Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 4 из 5

Голосов: 14

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Последний шанс увидеть постдраматический шедевр Семена Александровского — показы в конкурсной программе «Золотой маски», где спектакль выдвинут в номинации «Эксперимент». Дело в том, что Театр на Таганке, для сцены которого было сочинено «Присутствие» по случаю 50-летия театра (здесь в юбилейный сезон правила бал группа хедлайнеров отечественного актуального театра), закрыт на капитальный ремонт — и по всей видимости надолго. Спектакль не самыми привычными театральными средствами рассказывает о «Добром человеке из Сезуана» Юрия Любимова — культовой постановке, с которой началась история Театра на Таганке. Интерес в том, что попутно у Семена Александровского получился удивительный аудиопластический опус в лучших традициях The Wooster Group.

Рецензия «Афиши»

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 2
Алексей Киселёв

105 рецензий · 205 оценок · 539 спасибо

Постдраматический шедевр о подлинной природе театра

Пока группа неуравновешенных старожилов Таганки пишет кляузы Мединскому, что, мол, все пропало, традиции поруганы, спасите нас и прочее, — на сцене тем временем происходят подлинные чудеса. После премьеры «Присутствия» стало ясно, что 50-й сезон культового театра запомнится не только осточертевшими скандалами, но и становлением одного из ключевых режиссеров нового времени — Семена Александровского. Он... Показать полностью

Постдраматический шедевр о подлинной природе театра

Пока группа неуравновешенных старожилов Таганки пишет кляузы Мединскому, что, мол, все пропало, традиции поруганы, спасите нас и прочее, — на сцене тем временем происходят подлинные чудеса. После премьеры «Присутствия» стало ясно, что 50-й сезон культового театра запомнится не только осточертевшими скандалами, но и становлением одного из ключевых режиссеров нового времени — Семена Александровского. Он сконструировал здесь техногенный ритуал, пронзительное произведение театрального минимализма о разнице между индивидуальностью и идентичностью, хрупкости памяти и невозможности повтора; столкнул каналы зрительского восприятия, заставив поверить в присутствие на сцене Высоцкого; реализовал практический опыт, доказавший, что театр — это время.

Ученик Додина, однокурсник и соратник Волкострелова, на Таганку Александровский попал вместе с идейными товарищами — вдохнуть жизнь и сочинить программу юбилея. И придумал поставить спектакль о спектакле, документальное исследование «Доброго человека из Сезуана». Ставший в 1964 году сенсацией, точкой отсчета истории великого театра, спектакль этот здесь дают до сих пор. В любимовской постановке пьесы Брехта играли все поколения Таганки — молодые артисты по сию пору примеряют на себя образы, созданные пятьдесят лет назад. Тогда дерзкий спектакль студентов Щукинского училища под гитару и аккордеон поведал о несовместимости добра и искренности, а фактура и ритм стали заменой реализму. За полвека все шестидесятнические смыслы растерялись, но остался каркас, нарос исторический контекст и родился миф. Если держать в уме эти необременительные детали, доступ к кодовой системе спектакля Александровского окажется беспрепятственным.

Зрители рассажены в шахматном порядке, на головах у них наушники. Сцену заполонили вывернутые наизнанку декорации того самого «Доброго человека». В наушниках звучит стародавняя запись актерских голосов, артисты на сцене зачитывают собранные в единый текст воспоминания и мысли таганковцев разных поколений, на заднике — наслаивающиеся друг на друга фрагменты одной и той же сцены спектакля разных лет. Все опробованные Александровским прежде (главным образом в Питере и Новосибирске) техники работы с художественным текстом — от «доковской» ноль-позиции до причудливых медиакомбинаций, — тогда казавшиеся необязательными или не вполне уместными, здесь, примененные к документу, настолько мощно сливаются в унисон, что кажутся единственно верными. Как Стив Райх, который дробил тон, чтобы найти заключенный в нем ритм, Александровский зацикливает паттерн сценического действия ради буквального обнаружения сути театрального искусства. Четверо артистов проигрывают одну и ту же сцену (два смонтированных диалога Янга Суна и Шуи Та) в едва различных вариациях снова и снова на фоне синхронно воспроизводимого видео этого же самого фрагмента в исполнении Зинаиды Славиной и Владимира Высоцкого 1975 года. Актеры не играют драматическую ситуацию в пьесе Брехта, но на пределе возможностей раз за разом скрупулезно повторяют пластическую и речевую партитуру, зафиксированную на пленке. Время растягивается, происходит коллективное зависание между словом и жестом, прошлым и настоящим, реальностью и художественным актом — то есть собственно присутствие.

На планете сейчас живет не так много людей, целенаправленно занимающихся развитием режиссуры и исследованием природы восприятия современного человека. Это уникальное — если не сказать маргинальное — ремесло. В Европе есть Кэти Митчелл, в России — Волкострелов и Александровский. Разница лишь в том, что пока за Митчелл бьются Лондон, Берлин и Авиньон, «Группу юбилейного года» пытаются вытравить за непатриотизм из спекулирующего былой славой Театра на Таганке.

Скрыть

Лучшая рецензия
Оценка: 4 из 5
Спасибо! 2
cinemare

23 рецензии · 36 оценок · 22 спасибо

Во-первых, это новый и необычный для театра жанр - спектакль о спектакле. В кино-то это давно уже заведено - запускаешь на съемочную площадку еще одну группу и они снимают о том, как ты снимаешь. И потом это дополнительный маркетинговый инструмент, дабы заинтересовать зрителя "кухней" искусства теней. Но здесь другое. Здесь не маркетинг, а исследование. Исследование о спектакле и его умирании, исследование о театре и времени, исследование о долголетии театра. Возможно ли оно, нужно... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 3 из 5
Спасибо! 2
jeanix

93 рецензии · 947 оценок · 53 спасибо

Посттеатральный театр


Артур (бьёт кулаком по столу). Когда умер дедушка? Десять лет назад. И никому не пришла ещё в голову мысль вынести катафалк. Непостижимо!
Славомир Мрожек. Танго


Из чего создаётся театр? Из чего сделан спектакль? Из голосов, из шёпота, из звуков, из движения рук, ног и человеческих тел на сцене, из песенок и музыки, из кусков материи и из фанерок. Вот тебе театр (тот же самый): занавеса нет, потом первая кулиса, потом вторая и дальше... Читать полностью

Все рецензии 3

Новые рестораны Тако на Даниловском, винный бар от «Рюмочной в Зюзино» и «Жадина-говядина»

Космический квест, который точно понравится детям

Игровые площадки для лучшего торжества

Масштабные игры для больших команд

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Прежде чем подводить окончательные итоги года в рубрике «Кино», мы предлагаем читателям «Афиши...

В субботу, 16 декабря, команда лейбла System 108 проведет последнее в этом году событие Test 4 в...

Месяц назад в Москве открылся магазин детских книг «Маршак», который до этого полгода существовал в...

Кратко рассказываем, что достанется «Диснею» после исторической сделки по приобретению корпорации...