Театральная афиша Москвы

Спектакль Преступление и наказание
Постановка МХТ им. Чехова

6.9

Лев Эренбург допридумывает Достоевского

Питерский режиссер и врач по первой профессии, Лев Эренбург излагает роман Достоевского языком действия, попутно ставя героям диагнозы и придумывая подробности, до которых у Достоевского руки не дошли. Глядя на харизматичного и мужественного Раскольникова, каким его играет Кирилл Плетнев, никто бы не догадался, что такой может чувствовать себя тварью дрожащей.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1347
7

Достоевский. Этюды по мотивам

Те, кто видел когда-нибудь спектакли Льва Эренбурга (хотя бы «Вассу Железнову» на большой сцене МХТ), узнает его почерк и в камерной постановке «Преступления и наказания». Другим следует приготовиться: текста в инсценировке будет меньше, чем кому-то хотелось бы, зато много актерских этюдов на ситуации, которых нет в романе, но которые воображение режиссера нарисовало ему при чтении романа. Ему — или, что вероятней, им с актерами: спектакли Эренбурга — коллективные сочинения. Они играются на одном дыхании, но сложны в производстве. В них есть та редкая энергия, которую актер генерирует в момент, когда чувствует себя не исполнителем чужой воли, а автором, сочинителем («Гроза», сочиненная Эренбургом подобным образом с актерами Магнитогорской драмы, выиграла «Зо­лотую маску» и объехала пол-Европы). Мхатовский спектакль открывается шокирующей сценой любви Лизаветы с безногим солдатом — она выросла из одного упоминания о Лизаветиной беременности. Или, допустим, такой эпизод. Соня входит в дом, и Катерина Ивановна, учуяв запах алкоголя, заходится в истерике. Толка­ет девочку к Мармеладову, мертвецким сном спящему на топчане, — мол, подивись; теребит Соню так, что из ее кармана выскакивают на пол монеты. Катерина Ивановна видит их — торопеет, — понимает, что это она принудила Соню продаться, кидается к печке ставить воду на огонь: «Будем мыться, Соня». И вдруг кричит истошно, обжегши руку. Обе рыдают и бросаются в объятия друг другу.

Эренбург — изобретательнейший мастер действенного анализа. Его персонажи все до одного — физические существа. Они могут лгать на словах, но всегда выдадут свои истинные чувства в действии. И в этом они невероятно экспрессивны. Злопыхатели скажут — надрывны. Факт в том, что — нравится вам физическая вы­разительность или вы предпочитаете читать по движениям ресниц — спектакли Эренбурга не забываются. В известном смысле они факультативны: Эренбург не интерпретирует текст, а пишет свои сочинения на полях. Школьнику, к примеру, «Преступление и наказание» Эренбурга не заменит чтения — но, скорее всего, чтение спровоцирует. Допустим, чтобы разобраться, что же такое проис­ходит в голове у яркого, цельного Родиона Раскольникова (его с большой силой играет Кирилл Плетнев), отчего у него носом идет кровь.

Отзывы пользователей о спектакле «Преступление и наказание»

Фото Ivan Vasilyev
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
29
3

Поздравляю режиссера с очередной прекрасной попыткой уничтожить отличное классическое произведение! Задача выполнена на все 100%. В этом он - талантище!
Благодаря сему, спектакль потерял всю истинную изначальную задумку автора…, превратившись в комикс от marvel, с разделенными светом стробоскопа несвязанными картинками, то из ситкома, то из ромкома, то из дурдома, все они пропали в бездну, потянув за собой оригинал и глубокий смысл со всеми сакраментальными нам известными фразами. Недоумение и полная бездарность перфоманса была скрашена только Лавровой-Глинкой, вот, она была безупречна. В остальном, сложилось впечатление бредового сна по мотивам, казалось бы, наяву отличной истории/произведения.
Оказалось, что Преступлений много, а Наказаний нет.
А имеет ли режиссер на это право?

Фото Константин Шведов
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
3

Очень плохой спектакль. Набор практически бессвязных сцен, особенно вначале. Аккордеон между сценами, независимо от содержания, пугает. Иногда доходит до смешного. А главное, Достоевского (которого нам обещают как автора), нет совсем. Только сюжет, и тот извращен. А то, что создал Достоевский, уничтожено и превращено в кучу из геморроя и сбиваний стульев. Ну и закончить спектакль тоже было бы неплохо, неожиданно он заканчивается посреди действия.

Фото Anton Morozov
отзывы:
13
оценок:
53
рейтинг:
24
1

Кошмар! Из романа взяты самые трагичные моменты, доведены до вершины мерзости, при этом вся их смысловая нагрузка выкинута за ненадобностью. Достоевского там просто нет! Такое ощущение, что у режиссера и не было намерения показать хотя бы одну из огромного количества мыслей романа. Ну и конечно сцена с гемороем - верх безвкусия, лишенная любого оправдания! Очень расстроило обилие молодой публики у данного спектакля. Если ты не очень знаком с Достоевским, читать его после такого спектакля, не захочется.

Фото Toria Io
отзывы:
11
оценок:
17
рейтинг:
4
9

Я сейчас больше всего хочу немедленно пересмотреть спектакль ещё раз. Как они сделали из ЭТОГО произведения праздник? Ни в чем, ничем не предав классика. Со всеми страшными сценами, с физическим и психическим насилием - но праздником - как? Силой любви, не иначе. И иронии - в лучшем смысле этого слова.
Я обнаружила в себе, что тоже очень люблю этих героев, ещё со школы, но из-за удушающей атмосферы их Петербурга, мрачного чёрно-жёлтого колорита, тяжёлых подробностей в острых сценах я не решалась себе в этом признаться. (Я даже долго говорила, что не люблю Достоевского, вот Толстой - это да! Потом поняла, что Фёдор Михайлович был просто честнее с самим собой, и снова его полюбила, но как-то робко.) Так что эти актёры вернули мне какой-то кусочек меня, за что им отдельное спасибо.
"Догоняют" сейчас отдельные сцены - как трогательно Родион закрывает Софью Семёновну в чемодан, как Порфирий по-отечески спасает ставшего ему совсем родным Раскольникова... Да там про каждый-каждый этюд можно написать отдельную восхищённую "рецензию". Только это были бы спойлеры. А лучше хотя бы один раз увидеть.

Фото Дмитрий Михайлов
отзывы:
27
оценок:
27
рейтинг:
13
3

Было ощущение, что режиссер хотел показать свою собственную точку зрения, свое понимание, свое несогласие с автором произведения, оставив неизменным его сюжет. Не уверен, что ему это вполне удалось, поскольку целостного представления о ней у меня не сложилось, но то, что режиссер не хотел отразить оригинальную идею автора, было очевидно. Поэтому, любителям Достоевского идти на спектакль не рекомендую.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить