Москва
7.5

Спектакль в Москве
Авиатор

Постановка - Театр на Трубной
Нужен документ, подтверждающий личность
Подробнее
Пикник Афиши 2025ФестивалиТелеграм Афиша
О спектакле
Проза Евгения Водолазкина — литературная сенсация последнего десятилетия. Доктор филологии, специалист по русскому средневековью, Водолазкин — настоящий писатель-философ, чьи книги посвящены осмыслению сложнейших философских категорий, прежде всего, категории времени. Проза Водолазкина содержит глубочайшие духовные и этические смыслы. Модному в наши дни постмодернистскому цинизму он противопоставляет нравственность и духовность — но без всякого назидания и пафоса. Водолазкин ироничен, его тексты полны юмора, его герои — живые узнаваемые люди даже тогда, когда они живут в Древней Руси. В рейтинге лучших русских писателей, опубликованном изданием Russia Beyond the Headlines, Евгений Водолазкин занял первое место среди ныне живущих авторов. Роман «Авиатор» написан в 2016 году. Инсценировка создана театром ШСП при участии Антона Ткаченко и Михаила Арсланьяна. Постановка «Школы современной пьесы» станет первым воплощением этого сочинения на театральной сцене. «Авиатор» — это размышление о взаимоотношениях человека и истории. Герой постановки — Иннокентий Платонов — однажды просыпается на больничной койке, и понимает, что не помнит о себе ровным счетом ничего. Он медленно вспоминает свое прошлое. Воспоминания столетней давности приходят к нему не линейно, а фрагментами из разных периодов жизни. Это коллаж, в котором перемешаны Петербург начала ХХ века, дачное детство в Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию. Моменты счастья переплетаются с невыносимыми страданиями, любовь с уродливым бытом, дружба с предательством, возмездие с падением. Одновременное сосуществование диаметрально противоположных событий и чувств на «карте» одной̆ человеческой̆ жизни, создает ощущение ирреальности происходящего. Такое видение прошлого похоже на взгляд авиатора обозревающего пейзаж с высоты птичьего полета. Он и отстранённый̆ наблюдатель, и участник процесса. Платонов мучительно осмысляет свое место и роль в событиях прошлого и через воспоминания пытается понять себя настоящего.
  • Авиатор – афиша
  • Авиатор – афиша
  • Авиатор – афиша
  • Авиатор – афиша
  • Авиатор – афиша
Драматический
16+
Алина Кушим
10 апреля 2021
2 часа 15 минут, 1 антракт

Расписание сеансов

Участники
Все

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Елена ККК
418 отзывов, 802 оценки, рейтинг 288
30 мая 2021
Идти и смотреть стоит, однозначно.

Я люблю книги Евгения Водолазкина. Пожалуй, из прочитанного («Лавр», «Авиатор», «Соловьев и Ларионов», «Брисбен», «Идти бестрепетно: Между литературой и жизнью») только «Лавр» не понравился вполне, однако все равно парадоксальным образом очаровал и заставил снова и снова выбирать книги этого автора.
А еще я люблю театр Школа Современной Пьесы. И когда в ШСП поставили «Авиатор» я, конечно, не смогла пропустить! На днях посмотрела.
Режиссер — Алина Кушим. Режиссер совсем еще молодой, но уже серьезный — на ее счету не один спектакль (впрочем, я-то других не видела). На мой взгляд, работа режиссера здесь на 5+. То есть у меня как зрителя есть, конечно, вопросы к спектаклю, но это вопросы из разряда «вспомнить и обсудить», а не с претензией. А я зритель достаточно вредный, надо сказать, особенно когда постановка по знакомой мне книге (всегда же сравниваешь!) :)

Итак, спектакль. Авиатор Платонов здесь — человек, пришедший в себя в больничной палате и достаточно долго и мучительно вспоминающий, кто он и что с ним произошло. Постепенно герою (и нам заодно) открывается правда: на дворе 1998, сам Платонов — ровесник века, даром что выглядит на лет 30-35 — ровно на тот возраст, когда он подвергся заморозке* (* — и на сегодняшний день крионика не достигла уровня, когда замороженных людей возможно было бы разморозить и оживить, так что этот момент и в книге, и в спектакле, конечно, чистая фантастика).
Естественно, до момента заморозки Платонов успел многое увидеть и пережить: революцию, гражданскую войну, все бытовые трудности начиная с «уплотнения», первую любовь, попал в лагерь на Соловки… Вспоминает Платонов все очень ярко, образно, между тем постепенно знакомясь и с веком сегодняшним, и вот эти «качели»: вот картинка из 10-20-х годов, а вот уже — из 90-х, вот Платонов еще совсем маленький — а вот он дает интервью в 1998, — заставляют смотреть во все глаза и затаив дыхание, настолько силен эффект «путешествия во времени». Пересказывать все и подробно не хочу, — куда интереснее смотреть самому. А вот о впечатлениях о спектакле…

Начну со сценографии и использования пространства зала - мне показалось очень интересно решено и весьма выразительно. Изначально зал зрителей встречает синей полутьмой, причем красоты зала Эрмитаж как небывало - все стены закрыты черным, так что оказываешься в темноте и некотором удивлении (зал-то красивый очень, эх).

На сцене выстроена как бы еще одна сцена или коробка, ярко освещенная, - именно она и становится для Платонова после пробуждения всем миром, единственным возможным "здесь и сейчас" , в котором время и сама история, кажется, замерли, создавая иллюзию нормальности и постоянства, - тогда как за ее пределами время и пространство ведут себя как угодно, то накрывая волной прошлого, то наступая настоящим, перенося героя то на дачу его детства, то на Соловки, то в центр мегаполиса конца XX века.
Постепенно, конечно, границы размываются, мы можем наблюдать смешение времен... а после настоящее, конечно, берет верх - и в этом неожиданно участвует оформление зала, добавляя выразительности и образности.
Конечно, весь роман в спектакль не запихнуть, поэтому некоторые линии остались лишь линиями: в некотором роде повествование здесь довлеет над действием и чувствами. Так, мы видим, что Авиатор (Алексей Гнилицкий) посещает свою первую любовь Анастасию, чудом дожившую до конца XX века, в доме престарелых, но не понимаем, почему старушка там оказалась при наличии как минимум внучки, что по этому поводу чувствует Авиатор, узнает ли она его… Авиатор женится (?) на внучке Анастасии, Насте (Екатерина Лисицына), — но что их связывает, любят ли они друг друга, желанного ли ребенка ждут — неведомо. Авиатор остается тем, кем был в самом начале спектакля: закрытой системой, объектом для наблюдений, а не живым человеком со своими чувствами, желаниями и прочим внутренним миром. Остальные герои соответствуют выбранному режиссером стилю: они возникают как бы ниоткуда, чтобы выступить каждый в своей роли: доктор (Владимир Шульга) здесь только доктор, кто он еще (мужчина, семьянин или герой-любовник, собственно доктор или некто, выступающий в этой роли для Платонова) мы не знаем, как он относится к Платонову — тоже не знаем. И так со всеми, со всеми! Причем это не недоработка актеров, например, — мне кажется, это именно режиссерское решение, и в рамках него все увиденное является вполне произведением искусства. Более того, скажу, что актеры сделали невозможное даже в этой ситуации: ведь Платонов-то вовсе не «картонный» персонаж! Актер умудрился вдохнуть душу в образ героя, и ему можно сопереживать. Пожалуй, все происходящее мы видим глазами Платонова, при этом его собственные мысли для нас остаются закрытыми.

Подытоживая все вышесказанное, могу сказать, что в театре Школа Современной Пьесы появился еще один уникальный и очень интересный спектакль. Как постановка это определенно не менее 9 из 10 возможных, но с книгой сравнивать все же не стоит. У меня, например, впечатление от спектакля, "послевкусие" категорически не совпало с таковыми после прочтения книги. Это, разумеется, не минус ни спектаклю, ни книге - лишь констатация факта. Идти и смотреть стоит, однозначно. Рекомендую.

4
0
7
МАРИЯ АБДУЛИНА
119 отзывов, 119 оценок, рейтинг 18
15 апреля 2021
Своеобразно


Примерно год назад я прочитала роман Евгения Водолазкина "Авиатор", прочитала на одном дыхании за три дня. Когда узнала, что в Школе Современной Пьесы будет премьера, отложив все свои дела и сдвинув учебу, поспешила на спектакль - очень хотелось увидеть постановку произведения, которая произвело достаточно сильное впечатление. Скажу сразу, впечатления неоднозначные.

Книга, по которой поставлен спектакль, построена в форме дневниковых записей. Мы видим события с позиции трех людей: Иннокентия Платонова (главного героя романа), Анастасии (его возлюбленной) и врача Гейгера. Иннокентий, который к тому времени несколько лет провел в лагере на Соловках, соглашается принять участие в эксперименте по криогенной заморозке. В результате просыпается он только в конце 20 века. Его возлюбленной и его отца, из-за ареста которого он и попал на Соловки, давно нет в живых, как и его матери и немногочисленных друзей. За окнами другой мир с падением рубля, нестабильным курсом доллара, мир с другими ценностями и культурой. Именно дневниковые записи героя, а потом и его лечащего врача, помогают понять, что же творится в душе героя, сможет ли он адаптироваться к окружающей действительности?

Было странно, что в спектакле режиссер уделила внимание только личности главного героя, Гейгер (Александр Овчинников) и Анастасия (Екатерина Лисицына) появляются время от времени, почему-то в постановке им отведена второстепенная роль. Зарецкий же в исполнении Владимира Шульги прекрасен: скользкий, лживый, трусливый, вызывающий брезгливость не только тем, что колбасу с фабрики проносит в кальсонах, а всем своим видом: заискивающей улыбочкой, лицемерием, всей своей скользкой, неопрятной внешностью.

Иннокентия Платонова, ровесника века, Алексей Гнилицкий сыграл здорово. Именно таким его и представляла, когда читала роман: верным своим принципам и слову, готовым защитить и помочь тем, кто в этом нуждается. А как же здорово он описывает Соловки!

Мне довелось бывать в тех краях, своими глазами видела места, где работали и жили заключенные. Место с удивительной по красоте природой и жутким прошлым. Когда Иннокентий описывает соловецкий лагерь, распределение, быт, тот случай, когда он вступился за изнасилованную смотрителями девушку, все эти события, этот ужас, гнев от несправедливости, переживала вместе с ним. Также хорошо обыграна ретроспектива, помогающая вернуться к воспоминаниям героя: это и черно-белые кадры на заднике сцены, и закадровые голоса.

Историческая тема в спектакле раскрыта здорово, психологическая же - очень сжато и выборочно, что, к сожалению, у читавших книгу может подпортить впечатление от спектакля.

Очень жаль, что целые куски книги были буквально выдраны. Не было показано, как к герою возвращаются способности к рисованию, ведь до заключения в лагерь он был художником. Не показано, как ради семьи, герой соглашается на лечение в Германии, его сомнения, чувства к семье и будущей дочери, в финале почему-то опущена гибель героя.

Мой вывод такой: спектакль нечитавшим книгу скорее всего будет интересен, у тех же, кто читал, вызовет много вопросов.

1
0
10
Пользователь Афиши №6014027
31 отзыв, 32 оценки, рейтинг 2
15 июня 2025
Личность и время

Мне казалось, что Театр на Трубной меня удивить уже не сможет - все фишечки зала-трансформера я видела. Но нет, как я ошибалась! Без спецэффекта не обошлось и в этом спектакле по одноименному роману Е. Водолазкина. Идею и романа, и спектакля можно переделить так: личность и время. Герой Алексея Гнилицкого Иннокентий Петрович Платонов в больничной палате собирает по кусочкам свои воспоминания, свою жизнь. Поскольку герой записывает, всё, что вспомнил, перед зрителем разворачиваются сцены-воспоминания. На медиаэкранах зритель читает, какой эпизод вспомнил «бог деталей». И даже философские умозаключения можно прочитать - Актер Алексей Гнилицкий показывает, как непросто герою найти себя. На сцене палата, в которой только одна кровать - ограничение пространства сцены неслучайно, таков мир главного героя на данном этапе жизни. Постепенно зрители узнают, кто он - Иннокентий Платонов. Размороженный! Именно он, заключенный Соловков, в качестве эксперимента согласился на криозаморозку. В сцене пресс-конференции героя почему-то выводит из состояния эмоционального равновесия вопрос «Вы видели Блока?» Почему? Он, ровесник века, представитель Серебряного века, оказавшийся в другой, чуждой ему, эпохе. Во втором действии сменились декорации: ограниченное пространство, но прозрачные стенки. Герой вспоминает сложнейшие эпизоды жизни - в этом кубе они реконструируются. Это и предательства, и потери, и страдания. На глазах зрителей происходит расчеловечивание персонажей. Весь спектр эмоций передан актерами - сколько боли даже во взгляде! Самые светлые воспоминания связаны с детством, из зала периодически выбегают мальчишки. Иннокентий - авиатор, это уже метафора, идущая из детства, когда беззаботно бегаешь с другом, разделяющим твои увлечения. В первом действии стены по всему периметру зала были закрыты плотной черной тканью, и вдруг ткань падает: черное сменяется белым - эффектно! По-моему, декорации символизируют те самые обрывочные, хаотичные воспоминания главного героя, которые тонкими нитями, обрываясь и соединяясь заново, воссоздают жизнь героя.. На протяжении всего действия зрители сочувствуют Иннокентию Платонову, к которому судьба так требовательна. Не буду спойлерить финал, его нужно видеть. Спектакль стильный по форме, глубокий по содержанию советую посмотреть.

