Москва

Все отзывы о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Постановка - Театр на Трубной
9
Елена ККК
421 отзыв, 805 оценок, рейтинг 288
30 сентября 2017

Когда я выбрала этот спектакль, название его мне ни о чем, собственно, не говорило. Просто я надеялась, что он будет в духе этого театра. И не ошиблась! Шикарнейшая вещь, я вам скажу :)
Прекрасно все, начиная от организации пространства и решения декораций до собственно истории и игры актеров. Пространство: во-первых, "сцена" посередине помещения образовалась, ряды зрителей разделены на две стороны и сидят напротив друг друга, разделенные "сценой". Но сцены как таковой нет - есть некая огромная "песочница" (она же, в общем, и "декорация"), заполненная мелкой черной... стружкой? Даже не знаю. Но решение прекрасное, позволяющее и доставать "из ниоткуда" всяческие предметы, и представлять себе действие, происходящее где угодно, вплоть до сугробов :) А представлять приодится много - нить истории вьется, перенося нас из позднего СССР до пушкинских времен и обратно. Причем это все довольно точно отмечено отдельными элементами костюмов и предметами. Отдельное спасибо за школьный портфель - у меня реально был в детстве такой же, только красный :)))
Название спектакля явно намекает на существенную роль Пушкина в этой истории, но никакой ясности не дает. Чего ждать? Как спасти-то? И вообще - много ли мы знаем о Пушкине? Пушкин же "наше все"! И не любить Пушкина просто нельзя - кто же у нас не любит Пушкина?! :))
А вот герой постановки, Миша Питунин, как раз и не любит. Пушкин буквально портит ему жизнь, причем начиная с детского сада и далее везде: школа, техникум, армия... Смотреть на злоключения Мишки без смеха до слез просто невозможно! Это настолько точно, настолько узнаваемо, такой типичный мальчишка изображен, что все происходящее воспринимается так пронзительно, так остро! И смешно, да. Наверное потому, что большинство, думаю, хоть раз да "не любили Пушкина" :) Стихи учить. Сочинения писать. Снова учить. И восхищаться-восхищаться-восхищаться. Ну правда же? :)
А Мишку Питунина Пушкин букельно преследует, и мы одновременно наблюдаем за Мишкиной жизнью, за его "отношениями" с Пушкиным и за судьбой Пушкина (!).
Не хочу и не могу пересказывать, но это комедия, смешная до безобразия :) Вот давно столь откровенно смешных вещей не попадалось, в хорошем смысле слова. А самое интересное, что спектакль отнюдь не пустой, и выходишь из зала с внезапным озарением: а ведь философская вещь-то, надо обдумать... Два часа без антракта, но пролетают на одном дыхании и жаль, что так быстро заканчиваются!
И пару слов про состав :) Невозможно хороши все, вот.
Александр Овчинников (Миша Питунин) - браво! Иван Мамонов (уже, кажется, мой любимчик в этом театре :)) ) и Михаил Голубев, исполняющие по паре ролей - чудесные совершенно. Даниэлла Селицка и Татьяна Циренина, тоже пара ролей у каждой и тоже великолепны.
Я, честно говоря, похоже, вообще "не знаю, к чему придраться" - мне в кои-то веки все понравилось, без оговорок :) Единственное - если вы очень-очень любите Пушкина, то может, вам туда и не нужно. Или если вы категорически не приемлете эээ... грубые слова на сцене, то тоже не стоит. И да, 16+ стоит заслуженно полностью, не стоит вести сюда подростков, понадеявшись, что "про Пушкина". А вот самим идти можно и нужно! :) Спектакль - 10 из 10.

1
0
5
ЕКАТЕРИНА УРЗОВА
393 отзыва, 421 оценка, рейтинг 169
8 ноября 2015

Что для вас важнее в спектакле: форма или содержание? Понятно, что лучше когда и то, и то на уровне, но что делать, если нужно выбирать? Потому что с точки зрения формы спектакль отличный. Сценография интересная, видна рука мастера. Актеры играют прекрасно. Одна и та же актриса с легкостью перевоплощается из матери семейства в воспиталку в детском саду, затем – в юную девушку, в даму пушкинской эпохи и т.д. Актер предстает перед нами детсадовцем, школьником, армейским майором и пр. Но вот текст... К сожалению, я не увидела ни глубины, ни даже каких-то интересных находок.
В пьесе идет речь о том, как испортил несчастному Питунину жизнь гениальный поэт. Мол, и в детском саду стихи его читали, и в школе учить вирши заставляли, и в армии достал, проклятый. Если что, я не питаю особой любви к солнцу нашей поэзии. И стихи его начала ценить не так давно. Поэтому вполне могу понять, что кто-то, возможно, его вообще терпеть не может. Проблема в том, что выражались все эти чувства подзаборной лексикой. Я не падаю в обморок от матерной речи. Но и не считаю нормальным слышать ее со сцены в спектакле про Пушкина. Если такова, как явствует из названия театра, концепция современной пьесы, готова признать, что я старомодна. Но я лучше пойду туда, где Уильямс, Миллер, Брехт, Сартр и Вампилов.

В общем, если передача «Аншлаг» у вас в любимых, - горячо рекомендую спектакль. Ибо, еще раз повторю, и поставлено, и сыграно отлично.

1
0
7
Ия Яковлева
246 отзывов, 250 оценок, рейтинг 150
7 ноября 2017

Если кратко, то этот спектакль оказался удачный.

От того ли, что:
лёгкий и блестящий, шампанскому вполне подобен, из подвалов Таманского полуострова, например
От того ли, что сюжет и постановка - все это было так иронично, и в то же время так близко и понятно.
Или может от того, что Татьяна Циренова - прекрасная комическая актриса, не в смысле цирка или клоунады, а больше во французском духе, как бы актриса из пьесы Бомарше.

И А. Овчинников, что в главной роли любителя-не любителя поэта Пушкина - ну просто душка, смешной, умный и одаренный.

лишь Даниэлла Селицка мне не показалась.
Искусственная, кукольная, или ей не то играть не нужно,не знаю. В роли Идалии Полетики, правда, мелькнул смысл. А в остальное не удалось поверить.
В финале к шампанскому вдруг предложили огурец соленый - главного героя подстрелили.
Вот я расстроена. Не честно!
Я веселилась весь спектакль, не подозревая о такой возможности - большой-пребольшой свинье, которая ждала меня в конце подобно року беспощадному.
так что я искренно протестую против этого, но спектакль все равно нравится.

1
0
10
Анна Безгодова
60 отзывов, 60 оценок, рейтинг 132
9 декабря 2022
Давно мы так не смеялись! Замечательный спектакль!

Восхитительный спектакль! Уже за одно название - браво! Михаил Хейфец, драматург, придумал чудесную историю, полную юмора, а режиссер Иосиф Райхельгауз так талантливо ее поставил! Добрый, умный, яркий спектакль! Все актеры - великолепны! Обязательно придем еще!

3
0
9
Ольга Сорокина
303 отзыва, 304 оценки, рейтинг 115
4 мая 2017

Да, признаюсь, шла я туда по двум главным причинам:
1. Иван Мамонов - ну, люблю :) каждого из его героев люблю! и очень интересно было наблюдать за игрой из первого ряда
2. Восторженные отзывы тех, кто уже посмотрел спектакль

Но посмотрев, я в итоге насчитала гораздо больше причин для того, чтоб посмотреть этот спектакль!
Это и необычность сценического решения - очень удачное, актёры в непосредственной близости со зрителем - совершенно особый энергетический обмен между актёрами и залом.
Это и динамичность пьесы, и её трогательная ретро-душа, и обилие забавных моментов, разряжающих обстановку и заставляющих зал смеяться в голос.
Это поразительная глубина и концентрация в одном спектакле такого множества этических, эстетических, нравственных составляющих нашей жизни.
Лёгкость и несерьёзность спектакля кажущиеся, точнее обманчивые. Да, зрителю легко, весело и интересно. Но послевкусие проявляется уже потом, намного позже финальной сцены. Когда вдруг понимаешь, что всё тобой увиденное - это жизнь. И жизнь не только главного героя, а жизнь целой страны. Прямо вот несколько десятилетий этой самой жизни вдруг явственно проносятся перед глазами в виде каких-то картинок из собственного прошлого, перемешанных с картинками из спектакля.

