Театральная афиша Москвы

Все отзывы о спектакле Литургия Zero

Постановка Александринский театр

7.4
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Жанна Зарецкая
Фото Жанна Зарецкая
отзывы: 477
оценки: 158
рейтинг: 449
9
Русская рулетка по Достоевскому и Фокину

«Это вы меня выкупили?» — подает голос молодой человек в черном пальто. Собеседник его (Александр Лушин) похож на Достоевского, но зовется мистером Астлеем и сохраняет английское спокойствие. «Я вас не выкупал», — уверяет он героя, делает жест рукой, и поворотный круг подмостков приходит в движение, поставляя людей в настоящее из прошлого. Колодец в центре намекает на целебные воды, но стоит на него взобраться молодому человеку и заголосить контральто «Делайте ваши ставки» — и круг становится рулеткой, единственной подлинной целью пребывания в Висбадене большинства «отдыхающих».

Героя, от лица которого написан роман «Игрок», — бывшего учителя в генеральской семье, влюбленного в падчерицу генерала Полину, — играет Антон Шагин. Он существует на сцене крупным планом два часа кряду: не череда внешних ситуаций, а «мильон терзаний» персонажа должны приковать к себе внимание публики. И приковывают. Антон Шагин без сожаления расстается с амплуа молодого героя, утвержденного на экране («Стиляги», «В субботу») и на сцене «Ленкома» («Пер Гюнт», «Вишневый сад»), и с головой бросается в омут прозы Достоевского, которая затягивает почище рулетки. Шагин с первых секунд играет человека, которого съела идея — идея больших денег, способных разом решить все проблемы. Алексей Иванович носит штаны с мотней и стоптанные боты, говорит горячечной скороговоркой, с закипающими в глазах подростковыми слезами объясняется с властной Полиной (Александра Большакова) и с тинейджерской же дерзостью устраивает показательный бунт и без того уязвленному во всем генералу (Сергей Паршин). Несется по движущемуся кругу, стремясь догнать образы памяти, но не сдвигается ни на шаг относительно зала — и этот отчаянный бег на месте становится ключевой метафорой. В тень герой Шагина отходит, лишь когда в действие вступает бабушка Тарасевичева в исполнении Эры Зиганшиной. Впрочем, именно в этих эпизодах герой проявляет более всего великодушия и здравого смысла — да еще когда кутает в пальто нагую Полину, готовую расплатиться собой за выигранные героем 50 тысяч.

Валерий Фокин ставит спектакль как врач, который пошагово отслеживает процесс распада личности. Он фиксирует души прекрасные порывы и их неминуемое угасание под воздействием разъедающей веры в то, что, получив от судьбы куш, можно получить то, что ни купить, ни выиграть невозможно.

6
0
...
28 ноября 2012
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Елена Самукова
Фото Елена Самукова
отзывы: 249
оценки: 262
рейтинг: 308
9

Спектакль раскручивается как рулетка, достигая кульминации в сцене появления Бабушки – Эры Зиганшиной. Властная дама берет в свои руки не только судьбы родственников, но и зрительный зал, превращающийся в казино. Мгновенно возникшая страсть к игре захватывает всех. Выиграет? Проиграет? Когда на поклонах букет цветов достался не Эре Зиганшиной, а молодой актрисе, овации сбились с ритма. Небольшая роль стала лучшей в спектакле, и, пожалуй, одной из самых запоминающихся в театре.
После отъезда бабушки как будто бы все лишается смысла до второй кульминации – эмоционального любовного восторга и счастливого выигрыша Алексея Ивановича, неприкаянного, пластилинового в исполнении Антона Шагина. Наконец-то долгожданный успех и счастливый поворот судьбы, но снова «литургия Zero». Появление на сцене мальчика на велосипеде, Алексея Ивановича в детстве, как укор, царапающий душу ответственностью перед ним. Жизнь растрачена впустую.

