалось продать билетов. Чем руководство старательно и занимается.
Сцена очень маленькая, расстояние между первым рядом исценой - еще меньше, и актеры, с трудом на ней умещающиеся - машут ногами прямо перед лицами малышей. Сидящих на первом ряду - без родителей. Итогом - малыша напугали не герои, а ботинки у носа. Ревел он долго.
Весьма деятельная администратор слиняла от конфликта - просто уйдя (когда поняла, что скандал я устраивать таки - буду), но при этом очень навязчиво и активно предлагала малышам подвинуться (5,6,7-летки естественно слушались чужую тетю, и прессовались изо всех сил, один малыш даже взял соседа (раза в два крупнее его) на руки. Сама не видела - но видимо после спектакля родители уводили блинчик из малыша). Нас, купивших три билета и севших на ряд "родителей с детьми" не только разделили через 4 ряда (типа, и так сойдет), но и попытались заставить взять ребенка на руки, что не удобно всем, в первую очередь ей. О подобном естественно в кассе не предупреждали.
Рассаживание длилось 15 минут, затем прочли лекцию о билетах и умывании еще на пять минут. Наконец, на сцене появилась бабушка в рыжем парике клоуна и митенках на босу ногу;). И попыталась взять телефон. Ага - чуть позже, когда она попыталась прочесть название на пластинке "Чуй - ик! - ой, ЧукКовскый" крайне прокуренным голосом, стало понятно, почему мадам в калошах сняла трубку с пятой попытки. "Пить надо меньше" (с)
Степень деградации бабушки стала ясна, когда она подбила Ванечку и Танечку (два лба лет 30) сбежать в Африку, пропагадируя драки с тяжелыми предметами (каблуками). Что "Дети" и сделали
Мирно уснувшие посреди лекции "запрещение свободных прогулок детей младше 15 лет по Чуковскому" родители при этом силой мысли бабушки тоже перенеслись в Африку. И автоматически были разжалованы в папуасов. Поэтому не то поклонялись двуличной бабушке-вождю Бармалею, не то мстили ей и пытались поймать и зажарить.
Далее концепция спектакля от меня ускользнула - т.к. бабка, с одной стороны, норовила загреметь в плен к папуасом - а с другой становилась Бармалеем (хотя папуасов танцевать научила, не то как малосъедобный по возрасту объект, не то как зашифровавшийся под шляпкой любимый вождь). Дети зверски рвали носорога на части и обижали бегемота. Концептуальная разорванная на две части акула бороздила моря. С ней тоже поступили не по гринписовски, просто побив.
Бармалей с больными зубами (умывался, судя по вступлению администрации к спектаклю, плохо, поэтому конфеты не уважает) ловил Ванечку и Танечку (очень яркий ассоциативный ряд, Фрейд с Юнгом нерно курят в фойе: тетка с дядькой в коротеньких одежках норовят проломить сцену до метро, а бабушка, нацепив себе большие силиконовые губы и подвесив к подбородку ручки-ножки, грозится их зажарить, чтобы не топали)
В итоге дети пойманы, и на помощь им прилетает, диверсантски десантировавшись с кукурузника Добрый Доктор Айболит. ДДА нетрезв, поэтому летает по всей сцене пока не материлизуется его медсестра и не дает ему свинцовый стетоскоп. Для устойчивости. Больше медсестра в спектакле - не фигурирует.
ДДА находит оголодавшего крокодила, соблазняет его неполиткорректным, но очень белковым обедом в виде Бармалея. Бармалей съеден и рвется на свободу, что, видимо с помощью рентгена, и показывают зрителям. Огромный картонный крокодил с мечущимся по пищеводу и желудку Бармалеем - потрясающее зрелище.
Желудочный сок оказывает крайне воспитательное воздействие - Бармалей достучался в горло и выплюнут, и весело трансформируется в Бабушку. Воссоединенная и оцивилизованная (в лице папы с мамой) семья возвращается в квартиру.
В рецензии на спектакль написано, что "что игра может быть закончена только изнутри и исходя из логики самой игры. Для начала они (родители) переодеваются в аборигенов и устраивают охоту на бабушку. Бабушке тоже в уме не откажешь, потому что она без малейшего сопротивления соглашается стать Бармалеем и слегка попугать внуков, чтобы усвоили: хулиганство без всяких границ может оказаться опасным.", но мы с дочкой ее до спектакля не читали, и после обсждения решили, что это все-таки два персонажа, и бабушку тоже обижали.
В общем - Женька ушла со спектакля со словами:"Спектакль классный, но меня всю истолкали" По моим плечам тоже молотили сзади ногами, и организации я бы не поставила и два балла. От скандала администрацию театра спасло то, что спектакль был действительно великолепным. Но в "Бродячую собачку" мы больше ни ногой
Бармалей - этто нечто страшное, отталкивающее. Но почему его все бояться? Пр\мо как Фреди Крюгера. Конечно стоит бояться на всякий случай. Но он же из сказки. Значит из чего-то ссветлого, доброго. Хаха. Вот он вам задаст на Новый год!! Хихи. Дети, держите подарки крепче.
Мы отмечали в Бродячей Собачке день рождения, когда ребенку исполнялось 4 года (есть у них такая услуга) - смотрели как раз Бармалея. Детям всем понравилось. Взрослые тоже оценили творческие находки о перевоплощениях бабушки в бармалея (хорошо, никто из детей не пришел с бабушкой:)) и родителей в кого-то (забыла:)). Декорации хороши: яркие и трансформирующиеся. В песнях слова не все понятны, но "я кровожадный, я беспощадный..." - слышно хорошо. Спасибо! Мы довольны!