И приятно удивил Александр Овчинников, которого я до этого видела только в небольших ролях.
Браво!

Обязательно посмотрите этот необычный, весёлый, динамичный спектакль с лёгким налётом ностальгии.

0
0
9
Marylyn
108 отзывов, 166 оценок, рейтинг 107
12 ноября 2015

Спектакль повествует об одном современном человеке с точки зрения развития его отношений с Пушкиным, если можно так выразиться, точнее, с его наследием, - с детства и через всю жизнь. Вместе с ростом человека меняется и его отношение - начиная с "Пушкина я ненавидел с детства" до переживания смерти поэта как личной трагедии.

Герой спектакля - в общем-то обычный человек, с обычными чувствами. Он показан без попытки приукрашивания - такой, каким человек бывает наедине с собой, без лишней мишуры и налета приличий.

"Пушкин - наше всё!" - эту установку нам внушали с детства, и говорить плохо о Пушкине - это табу. По поводу этого момента в пьесе много иронии, но насколько он верный, каждый может прочувствовать на себе. Лично для меня, как выяснилось, Пушкин - однозначно "наше всё", и меня неоднократно коробило от того, с какой легкостью на сцене обращаются со священным для русского человека образом "ПУШКИН".

Однако, в этом что-то есть - нарушить запреты, по-другому взглянуть на то, что казалось незыблемым и неприкосновенным.

Для главного героя Пушкин - тоже "наше всё", и даже более, чем для кого-либо, хоть он и не сразу это понимает.

После спектакля где-то внутри немножко ноет заноза (если бы не эта дуэль!) и появляется желание отыскать в шкафу томик Пушкина и читать-читать-читать...

0
0
7
kagury.livejournal.com
129 отзывов, 148 оценок, рейтинг 50
13 ноября 2015

"Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням - а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый - Пушкин, отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.
...Нас этим выстрелом всех в живот ранили
".

Это, конечно, Марина Цветаева. И тот Пушкин, которого мне во многом благодаря ей повезло понять, и полюбить, и перечитывать, и цитировать, и не представлять себе - как это без его слов? Как без "мороза и солнца", без "Онегин, раньше я моложе и лучше кажется была", без "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет"?
Правда, это все я для себя открыла уже где-то классе в шестом-седьмом. Это был Ленинград, зимний, холодный, настоящий. А в нем был Пушкин, и Мойка 12, и его жизнь и любовь, и смерть, и стихи.
А до этого, с присущим детству максимализмом, я считала, что мол, подумаешь, Пушкин. И что все на нем помешались? Банально. Мне надо что-то свое, исключительное. Мало ли поэтов. Вот есть же еще Блок или Саша Черный, или вот хоть Гумилев. Они появлялись, занимали какое-то место на полке, запоминались строчками стихов в голове, и в итоге остались где-то в нежной юности.
А Пушкин - он оказался навсегда.

В общем это было лирическое отступление, чтобы было понятно, почему для меня про Пушкина - это про свое, любимое, родное, куда никому ехидными словами лезть не позволено.


Жанр этого спектакля обозначен как "история несостоявшегося подвига". Потому что, когда разговор о Пушкине - то так или иначе он сводится к дуэли. Черная речка, белый снег, красная кровь.

У Михаила Хейфеца с Иосифом Райхельгаузом все серое, все прах и все из этого праха появляется и в него уходит. И если мыслить не материально, то получается, что вот Пушкин-то, он как раз единственный - вне этого праха. Он - над. А остальные - здесь, копошатся в реальности. Впрочем, не уверена, что у создателей спектакля идея была именно такая.

Сцена выглядит как большая песочница или же дуэльная площадка, длинная и заполненная чем-то легким и серым, играющим роль песка, снега, земли, в зависимости от контекста. С двух сторон сидят зрители. Что необычно, но хорошо, так как сцена прямо как на ладони.

Спектакль, собственно, не про Пушкина. Т.е. про него, конечно, тоже, но больше фоном, иллюзиями, загадками, сомнениями. Спектакль про мальчика, самого обыкновенного, толстенького, забавного, добродушного мальчика, который лет до сорока так и не вылез из своей условной песочницы, и хоть и готов был в итоге за Пушкина умереть, но вот дорасти до него, так и не дорос. Даже почти научился им пользоваться, но не услышал, и не понял, и не оценил. И осталась только дуэль, и прах. И ужасное ощущение, что вот вокруг этих румяных мальчиков - несть числа, и они вроде - и милые, и смешные, и безобидные. Но драма в том, что они могут - только умереть. И не выбраться им из маленького серого мирка, где от Пушкина одни неприятности.

"И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от не
й?» "
Пушкин, конечно же.

Подозреваю, что идея была в том, чтобы сделать изящный спектакль на грани. Что-то такое почти скандальное и против всех правил, режущее слух и мораль, но смягчить юмором и трагичностью, и узнаваемостью типажей. Смешно - местами получилось (сидящий за нами человек хохотал, как иерихонская труба), трагично - местами тоже, а вот с изяществом - не вышло. Все-таки достаточно циничный порой текст, и Пушкина - остро жаль, и слова о его ненужности слышать неприятно, как ни старайся смотреть отстраненным зрителем, и не впадать в образ консервативной "училки" в очках и в платке.

При этом играют - очень и очень неплохо. Мужские роли, так вообще удались, особенно мне понравился Александр Овчинников в роли Миши Питунина. Перевоплощение полное, ему веришь абсолютно. Барышни - куда скучнее, они тут массовка, манекены с пустыми глазами, умеренно бесцветные, примерно, как серая субстанция на сцене. Возможно так и задумано, потому что по сути, весь спектакль - это почти монолог, жизнь Миши Питунина, им прожитая и рассказанная.
На фоне Пушкина.

Нескучно. Неоднозначно. Не без ностальгических отсылок. Не для нежных фиалок совсем. И чтобы разбавить все эти "не" - любопытно и оригинально.