0
0
10
ДМИТРИЙ ПЕТРУШИН
42 отзыва, 42 оценки, рейтинг -1
10 июня 2025

Алина Кушим - новое для меня имя в мире театральной режиссуры. Молодая хрупкая девушка с глубоким и проникновенным взглядом смогла достойно и с полным пониманием сути сложнейшего и многогранного произведения Евгения Водолазкина «Авиатор» поставить одноимённый спектакль в Театре на Трубной. И вот уже четыре года эта постановка живёт и дышит, привлекая в ряды своих поклонников всё большее количество новых зрителей. Наконец, и я туда дошла, и теперь и мне есть, что сказать.
Захожу в зал Эрмитаж и ожидаю, что, как обычно, окунусь в торжественный яркий свет многочисленных люстр и богатый декор данного пространства. Но меня ждали чёрные стены и блеклое освещение. Поморгала, привыкла к полутьме и взглянула на сцену, где стояла кровать, в которой кто-то спал. Конечно, я догадалась, что это главный герой, Иннокентий Платонов в исполнении Алексея Гнилицкого. Дальше было интересно наблюдать за приходящими зрителями. Они разными группами, радостно болтая, появлялись в зале и замолкали. Магия театра настраивала их на то, что скоро они увидят что-то очень глубокое и серьёзное, и все разговоры как-то сами собой оставались снаружи. Люди рассаживались, оглядывались, настраивались и пристально всматривались в человека, одиноко лежащего на сцене.
Звенит третий звонок, и главный герой просыпается. Обнаруживает себя в незнакомом месте и незнакомых людей рядом - доктора Гейгера (Владимир Шульга) и медсестру Валентину (Мария Раневская). Кто читал первоисточник помнит, как с одной стороны урывками, но, с другой стороны, очень подробно в описаниях восстанавливалась память героя. И насколько много внимания уделил Евгений Водолазкин линии любви главного героя и Анастасии в начале XX века, показав через отношение Иннокентия к своей возлюбленной его характер: застенчивый, не слишком уверенный в себе и чересчур воспитанный. Как раз такие люди больше всего и страдают при смене строя, не могут приспособиться к новым реалиям. Так вот в спектакле, видимо, из-за сжатых временных рамок эта сюжетная линия показана лишь крупными мазками, и, скорее всего поэтому Иннокентий Платонов казался более уверенным в себе, чем я представляла его, читая книгу. Так что у зрителей в данном случае будет выбор – какой Иннокентий им будет понятнее и ближе. Интересный ребус. Идём дальше.
Второй по значимости и важности герой лично для меня – доктор Гейгер, которого прекрасно сыграл Владимир Шульга. Невероятно точно он смог передать мудрость, сострадание и, как бы странно ни звучало, верность клятве Гиппократа. Он жил жизнью своего пациента, да, пусть и очень особенного и ценного пациента, но, глядя на героя Владимира Шульги казалось, что он точно так относился бы и ко всем остальным своим подопечным. Теперь я не могу развидеть именно его в роли Гейгера, а представить какого-то другого актёра на его месте – вообще фантастика.
Екатерина Лисицина в роли Анастасии (которая из конца ХХ века) ещё один бриллиант в касте актёров данного спектакля. И хоть её было ощутимо меньше, чем в книге, но всё равно актрисе удалось донести до зрителя здоровый прагматизм и целеустремлённость своей героини. Вообще, сцен в спектакле было намного меньше, чем описано в первоисточнике. С другой, стороны, если ставить всё точно по книге, то может не хватить и 6-7 часов. Так что перед режиссёром действительно стояла непростая задача выбрать всё самое важное при условии, что важным в книге было практически всё. Но всё же один диалог Гейгера и Иннокентия в спектакле повторился два раза – в середине (как по книге) и в самом финале постановки (значит, режиссёр посчитал его действительно значимым).
Зарецкий у Николая Голубева на контрасте с честным и правильным Иннокентием получился ещё неприятнее, чем его описал Водолазкин. Настоящий «червяк-приспособленец», который даже температуру тела меняет в зависимости от того, куда дует ветер перемен. Беспардонный, наглый, напористый, чувствует себя хозяином жизни. А в душе – пусто. Получился словно собирательный образ отрицательного героя классической русской литературы, а такие персоналии до сих пор нас с вами окружают, хотя прогресс ушёл далеко вперёд. Только люди остались те же.
Интересные находки нащупала и ввела в спектакль Алина Кушим, которых не было у Евгения Водолазкина, но они так грамотно вписались в общую концепцию повествования, своевременно подсветив наиболее важные моменты. Вот несколько примеров: современная музыка 90-х годов (Prodigy, Руки Вверх) ярко контрастирует со спокойными классическими мелодиями из воспоминаний Иннокентия о матери. А семечки, которые постоянно «лузгают» чекисты, словно делают данную категорию людей ещё менее привлекательной, приземляя их таким несильно интеллектуальным занятием.
Про декорации к первому акту я уже рассказала. После них казалось, куда уж интереснее. Но перед антрактом чёрная ткань, которая закрывала стены по периметру всего зала, резко упала и перед нами открылись огромные куски белой ткани, которая была хаотично развешена повсюду. Рваное и неровное пространство, напоминающее паутину, которая наслаивалась день за днём, год за годом, век за веком… Словно мысли человека, который очнулся ото сна спустя практически сто лет, а мы оказались в его голове. И только он обрёл ясность ума и всё вспомнил, как снова всё забывает. И его воспоминания уходят в небытие, покрываясь этой самой паутиной. Как будто мозг не хочет воспринимать и понимать, что хоть и прошло сто лет, а «воз и ныне там». А стоило ли просыпаться, чтобы понять, что глобально ничего не изменилось?


0
0
10
Пользователь Афиши №5691852
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
8 августа 2023

Потрясающий спектакль! Пришли с другом и первые минут 20 переглядывались и уже думали, что в антракте уйдем.. и тут нас захватило! Невероятный! До слез

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все