0
0
...
28 февраля 2017
Фото Павел
Фото Павел
отзывы: 146
оценки: 167
рейтинг: 124
9

Ставлю пять с оговорками.
Оформление, движение, свет, музыка - замечательно.
Оговорки относятся к герою Шагина/Поламишева. Я смотрел с Поламишевым, и, на мой взгляд, его игра не вписалась во весь спектакль. Слишком экспрессивно переданы метания героя - за ними не видно души.
А вот когда на сцене есть Зиганшина, то все становится органично и притягивает внимание. Зиганшина уходит - становится скучновато с главным героем... Бабушка в целом очень оттягивает внимание на себя, и остальные детали спектакля (кто кому что должен и кого любит) как-то меркнут.
Сходил бы еще раз посмотреть, как играет Шагин )

0
0
...
10 января 2015
Фото Владимир Рыбников
Фото Владимир Рыбников
отзывы: 144
оценки: 144
рейтинг: 83
7

Бегающие по кругу актеры изображающие шарик рулетки прекрасны, мужичок небольшого роста стоящий на постаменте над ними и тонким голосом кричащий зеро чудесен. В спектакле все крутится и мелькают цифры. Текст Достоевского произносится внятно и хорошо доходит до ума зрителей. Все таки Фокин хороший режиссер. Зря его Пиковую даму из Большого театра убрали. Новая додинская совсем никуда не годна.

0
0
...
2 мая 2016
Фото Светлана Ивлева
Фото Светлана Ивлева
отзывы: 42
оценки: 50
рейтинг: 82
7
«Что я теперь? zero»


« Литургия zero» - это театральная версия «Игрока» Достоевского, истории о нравственном падении молодого человека, о разрушении личности, о полном порабощении ее страстями. Алексей Иванович в исполнении молодой звезды Ленкома Антона Шагина – человек конченный, безнадежный, не способный возродиться к новой жизни. Об этом говорят все детали его внешнего облика – мешковатые потрепанные штаны, стоптанные ботинки, отсутствие носков. Воспаленные глаза, нервический взгляд, отрывистая речь – Шагин не пожалел внешних эмоциональных красок для своего персонажа. Он играет почти покойника, у которого остались лишь отблески, воспоминания о прежних чувствах, его сущность как язвой поражена одной страстью – страстью к игре. Если в «Игроке» Алексей Иванович разрушается постепенно, то в «Литургии zero» мы имеем перед собой главного героя в «последней стадии», совершенно разбитого и сломавшегося.
Пространство большой сцены оформлено одновременно и как город с питьевым фонтаном, и как игорный зал, где вся жизнь крутится по бесконечному кругу из цифр. Актеры «выезжают» к зрителю на плетеных креслах, имитирующих цифры на игровом столе. Кто они – уже никто, лишь остатки себя прежних.
Все – несчастливы, все глубоко порочны. Генерал – посмешище и погубитель близких, Полина – «оса», мучающая всех и себя. Даже бабушка, которая в первые минуты производит впечатление наиболее здорового человека в этой компании, проигрывается в пух и прах. Сцена ее игры на рулетке – наиболее острая по накалу во всем спектакле. «Ставь на zero!»,- кричит Эра Зиганшина в таком исступлении, что в пору вызывать карету скорой помощи или невольно зажмуриться от ужаса происходящего….
«Литургия zero» - это очередное обращение Александринского театра к классике (а что еще ставить в таком историческом месте?). Спектакль получился довольно ровный, традиции нарушают лишь редкие моменты – снятие трусов перед публикой мадмуазель Бланш и раздевание Полины. Героиня Александры Большаковой в конце спектакля проезжает в плетеном кресте абсолютно голая, демонстрируя полное разрушение душевного равновесия Полины. Вероятно, эти эротические моменты можно назвать спорными – можно было обойтись и без них, подчеркнуть детали менее острыми методами. Но я не буду осуждать постановщика –у Достоевского в «Игроке» происходит ровно то же самое.
Единственный серьезный минус спектакля –де Грие в исполнении Тихона Жизневского. Француз представлен полусумасшедшим нелепым дурачком, практически клоуном, вызывающим только чувство недоумения – почему подобная личность сумела овладеть не только имуществом генерала, но и сердцем Полины? Достоевский устами главного героя высмеивает любовь и преклонение русских перед французами, способными кружить голову только девицам домашнего воспитания, однако буффонада одного героя среди остальных «нормальных» выглядит инородно, ненатурально.
В целом, спектакль передает главное – дух произведения Достоевского. Сумасшествие, безволие, распад личности, безысходность – да, но не как единственный выход, а как урок всем, кто пришел в театр. И за это – спасибо.

2
0
...
23 января 2013
Фото Мария Рещук
Фото Мария Рещук
отзывы: 3
оценки: 4
рейтинг: 6
9

Была на спектакле в прошлом году, но впечатление осталось и по настоящий момент! Отличный спектакль, смотрится на одном дыхании. Классическая, но злободневная тема представлена живо и современно.