1
0
9
Николай Голенкин
187 отзывов, 194 оценки, рейтинг 45
13 апреля 2019

Был на спектакле 07.04.2019.
Отличный спектакль, весёлый, при этом затрагивающий серьёзную тематику. Рекомендую.
Но, у спектакля есть и минусы технического характера.
Подробнее далее.
Жизнь не терпит сослагательного наклонения. Тем не менее, порой очень интересно подумать, пофантазировать, что могло бы быть в истории человечества или в твоей собственной жизни, если бы…)).
Театр “Школа современной пьесы” предлагает зрителю поразмышлять вместе с актерами про судьбу Пушкина, который, сквозь века, не только радует читателей своими прекрасными стихами, но и мучает, доставляет жизненные неудобства тем, кому ещё не пришло время принять и понять его великое наследие. :))
Думаю, многие (в том числе и я), в школьные годы задавались вопросом, а зачем меня заставляют учить стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова и прочих классиков? Действительно, все эти чтения наизусть всегда шли “из под палки”. Почти всегда в противовес авторскому тексту классика мы, школьники, придумывали народный, смешной, хулиганский вариант стихотворения. И когда учительница вызывала к доске, этот хулиганский вариант так и просился с языка на волю (и нередко звучал из уст одноклассников, которые не могли перебороть себя). Весело было!
В этом спектакле эта и подобные ей ситуации собраны воедино и прекрасно обыграны. Этот спектакль очень правдив, он очень жизненный. Он про то, что многие пережили и прочувствовали. И про Пушкина, конечно! Что ни говори, а определение “НАШЕ ВСЁ”, очень точно определяет масштаб этой исторической фигуры.
В интервью телеканалу “Культура” режиссер Дмитрий Крымов сказал, что Пушкин “растрепал” русский язык, который до него был как застегнутый на все пуговицы мундир. Метко сказано.
Очень понравился актерский состав спектакля, особенно актёры-мужчины. Обаятельные и смешные. Все очень запомнились.
Насколько же хорош исполнитель главной роли Александр Овчинников! Он великолепен! И его внешность, и эти очки, и мешковатая одежда, и голос, и манера держать себя - всё это на сто процентов подходило под образ простого, ничем не выдающегося школьника, студента, военнослужащего по призыву Питунина. Браво!

Теперь о минусах.
Действие спектакля происходит в “песочнице”, наполненной неким искусственным чёрным снегом (назову этот материал так), под которым лежит разного рода реквизит, извлекаемый актерами наружу по мере необходимости.
Так вот, вся эта масса чрезвычайно насыщена пылью!! ((
По ходу действия актёры очень активно перемещаются по этой песочнице, так или иначе постоянно шевеля этот самый “чёрный снег”. Из-за этого в зале постоянно “столбом” стоит жуткая пыль, которой приходится дышать. Я сидел в первом ряду и меня это очень беспокоило и напрягало.
Кроме того в зале душно, по крайней мере в районе первых рядов. И вроде бы слышно, что работает вытяжка, но достаточно посмотреть чуть вдаль на свет и видно, что пыль так и висит в воздухе. Печально! Вроде театр только открылся после реставрации, а старая проблема с вентиляцией так видимо и осталась((.
С одной стороны, ооочень интересное художественное решение - использовать на сцене такой элемент декораций, как этот самый снег. А с другой, надо бы и о здоровье актёров и зрителей думать.
Дописываю этот отзыв в течении недели после спектакля и могу сказать, что на второй-третий день после спектакля у меня появились болезненные симптомы (при нормальном самочувствии вдруг резко появился сильный насморк). Было очень некомфортно. Вроде бы удалось погасить это явление антиаллергическим препаратом.
Господа астматики, аллергики - повышенное внимание!
На этом спектакле сцена расположена между двумя трибунами для зрителей. Подъем достаточно слабый. Причём некоторые ряды находятся на одном уровне. Я сидел в первом ряду сектора Б, второй ряд располагался выше, а третий, если я правильно запомнил, был на одном уровне со вторым. А в противоположном секторе два первых ряда были на одном уровне. Тоже очень печально видеть такую картину, когда о том, увидит ли зритель спектакль или только услышит, из-за закрытого зрителями предыдущего рядя обзором, театру дела нет.
Кроме того, боюсь зрители последних рядов могут и не слышать часть реплик, так как актеры обращаются то в сторону одного сектора, то в сторону другого.
Итак, сам по себе спектакль великолепен, но есть “НО”, которые могут помешать вам насладиться спектаклем в полной мере.


1
0
9
Tatiana
74 отзыва, 319 оценок, рейтинг 40
4 мая 2018

Жанр спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» по одноимённой пьесе Михаила Хейфеца на вебсайте Театра Школа современной пьесы трактуется как «история несостоявшегося подвига».
Пьеса рассказывает о судьбе обычного русского парня Михаила Питунина, который с детства очень не любил Пушкина. Но судьба Питунина сложилась так, что Александр Сергеевич прошёл красной нитью через всю его жизнь. И несмотря на всю нелюбовь Питунина к великому русскому поэту, были даже моменты, когда он мечтал о машине времени, чтобы перенестись в прошлое и спасти Пушкина от гибели на дуэли.
Но этот спектакль всё же не столько о Пушкине, сколько о нашем современнике, родившемся в СССР, проведшем школьные годы в 70-е, служившем в армии и начавшем трудовую жизнь в 80-е, а в 90-е оказавшемся вдруг в новом, незнакомом мире безо всякой машины времени, и вынужденном в этом мире выживать.
Спектакль очень напомнил «Как я съел собаку» Евгения Гришковца – зрителя ожидает такое же погружение в прошлую эпоху, осуществлённое с юмором и доброй ностальгией о советском времени, времени детства и юности многих, сидящих в зале. Только в отличие от спектакля Гришковца играет здесь не один актёр, а пятеро, но и здесь каждый из них успевает побывать в разных ролях и много раз переодеться.
Интересно художественное оформление спектакля, осуществлённое Алексеем Трегубовым: спектакль играется не на сцене, а посредине зрительного зала, в «песочнице», заполненной чёрным песком, похожим на пепел. Такая вот аллегория детства и смерти одновременно.
Очень хороши актёры: Иван Мамонов и Николай Голубев, играющие по ходу спектакля и друзей, и врагов Питунина; Арина Постникова и Даниэлла Селицка, играющие то мать и учительницу Питунина, то Наталью Гончарову и Идалию Полетину – женщину, сыгравшую в жизни поэта роковую роль. И конечно же, великолепен Александр Овчинников, играющий главную роль. На наших глазах он преображается в ребёнка, затем в подростка, юношу, и ему веришь, несмотря на то, что актёру наверняка уже перевалило за сорок.
Искренне рекомендую этот спектакль всем, чья родина – СССР. Даже если вы совсем не жалеете о той ушедшей эпохе, вы наверняка с удовольствием окунётесь в мир своего детства.

0
0
5
Екатерина Писарева
33 отзыва, 67 оценок, рейтинг 38
16 ноября 2014
Не всё про "наше всё"

Жил-был незадачливый мальчик с очень непоэтичным именем – Миша Питунин. С детства этот мальчик попадал в разные комичные ситуации, которые оборачивались для него личной трагедией. А так, как мальчик был к тому же еще и цикличный, показалось мальчику, что во всех его бедах виноват не кто иной, как А. С. Пушкин. Вот потому-то и открывается спектакль почти крамольной (особенно в период советского гнета и стандартизации мышления) фразой мальчика: «Пушкина я возненавидел еще в детстве». Пушкину, конечно, ненависть мальчика абсолютно индифферентна, а вот мальчику – обидно. И обидно мальчику потому, что ничего из себя сам мальчик этот не представляет. Ни интересов у него нет, ни друзей – один ненавистный Пушкин на уме. А Пушкину на его ненависть-то наплевать, как и на любовь, собственно, тоже (сколько бы шагов между ними не было). Пушкин был, Пушкин есть, Пушкин не может не быть. А вот что останется после незадачливого мальчика Миши Питунина – та еще «загадка литературоведения».
Но если с тем, что останется от абстрактного мальчика Миши Питунина более-менее ясно, то с тем, что останется в зрительской памяти после спектакля, стоит разобраться.

Для начала стоит отметить, что спасать камер-юнкера Пушкина придется два часа без антракта. Вроде бы спектакль недлинный, но ощущения «единого» дыхания у меня не было – стоит на секунду отвлечься, неизбежно выпадаешь из «интонации» и происходящего, каждая последующая сцена будет казаться кусочком паззла из большой мозаики.
Далее – сценография. К сценографу Алексею Трегубову никаких претензий и вопросов нет – оригинально, затейливо, здорово. Действие происходит прямо перед зрителем – без прикрытий. Прямоугольник импровизированной сцены доверху заполнен сыпучим материалом (черным полиэтиленом или бумагой), внутри которого спрятан актерский реквизит – пистолеты, вазы, книги, ковры и множество других вещей. Когда актеры резвятся в импровизированной песочнице, невольно хочется к ним присоединиться (недаром многие по окончании спектакля подошли, чтобы потрогать сыпучее «нечто»).
Актеры – их всего пять человек – играют по нескольку ролей одновременно, кроме великолепного Александра Овчинникова, от имени которого ведется повествование. Овчинников играет виртуозно, выкладывается по-полной и, несмотря на экспрессивность актерской интонации, ни капельки не фальшивит. За это ему – браво и спасибо.
А теперь о том, почему все-таки «так себе». Во-первых, драматургический материал. Пьеса Михаила Хейфеца, по которой поставлен спектакль, вовсе и не пьеса как таковая, а монолог главного героя. Монолог, не лишенный юмора, но, на мой вкус, лишенный глубины. Комедийное медленно переходит в трагедийное, но для настоящей, финальной, трагедии у истории нет масштаба, как уж тут не укрупняй (за счет Пушкина). Во-вторых, в некоторые моменты мне было откровенно скучно. Скучно наблюдать за девицами, которые с такими-то манерами, да в 19 век… Возможно, я зануда и консерватор, но видеть салатовые ногти у дамы Идалии Полетиной, светской львицы позапрошлого века, я не хотела бы (отвлекают).
«Спасти камер-юнкера Пушкина» не удалось. Да и не требовалось этого, как не требуется бессмертие бессмертному. Но вполне может быть, что рядом с одним Пушкиным спасутся и останутся в вечности и Михаил Хейфец, и Иосиф Райхельгауз, и Валерия Кузнецова, и Алексей Трегубов, и Александр Овчинников, и Иван Мамонов, и Даниэлла Селицка, и Николай Голубев и прочие люди, причастные к созданию сегодняшнего спектакля. Вполне может быть… Все может быть. Теорию вероятностей никто не отменял.

3
0
9
Amber
90 отзывов, 99 оценок, рейтинг 35
11 декабря 2016

Кто бы мог подумать, что идя на спектакль под названием «Спасти камер-юнкера Пушкина» в Театр Школа современной пьесы, я буду смеяться до колик в животе. Нет – не над Пушкиным.
Над историей о мальчике Мишке Питунине, которому, можно сказать, этот Пушкин, будь он неладен, почти всю жизнь испортил. Начиная от детского садика, где его поставили в угол за наивное признание в нелюбви к стихам великого поэта и лишили сладостного удовольствия – поиграть заветным самосвалом, бджии-бджии. А потом прилично попортил и школьные годы, причем не только одному Мишке, но и закадычному другу его Дубасову, да и всем детям, которые учились в знаменитой питерской школе имени Александра Сергеевича. Вот попробуй после такого не любить, попробуй только забыть, запнуться, не то ляпнуть – вмиг получишь указкой между глаз. «Ты что, Питунин, Пушкина не любишь? Ну-ка, быстро родителей в школу, а тебе Онегина переписать в тетрадочку».
Да чтоб этого Пушкина Дантес этот пристрелил как можно раньше!
Да чтоб ему пусто было за все питунинские мучения! Из-за него и лучший друг Дубасов после восьмого еле ноги унес в ПТУ. А в армии, гад, как подставил перед замполитом. На 10 суток из-за него загремел на гауптвахту. А ведь кто он такой, если задуматься хорошенько? Хахаха! С 10 метров попасть он не смог! Мазила, пистолет не перо, им стрелять уметь нужно. А стрелять не стишки кропать. Хахаха!
Один раз только «памятник нерукотворный» помог, пользу хоть какую-то от него Мишка поимел.
Телочку одну симпатичную когда склеил на Петроградской, из художественного, значит, училища, поэзия его, так сказать, внесла, так сказать, значительный вклад в завоевание и укрепление. Укрепление взаимовыгодного общения произошедшего в отсутствие родителей, сваливших на дачу. Ох, как спасали тогда, воспользовавшись обстоятельствами, Мишка Питунин с девчонкой поэта нашего Пушкина!

Кто бы мог подумать, что в финале смех вдруг как-то быстро и резко закончится. Расхочется смеяться, вот хоть убей. Холодно станет в солнечном сплетении. Отвернуться хочется от сцены, не смотреть, не думать – о Черной речке и о страшной дуэли случившейся там в месяце январе 1837 года.

Кто бы мог подумать, что как-то играючи, быстрыми изящными стежками, в канву спектакля о жизни питерского мальчишки, будет продета (вплетена) и жизнь Александра Сергеевича Пушкина. Вечного камер-юнкера, уродливой обезьянки маленького роста, неисправимого ловеласа (130 имен ..мм в дон-жуанском списке ..мм), азартного дуэлянта (26 вызовов на дуэль), и – бесконечно безгранично гениального поэта. Геккерн и Дантес, граф Нессельроде, государь-император, Наталия Гончарова и Идалия Полетика – кто же, кто из них виноват? В той дуэли, что на Черной речке, в холодном январе 1837… Дуэли, исход которой предсказала младому поэту старая гадалка – белой лошади, говорит, опасайся и белого человека. После 37 семи. А до этого – гуляй пока молодой, хочешь стреляйся, люби кого хочешь, пиши-сочиняй, ни в чем себе не отказывай. Главное, только успеть, уложиться в срок. До 37.

Вы думаете зря спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска»?
Вы думаете зря зрители сначала хохотали, потом замолчали, застыли, оцепенели, посерьёзнели, задумались и украдкой, чтоб никто не заметил смахнули непрошенные капли на ресницах?
Да чтоб этому Пушкину перевернуться с его белой лошадью и стишками своими идиотскими в альбомчик дуры Полетики - взял и расстроил, когда так хорошо смеялись.
Вот гад такой, дурень, скотина такая, не мог подумать о нас, своих потомках. Простил бы этого пид… приёмного придворного блондинчика, на адюльтерчик бы Наташки своей закрыл бы глаза, поклончик бы лишний отвесил товарищу царю, и, глядишь, жив бы остался.
И не было бы того рокового страшного выстрела с десяти шагов на Черной речке в черном месяце январе черного 1837 года.

Господи, ну спасите, хоть кто-нибудь камер-юнкера Пушкина!

В общем, заканчиваю я свою рецензию – нет настроения её дописывать.
Всё плохо. Спектакль плохой и грустный. Не ходите. Вот вам зачем лишний раз себе настроение портить?

Из чистой вежливости поблагодарю Александра Овчинникова (Михаил Питунин, Пушкин). Взрослый дядька, а какой же он смешной и трогательный в этом своем школьном пиджаке, из под которого рукав грязный торчит, ранец нелепый за спиной болтается.
Николая Голубева (Дубасов, Витёк, Мамедов) – пластичного, хулиганского, и рганичного как собака в любом образе.
Неподражаемого Ивана Мамонова (гад Дантес и Сека), которому одинаково к лицу и самосвальчик детсадовский, и замполитская фуражка, и золотые эполеты, и бандитская шапочка-чеченка.
Красавиц Даниэллу Селицку (воспитательница, мама, Идалия Полетика) и Татьяну Циренину (училка, Лера, Наталия Гончарова).
Так и быть поблагодарю автора спектакля Иосифа Райхельгауза – за разрыв шаблона, Михаила Хейфица – за остроумный текст, а художника Алексея Трегубова – за круто оформленную сцену.

В ШСП не просто пыль смахнули с бронзового памятника и голубей отогнали. В ШСП с помощью театральных пощёчин заставили нас вспомнить про хлеб наш насущный и свой духовный стержень.

И давайте – спасем камер-юнкера Пушкина сами. Знаете как? Подойдем к книжной полке и возьмем в руки его стихи и прозу.
И будем считать, что я вам сейчас ничего не подсказывала.

0
0
9
Elena Shmyreva
253 отзыва, 257 оценок, рейтинг 33
8 декабря 2017

На спектакле ШСП "Спасти камер-юнкера Пушкина" я не открывала рот от удивления, все факты и события, о которых говорилось в пьесе, имеющие отношение к Александру Сергеевичу и окружающим его людям, были мне знакомы. За месяц до этого после спектакля в Губернском неделю не меньше зависала в поисках информации, почему же состоялась та злосчастная дуэль.
Но вот как провокационно-изящно это все подавалось в ШСП! Очень рада, что попала на постановку. Читать исследования и мемуары - интересно, но еще интереснее, когда с тобой делятся в таком необычном формате. Спектакль сделан в форме воспоминаний-монолога человека, который с детства Пушкина не любил. Бывает ведь и такое. Это переплетение судьбы нашего современника с судьбой поначалу просто ненавистного ему поэта и составляет причудливую паутину повествования. Артистов на сцене не много. Они плавно трансформируются из людей сегодняшнего дня в героев прошлого и обратно. Да и сценой, то место где происходит действие, можно назвать весьма условно. Платформа набитая черным пеплом, непонятное место - точка пересечения времён. И до определенного момента все воспринимается, как забавный водевиль, но к большому сожалению мы знаем развязку того давнего "водевиля", поэтому и в современности у главного героя, оказавшегося у барьера лицом к лицу с тем же человеком, что и почти две сотни лет назад поэт, нет шанса на спасение.
Замечательный спектакль.

0
0
7
Анастасия Субботина
174 отзыва, 175 оценок, рейтинг 31
23 октября 2017

Спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина" в театре Школа современной пьесы начался с необычных декораций - посреди зала стоит "песочница" с чем-то черным, не то песок, не то пепел.
В начале спектакля это была песочница, детский сад, где состоялась первая встреча главного героя (Миши Питунина) с Пушкиным. Картина, нарисованная по сказке Пушкина, меня просто покорила.
А затем эта песочница послужит и улицами Москвы, где влюбленный Питунин и его девушка гуляют и разрабатывают планы по спасению камер-юнккера Пушкина. Она же будет и местом дуэли Пушкина и Дантеса. Так же и актеры, участвующие в спектакле, легко переносятся из века в века и из одного десятилетия в другое.
Спектакль, как и другие увиденные в Школе современной пьесы, очень необычный, нестандартный. Снова зал, размещенный по две стороны от сцены,
В очередной раз покорил Иван Мамонов, как же ему удается перевоплощение от представителя высокого света до гопника и обратно.
И очень понравились исполнительницы женских ролей - Татьяна Циренина и Даниэлла Селицка - особенно в образах Натальи Гончаровой и Идалии Полетика.

0
0
9
Мария Н.
28 отзывов, 33 оценки, рейтинг 28
15 октября 2017

"Пушкина я возненавидел с детства..."
Сцена на первый взгляд представляет собой огромную песочницу, только наполнена эта песочница чем-то чёрным, на вид напоминающим жжёные опилки. Появившиеся в зале актёры осторожно наступают в содержимое "песочницы". "Земля?" - да, кивают, земля.
На самом деле это будет и земля, и снег, и даже пушкинские бакенбарды, а сама сцена станет и настоящей песочницей, и местом дуэли Пушкина.
Такие же превращения ждут и актёров - харизматичные Иван Мамонов и Николай Голубев будут то Дантесом и Геккерном, то бандитами Секой и Витьком, то одноклассниками героя-рассказчика; Татьяна Циренина и Даниэлла Селицка из воспитательницы и училки преобразятся в Наталью Гончарову и Идалию Полетику - и, кажется, лишь Александр Овчинников так и останется исполнителем только одной роли, но это не совсем так - вроде бы с детства ненавидящий Пушкина Михаил Питунин на самом деле постоянно себя с Пушкиным и отождествляет.
В той или иной степени отождествляют себя с Михаилом Питуниным зрители - и дело даже не в том, что у многих из нас отношения с Пушкиным складывались похожим образом (и ни у кого в один из ключевых моментов спектакля не оказывается при себе заветного томика со стихами или прозой), но в том, что и жизненный путь у изрядной части зала похож на жизненный путь Питунина - детский сад, школа, армия... Питунин на первый взгляд совершенно заурядный человек, и пересказать его сюжетную линию довольно трудно именно потому, что нечего говорить - ну жил такой... в школе имени Пушкина учился...
Однако эта сюжетная линия теснейшим образом сплетается с другой - с историей дуэли и гибели Пушкина.
Можно ли было его спасти? Какой момент в судьбе поэта стал отправной точкой череды событий, которые и привели к роковой дуэли?
И - незаданный вопрос, но он не может не возникнуть в финале спектакля - а можно ли спасти главного героя? Почему его жизнь складывается так, а не иначе?
А наша?
Так весёлая игра в Пушкина превращается в серьёзный разговор о человеческой судьбе.
Спектакль пролетает на одном дыхании, вовлекая в себя зрителей с полуслова - и вот мы уже вместе с Питуниным строим планы спасения Пушкина от дуэли, и нас "ставят на счётчик" Сека и Витёк, потому что у нас нет при себе книг Пушкина, и мы подсказываем несчастному герою, у которого "плохая память, два сотрясения мозга", первые строчки "Евгения Онегина", и с замиранием сердца вместе с его одноклассниками смотрим видеофильм про Дантеса и Геккерна - а вот и сами Дантес и Геккерн, один сидит такой унылый проигравшийся в трактире, а другой бежит вокруг сцены-"песочницы" и катит перед собой колесо, которое рано или поздно сломается...
А ещё мы видим лица зрителей, сидящих по другую сторону "песочницы", и можем наблюдать за их реакцией - кто-то включается в игру сразу, а кто-то переходит от скепсиса к постепенному принятию, но равнодушных или скучающих лиц там нет вовсе.
И хочется возразить отчаявшемуся Питунину - ну неправда, неправда же, что Пушкин сейчас никому не нужен! А как же мы? Ведь мы же пришли - и мы тоже хотим спасти камер-юнкера Пушкина! И - как бы хотелось верить, что своим присутствием спасаем - не от гибели, но хотя бы от равнодушно-автоматического ответа на вопрос о любимом поэте.
"Спасти камер-юнкера Пушкина" - изумительный спектакль, пусть и с несколько неоднозначным финалом (который я не буду раскрывать в отзыве). Он влюбляет в театр с первого взгляда - теперь я обязательно вернусь в "Школу современной пьесы". И на другие спектакли - и непременно на этот.
С ПСС Пушкина в рюкзаке.
И пусть Витёк и Сека выкручиваются :)

0
0
9
Галина К
141 отзыв, 144 оценки, рейтинг 25
4 февраля 2018

Вчера посмотрела спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина" по пьесе Михаила Хейфеца. Режиссер - Валерия Кузнецова.
Спектакль весьма титулованный.
Понравился. Даже очень. Хоть и не безоговорочно. И чтобы не заканчивать потом на ноте, которой заканчивать не хочется, с оговорок и начну. Одна касается не собственно спектакля, а зала. У меня был билет в третий ряд, я обрадованно села на свое место,.. и поняла, что я ничего не увижу. Передо мной села высокая и полная тетенька, я небольшого роста, а подъема у рядов нет. Вообще нет, никакого, только ряда с шестого, мне кажется, есть подъем. Мне сказочно повезло, удалось пересесть в первый ряд. Это дало мне возможность в полной мере насладиться спектаклем, никто не мешал. Так что с первого ряда - идеально. Вторая оговорка - это финал... Ну зачееем?... Зачем так было заканчивать пьесу? Нет, я понимаю, что в жизни не все светло, и в спектаклях тоже бывают плохие финалы, но в этом... В этом финал испортил впечатление от спектакля, окунул головой в какой-то бандитский Петербург. Да, можно объяснять, что это параллель с судьбой Пушкина, например, или что герой получил примерно то, о чем чуть ли не мечтал, но вот тут основная засада: не о том он мечтал и не то получил. И параллели, на мой взгляд, тоже не получилось. Не хочу спойлерить, поэтому не могу внятно объяснить. Но если весь спектакль было на душе тепло и светло, то в финале стало темно. И это даже не трагикомедия, это просто какой-то диссонанс.
Зато весь спектакль - это так замечательно. Он цеплял, грел, задевал за живое, удивлял и давал возможность узнать что-то новое о Пушкине. Да-да, не только новое, но и интересное. А то, что происходило на сцене с героем, было не просто понятно, было узнаваемо до боли. Особенно для людей моего поколения, такая ностальгия... И фривольности, которые себе позволяет постановка, они такие милые, что украшают, придают пикантности, но ничуть не опошляют действия (спектакль 16+, там нет ничего особенного, но особо пуританским родителям детей водить не стоит, да и самим ханжам там делать нечего). Я весь спектакль ловила себя на том, что сижу с улыбкой до ушей. Одна только иллюстрация к сказкам Пушкина чего стоит - задание учительницы по рисованию :-). И вообще рассказ героя о детстве - это прелесть что такое. Остальные зрители тоже веселились, напротив ряды с публикой, видно было (действие происходит не на сцене, а посреди зала, в такой большой "песочнице" или в Черной речке, из глубин которой актеры последовательно вытаскивают необходимый реквизит, необычно). В общем, смотрится на одном дыхании. И идет, кстати, недолго, 2 часа без антракта.
Из актеров хочу отметить Ивана Мамонова.
Но больше всех понравился исполнитель главной роли Александр Овчинников.
В общем, я очень довольна, провела прекрасный вечер. Спасибо!

0
0
9
ms_sunshine94
282 отзыва, 282 оценки, рейтинг 22
14 февраля 2021
Визитная карточка "Школы современной пьесы"

Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» - настоящая визитная карточка «Школы современной пьесы», в 2013 г. он даже вошел в лонг-лист «Золотой маски». И он настолько необычный и оригинальный, что я бы порекомендовала начать с него знакомство с этим театром.

Тем более, что тема близкая каждому русскому человеку: взаимоотношения с Александром Сергеевичем Пушкиным. Все мы знакомимся с Пушкиным еще в раннем детстве: слушаем его сказки, смотрим мультфильмы и фильмы по ним, каждый год проходим в школе лирику, далее – «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку», и так далее – список бесконечен. А уж тех, кто живет в Санкт-Петербурге, Пушкин точно просто «преследует».

А вот у ленинградского школьника Миши Питунина (Александр Овчинников) отношения с Пушкиным не заладились с детского садика: когда воспитательница, желая наказать его за то, что он единственный не слушал стихов великого поэта, поставила его в угол и отобрала игрушечный самосвал. Дальше было только хуже: мучительная учеба в гимназии имени А.С.Пушкина с двойками, вызовами матери в школу и постоянными скандалами с учительницей. А все тоже из-за Пушкина: рисунок с мертвым, побежденным Балдой, попом учительница не оценила, пять глав из «Евгения Онегина» упорно не запоминаются, а в музее скучно. Только в техникуме Миша начинает понимать, что любовная лирика Пушкина может оказать на девушек поистине волшебное действие, а когда он знакомится с Лерой (Татьяна Циренина), то они так увлекаются, что даже придумывают игру, как бы спасти Пушкина от роковой дуэли, если перенестись в прошлое. Художница-Лера даже рисует картину, где Миша ценой своей жизни спасает поэта. А потом – девяностые, перестройка и совсем иная жизнь, в которой Пушкину места не будет…

Очень понравилось, что все артисты, кроме исполнителя главной роли Александра Овчинникова, играют по несколько ролей. Так, Николай Голубев играет лучшего друга Миши – Дубасова и хулигана Витька; прекрасная Валерия Ланская – воспитательницу, девочку из техникума и Идалию Полетику; Татьяна Циренина – учительницу, Леру и Наталью Гончарову, а Иван Мамонов – тупого Секу и Дантеса.

Да-да, в спектакле причудливым образом переплетаются советская действительность и выдержки из биографии Пушкина: знакомство поэта с Натальей Гончаровой, теории, кому могла быть полезна смерть Пушкина, скандал с Идалией Полетикой, подготовка к дуэли и сама дуэль. Это очень разбавляет сюжет: постоянное переключение между историей и современностью заставляет смотреть очень внимательно на протяжении всего действия.

А еще, жирный плюс за небанальный конец: да, это совсем не хэппи-энд, но он оставляет чувство какой-то светлой грусти и того, что все завершилось совершенно правильно.
Если хотите узнать, удалось ли Мише Питунину спасти Пушкина и как, а заодно освежить школьные воспоминания – обязательно посмотрите этот спектакль!

10 из 10.

0
0
7
Юлия
73 отзыва, 86 оценок, рейтинг 21
27 апреля 2017

В пятницу были на блогерском походе в театр ШСП.
Каждый спектакль в театре "Школа Современной Пьесы" - это открытие.
Это разрыв шаблона, не побоюсь этого выражения. Это не просто необычно, это взгляд под очень неожиданным углом.
В эту пятницу мы смотрели спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина".
Что понятно из названия? Да ничего не понятно. Пушкин, его собрались спасать каким-то образом (машину времени что ли придумали?) и что из этого получилось в фантазиях у создателей - непонятно. В итоге - спасли или не спасли? Хотя бы в какой-то параллельной реальности. Опять же непонятно.
Подзаголовок у пьесы звучит так: "История одного несостоявшегося подвига".
Ставят пьесу по всей России многие театры. Премьера состоялась в 2013 году в Школе Современной Пьесы.
Спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина" - трагикомедия о жизни одного человека. Обычный мальчик Миша из обычной советской семьи. Детский сад, школа, пионерский галстук и ранец, техникум, первая любовь, армия, семья. А тут что-то не так пошло, эта перестройка, в семье не заладилось, страна развалилась, 90-е...
А при чем тут Пушкин?
При всем.
Не получилось у мальчика Миши построить отношения с поэтом. Стихи ему поэта Пушкина Александра Сергеевича не нравились еще с детского сада. То воспитательница накажет за эту нелюбовь, то потом учительница отругает да маму вызовет в школу. Как это так - Пушкина не любить?!
Ведь все знают, что любимый поэт - Пушкин, композитор - Чайковский, а художник - Репин!
И вот всегда же Пушкин во всем был виноват. Точно вам говорю! Столько стихов понаписал, и теперь все это надо учить?
А может просто в тетрадку переписать красивым почерком?
И вот у Миши случается любовь. И что же? Надо срочно учить стихи! Тут уже куда же без романтики и лирики! Слышала бы учительница сейчас Мишу, как он читает Пушкина! Пусть даже не по программе.
И вот вроде бы Пушкина Миша не любит, как говорит, но все равно все время думает о нем. Об этой дуэли с Дантесом. Как так он смог промазать-то? Что-то странное, непонятное. Еще в школе со своим соседом Дубасовым Миша все пытается разобраться в этом вопросе. Да и сейчас тоже.
А девушка Лера очень Пушкина любит. И очень хочет Пушкина спасти! Чтобы пожил еще, совсем же еще молодой был.
И вот придумывает Миша с Лерой, как можно спасти. На самой ли дуэли или пораньше, например, не дать Дантесу доехать до России?
Или все-таки кинуться и заслонить собою Александра Сергеевича?
Жизнь свою никчемную положить на спасение "Нашего Всего"...
Удалось ли спасти камер-юнкера Пушкина или нет - лучшего способа узнать нет, чем увидеть это в театре!
Необычность постановки, организации сцены - это в духе театра ШСП.
Огромный ящик, наполненный олицетворением земли, пепла... Откуда каждый раз доставались - самосвал из детского сада, школьный ранец, пистолеты и прочие атрибуты. Из праха произошло и в прах возвратится.
В общем-то, на первый взгляд комедийный рассказ становится глубоким по смыслу и философским.
Был ли смысл спасать Пушкина, если он постоянно с кем-то стрелялся? И если бы не Дантес, мог погибнуть и через месяц от пули другого дуэлянта. А если бы Дантес не приехал в Россию, спасло бы это Пушкина? А если бы Натали не была бесприданница? А если, а если... столько вопросов!
И вообще, о Пушкине ли спектакль?
Как всегда, театр Школа Современной Пьесы не оставил меня равнодушной!
Спасибо за замечательный спектакль!
Актеры все прекрасны. Наконец, я увидела в полной мере Николая Голубева, очень мне он нравится.
Прекрасный Александр Овчинников. Даниэлла Селицка - очень красивая, такая притягательная и талантливая актриса. Первый раз видела на сцене, очень мне понравилась!
Замечательная Татьяна Циренина в разных ролях очень хороша!
Иван Мамонов от грубияна до благородного мужа - в любой роли на высоте!

Спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина" обязательно к просмотру! :)

0
0
7
МАРИЯ АБДУЛИНА
119 отзывов, 119 оценок, рейтинг 18
2 марта 2018

Сильный актерский состав: Татьяна Циренина, которая отлично сыграла Наталью Гончарову и пожилую учительницу младших классов, Иван Мамонов (Дантес и уичный хулиган Сека), Александр Овчинников (Питунин и он же Пушкин), Николай Голубев (Дубасов, Витек, Мамедов), Даниэлла Селицка (воспитательница и мама главного героя).
Представьте, что вы приходите в театр и вместо обычной театральной сцены видите.... песочницу, на края которой сидят актеры. Эта "песочница" и является местом, где происходят все основные события: дуэль Пушкина, школьные годы главного героя, влюбленность, переезд в новую квартиру и т.д.
Действие спекакля происходит в тот период, когда не только жизнь была предсказума и запрограммирована (детский сад, школа, техникум/инстиут, работа), но и мышление: "Ведь все знают, что любимый поэт - Пушкин, композитор - Чайковский, а художник - Репин!"
Главный герой спектакля, Михаил Питунин, с детства не любит Пушкина. Не нравились ему стихи великого русского поэта. И за это ему постоянно попадало. "Как можно не любить Пушкина?!" - еще в детском саду строго спрашивали маленького Мишу, когда он в очередной раз не выучил стих. Проходит несколько лет. Детский сад остается позади, наш герой идет в школу. Вот, казалось бы, и закончились его мучения. Ан нет! Школа-то № 86 им. А. С. Пушкина. И в школе Александр Сергеевич не покаидает нашего героя. Вот и школа окончена. Первая влюбленность. Девушка Лера без ума от стихов поэта. Настолько сильно любит поэта, что думает: "Вот если бы Пушкина спасти!" К плану по спасению поэта подключается и Михаил.
Так, Пушкин помимо воли героя незримо преследует в течение всей жизни. В конце жизни он даже проникается симпатией к поэту.
Да, и конец героя становится весьма символичным...
Интересное послевкусие остается после просмотра спектакля: да, спектакль смотрится на одном дахании (шутки героев, великолепная игра актров, атмосфера), но и задуматься есть над чем.
Великолепный спектакль. Обязательно посмотрите в компании друзей и близких.
А потом, придя домой, "спасите" камер-юнкера Пушкина, подойдя к книжной полке и взяв томик стихов.

0
0
9
Александра Николаевская
125 отзывов, 131 оценка, рейтинг 17
8 февраля 2021
Необычно, но мне понравилось!

Очень необычный спектакль. Это становится ясно ещё до его начала. Когда я увидела, что сцена здесь расположена в середине зала, а зрительские места по обе стороны от неё, я была немного шокирована, нигде раньше я такого не видела.
А ещё вся сцена засыпана неизвестным мне материалом чёрного цвета, из которого по ходу действий материализуется реквизит.

В спектакле идёт повествование от лица главного героя, он рассказывает про свою жизнь и своё отношение к А.С. Пушкину. Все его рассказы иллюстрируются разыгранными сценами. Такой стиль мне напомнил моноспектакли Гришковца, с той лишь разницей, что здесь актёр не один, а пять.

Мне в постановке понравилось практически всё. Актеры замечательные, идея очень хорошая, необычная подача. Великолепно, смешно, зрелищно, жизненно (иногда чересчур), переплетение двух эпох. В основе спектакля намного более глубокая мысль , чем лежит на поверхности.

Но есть несколько «Но», о которых стоит предупредить. Если вам претит нецензурная брань на сцене или в литературе, например, то вам, скорей всего, не понравится.

Второе «но» - это то, что такое необычное расположение сцены мешает хорошему обзору. Мне с четвёртого ряда было видно не очень хорошо, а вот с задних рядов наверно не видно вообще ничего. Думаю, эту проблему можно было бы решить, поставив сцену повыше.

0
0
9
Юлия Эргардт
44 отзыва, 44 оценки, рейтинг 15
16 января 2016

Это было искромётно, это было динамично, это было очень интересно с исторической точки зрения, это было невероятно актуально! Это было... Не возможно было отвести глаз... Сюжет не отпускал ни на секунду за все почти два часа без антракта.
А ведь началось-то всё с маленького пятилетнего мальчика не любившего детский сад, потому что им там Пушкина читали. И суровая воспитательница уже тогда зародила большую "любовь" к русскому поэту в юных сердцах. Ты что, Пушкина не любишь?! А в школу он вообще попал в Пушкинский лицей, а там! Евгений Онегин. Пять глав. Наизусть. Все мы через это проходили, знаем. И вообще в Стране Советов было принято (хором): любимый поэт - Пушкин! любимый композитор - Чайковский! любимый художник - Репин! Так и жили... Много ли изменилось с тех пор... Думаю, не очень...
Но спектакль, действительно, про Пушкина. Ведь тот самый мальчик, с детства не любивший "наше всё", вырастает и влюбляется. А когда влюбляешься, тут уже и Пушкина учишь, и чего только не делаешь для своей девушки. Даже придумываешь множество способов спасти дорогого Александра Сергеевича...
С спектакле звучат стихи, много исторических потрясающе интересных фактов. Герои прямо на твоих перевоплощаются, из большого ящика с непонятным наполнителем (мы потом решили, что это вроде мелконарезанный полиэтилен - земля? тлен?) постоянно достаётся новый реквизит и костюмы. Зритель то и дело попадает из нашего века, где сад, школа, училище, армия, где бурлит жизнь главного героя (70-е, 80-е, 90-е), в эпоху великого поэта, где балы, дуэли, дамы, кавалеры. Спектакль даёт потрясающую возможность проследить все нити в судьбе Александра Сергеевича. А там уже каждый сам для себя решит, что привело к гибели великого поэта...
Не смотря на трагическую судьбу и самого поэта, и не такую уж прекрасную долю, выпавшую на жизнь обычного советского мальчика, спектакль полон юмора, курьёзных ситуаций и неожиданных поворотов, и крепкое словцо тоже употребимо, а как же, без этого даже Пушкин не обходился.
В общем, мои настоятельные рекомендации. И если воспользуетесь ими, не забудьте захватить с собой томик Пушкина на спектакль, пригодится ;) У вас ведь дома Пушкин есть???

0
0
9
Леонид Казаков
21 отзыв, 22 оценки, рейтинг 12
12 ноября 2015

Главный герой пьесы, хороший хоть и незадачливый Миша, с детства находился под влиянием творчества Пушкина: начиная с детского сада и до самой смерти наследие великого поэта проявлялось в самых неожиданных ситуациях. И хоть сами стихи Михаил не мог запомнить, а Пушкина терпеть не мог, к концу жизни, кажется, ближе Александра Сергеевича у него никого не осталось.

Спектакль смотрится необычно, цена вынесена в середину зала, декорации минимальны, чувствуешь себя участником действия, на сцене всего пять актёров, они с лёгкостью преображается то в героев пушкинской эпохи, то в наших современников, друзей главного героя. Все это под неплохие шутки и трагикомичные ситуации.
Игра актёров вообще прекрасная, кроме главного героя,мне понравился Иван Мамонов за яркие, живые и очень убедительные образы.

Всем рекомендую посмотреть, насладиться хорошей игрой актёров и остроумным сюжетом, а также найти для себя ответ, любит ли герой Пушкина?

1
0
9
Елена Соколова
35 отзывов, 39 оценок, рейтинг 11
23 января 2018

Это была история несостоявшегося подвига маленького человека длиною в жизнь. Подвига по спасению как своего заклятого врага, Александра Пушкина, от смерти, так и себя от Пушкина. Очередное БРАВО в Московском театре - Школе современной пьесы.

Спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина" в ШСП поражает своим содержанием. Здесь история жизни А.С.Пушкина времен 19-го века переплетается с жизнью главного героя Михаила Питунина в 20 в.

Еще в детском саду маленькому Михаилу Питунину начинают навязывать любовь к творчеству Пушкина. Герой противится этому, не его это интерес. Пушкин начинает преследовать Питунина на всех этапах его жизни: в школе, училище, армии, взрослом периоде. Окружающие задают ему один и тот же вопрос: "Ты что, не любишь Пушкина?", что означает: "Ты что, не такой, как все?". И далее утверждают: "Это плохо быть не таким, как все". Они разрешают себе кричать и давить на Питунина. Причем речь идет о всех тех людях, которые навряд ли тонко воспринимают и ценят Пушкина. Они воспринимают его, как забитые школьники: раз спрашивают, значит надо учить. Без лишних вопросов.

Все настолько надоедают герою с Пушкиным, что герой уже не видит своей жизни без него. Он винит его во всех своих неудачах, однако, наконец, добреет и намеревается даже спасти его. Но не Пушкина надо было спасать, а себя. В конце в этой схватке "Пушкин-Питунин" побеждает Пушкин, и герой умирает.

Спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина" поражает своим исполнением. В спектакле задействовано всего 5 актеров, но они умудрились сыграть такое количество разных сцен, что кажется, будто актеров было гораздо больше. Действия сменялись один за другим, все в целом смотрелось на одном дыхании.

Одним из главных героев была сцена, расположенная посреди зрительного зала так, что часть зрителей сидела на сцене лицом к другим зрителям в зале. Сама сцена была наполнена шуршащим серым бесформенным материалом, который был и аналогом песочницы, и школьного класса, и мест для свиданий для Питунина, и наконец Черной речки, места-где была дуэль Пушкина.

А как вы относитесь к творчеству Пушкина?

0
0
5
Юлия
12 отзывов, 12 оценок, рейтинг 11
15 декабря 2013

Идея спектакля показалась мне интересной. Зрителю была представлена история главного персонажа Питунина от его юного возраста, когда он еще посещал детский сад, до момента смерти. На каждом этапе жизни главного героя ему приходилось сталкиваться с творчеством великого русского поэта Пушкина. В частности, еще в детском саду ему начали вдалбливать, что не любить Пушкина нельзя, это преступление. Продолжили проводить такую работу в школе. Здесь надо оговориться, что детство главного героя пришлось на советское время, когда в отечественном образовании было особенно сильно желание что-либо насильно вдолбить и навязать. Это привело к тому, что Питунин возненавидел Пушкина еще с детсадовского возраста. Однако оказалось, что творчество Пушкина таково, что рано или поздно все равно к нему возвращаешься, даже когда никто не стоит над душой и не требует вызубрить его стихотворение.
Говоря о сюжете, уместно вспомнить окуджавские строки "на фоне Пушкина снимается семейство". Действительно, если вдуматься, вся наша жизнь проходит "на фоне Пушкина". В детстве мы слушаем пушкинские сказки, проходим его творчество в школе. И соответственно, отношению к великому поэту двоякое: учитывая ученические годы, оно скорее негативное, равнодушное или сложное, такое, каким может быть отношение к тому, что вдалбливают, что заставляют любить, с другой стороны, каждый из нас - и каждый в свое время - приходит к самостоятельному выводу, что его поэзия прекрасна и что это великий поэт, то есть слова восхищения становятся понятны и перестают быть только лишь словами, они обретают смысл.
Сценическое решение также показалось мне очень интересным. В зале нет сцены, вместо нее в центре размещено нечто похожее на детскую песочницу прямоугольной формы. Только заполнена она не песком, а чем-то, что вначале я приняла за черный гравий мелкой фракции. На деле же "наполнитель" оказался легким, то есть это были не камни, не гравий, так мог бы выглядеть черный мусорный пакет, который размололи, и вот этими мелкими легкими частицами "размолотого пакета" и была заполнена "песочница". Собственно, все действие происходило в ней. Она представляла собой детсад, школу, училище, воинскую часть, квартиру главного героя и, наконец, место дуэли Пушкина и Дантеса - Черную речку. Собственно, насколько я поняла, данная конструкция и была задумала как аналогия реки, а именно потока темной воды, поэтому "наполнитель" легкий как попытка передать текучие воды реки. И это интересная мысль. Однако насколько удобно актерам играть именно в таких условиях - это отдельный вопрос: этот "наполнитель" прилипает на одежду, лицо, высыпается за пределы "песочницы", и наблюдать за этим, в общем, не всегда особенно приятно.
Был и еще один неприятный момент: в конце спектакля прозвучала мысль о том, что спасать Пушкина ни от кого не надо, поскольку он и так уже много всего написал, и увеличивать количество произведений не нужно, уже достаточно. Конечно, я утрирую, но смысл был примерно такой. И это как-то неприятно резануло, как будто свело на нет весь спектакль. Потому что, ежели не надо спасать, то чего же тогда спектакль играть было?
Итог: спектакль любопытен, однако сказать, что он мне очень понравился, не могу. Сюжет интересен, но не на всем протяжении спектакля.

1
0
10
Людмила
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 10
24 марта 2023

Конечно, польстилась на название. Оно интригует. Прочла отзывы. Купила билеты. Шла, зная, о чем там. Но! Все оказалось непредсказуемым. И это - прекрасно. Смешно. Озорно. Неожиданно. Играют талантливо. Очень люблю, когда в спектакле актеры перевоплощаются в нескольких персонажей. Здесь именно так. И это - блеск! Сходите - не пожалеете.

0
0