1
0
...
13 мая 2014
Фото БЕЗ ВАС НИКАК
Фото БЕЗ ВАС НИКАК
отзывы: 11
оценки: 15
рейтинг: 2
9

В большом сером ротанговом кресле сидит человек. Явно в состоянии полного раздрая. К нему приходит посетитель, одетый с иголочки, элегантный англичанин. Так начинается и так же завершается спектакль "Литургия zero", выстраивается "арка". Все действие, которое происходит после вступления, ведет нас по затейливому и надрывному пути главного героя, открывая причину того, как он пришел к тому отчаянному положению, в каком мы застали его в первые минуты спектакля. Герой - игрок. Тот самый игрок из одноименного романа Федора Михайловича Достоевского. Это произведение сегодня актуально особенно, духовные ценности отходят даже не на второй план - на десятый. На первом - погоня за деньгами и потакание своим страстям. И пустота, безысходность, как неминуемый результат.
Игрока, учителя генеральских детей Алексея Ивановича, который находится на водах в вымышленном городке Рулетенбурге, играет замечательный московский актер из театра "Ленком" Антон Шагин. Зрителям он хорошо известен по роли Мэлса из фильма "Стиляги". В первой сцене он поразительно точно передает состояние своего героя через пластику ступней ног. Ноги босые и очень "говорящие". Глядя на них, отчетливо понимаешь, какую душевную ломку проходит герой. И в совсем отчаянный момент Шагин сворачивается в позе эмбриона в кресле, и словно отгораживается от зала (мира) босыми ступнями.
Несомненный пантомимический талант актера еще не раз проявляется в течение спектакля. Умение проживать боль своего персонажа и, одновременно, приемы гротеска - то, чем Антон Шагин обладает и не раз это доказывал. На полусогнутых ногах он быстро шагает по вращающемуся кругу и остается для зрителей на месте, неприкаянный,маленький по сравнению с огромными серыми креслами, в которых скрываются неизвестные, чужие ему люди.
Кресла располагаются по кругу вокруг серого многогранного постамента. В него вмонтированы краны, из которых набирают лечебную воду курортники. В сценах казино и непосредственно игры эта декорация становится образом рулетки, а в шарик, бегающий по кругу, превращается группа игроков. Если есть постамент - должен быть и памятник. И он появляется - это Крупье, слуга рулетки, на которого все игроки смотрят с надеждой. Его фигура высвечена ярчайшим светом, он не говорит, он поет оперным фальцетом. Он озвучивает приговор бесстрастно вращающегося круга с цифрами, его вердикт заставляет игроков либо ликовать, либо впадать в отчаяние. "Zerooooo" - вытягивает Крупье. Для выигравших - крупная удача. Для проигравших - пустота. Ноль...
Соблазняется обаянием Zero и богатая бабушка, приехавшая на воды. Все герои ждали ее смерти и вожделенного наследства. Но ее прибытие рушит все планы. Zero вновь побеждает, лишая бабушку значительной части ее состояния. Эра Зиганшина филигранно выстраивает образ своей героини. А момент , когда бабушка Зиганшиной молодеет на глазах после того, как выигрывает, поражает зрителя. Очень удачен сценический альянс Зиганшиной и Шагина, он органичен и искренен.
Генерал в исполнении Сергея Паршина, француз Де Грие Тихона Жизневского и Мадемуазель Бланш Олеси Соколовой карикатурны и неискренни, как и их показное подобострастие перед богатой бабушкой, так некстати передумавшей умирать.
Мечется от невозможности изменить свою жизнь любимая Алексея Ивановича Полина (Полина Теплякова). Придя к нему, в полубреду от предательства Де Грие, она скидывает с себе одежду, а учитель подхватывает ее на колени, укутывая тканью, и все подтыкает и подтыкает сползающие края, сжимая любимую в об'ятиях. И еще раз убеждается, что даже выиграв огромную сумму, он бессилен обрести счастье...
А англичанин мистер Астлей (Александр Лушин), тот самый одетый с иголочки, из пролога к спектаклю, всезнаюший, контролирующий любую ситуацию, словно крупье не в игорном доме, а в самой жизни. Он наблюдает и выносит вердикт. Именно он в финале заявляет Алексею Ивановичу, что он - человек конченый...
Украшает действие живой оркестр из семи музыкантов, которые периодически тоже вступают во взаимодействие с главными героями.

Смотрела и писала Ольга Нестерова

0
0
...
1 апреля 2018