Театральная афиша Москвы

Спектакль На чемоданах

6.8

Комедия про суету сует и томление духа

Классик современной израильской драматургии Ханох Левин умер в 1999 году естественным образом, но всю свою жизнь рисковал быть приконченным не только израильскими патриотами (которые не раз хватали его за грудки за критику Израиля), но и менее идейным народом. Человек, по мысли Левина, — это бестолковый мальчик на побегушках у жизни. В пьесе «На чемоданах» таких «мальчиков» 22 человека, повязанных между собой кровными узами, знакомством и соседством. Александр Коручеков — режиссер школы Сергея Женовача — ставит пьесу на большой сцене, заняв в ней актеров среднего поколения во главе с Евгенией Симоновой.

Отзывы пользователей о спектакле «На чемоданах»

Фото Влад  Васюхин
отзывы:
99
оценок:
150
рейтинг:
197
3

Мне не везет с театром Маяковского! В этом году видел на его основной сцене три премьеры, и все три не вызвали ни радости, ни слез, ни восторга, ни желания их кому-то рекомендовать. Скоро меня перестанут туда приглашать... Последнее разочарование - спектакль "На чемоданах". Александр Коручеков поставил его по густонаселенной пьесе израильского драматурга Ханоха Левина. Вещица, обозначенная как "комедия в восьми похоронах", довольно пошловатая и слабая - это я о пьесе. Актерская игра соответствует тексту. Как и публика, которая начинает подхлопывать в такт, если включают музыку и кто-то из персонажей принимается танцевать.
В пресс-релизе уверяют, что "спектакль должен заново открыть зрителям актеров театра - большую, сильную, высокопрофессиональную труппу". Увы, не открыл. Труппа большая, но не сильная. Из высоких профессионалов заняты разве что Евгения Симонова (мягко говоря, не самая удачная ее роль) и Майя Полянская, но играть им в этом калейдоскопе незамысловатых и пустоватых скетчей из жизни израильского захолустья особо нечего. Режиссура? Вполне антрепризная. Скучно. А главное - без антракта. Уйти даже неловко. В общем, чемодан без ручки - и смотреть тяжело, и не бросишь...

Фото naam
отзывы:
73
оценок:
112
рейтинг:
131
7

- Ты напишешь на него рецензию? - спросила сестра.
- Да, - почему-то ляпнул я.

И вот она.

Театр уже не начинается с вешалки. Он начинается с металлоискателя.

Что я чувствовал во время просмотра? Мне казалось, что публика смеётся чаще, чем смешно. По моим критериям - раз в 10 чаще. Но смешно и правда было. Во время просмотра я чувствовал, что тело затекло и сидеть неудобно. И душно, и локтями я упираюсь в соседей. Если бы этот спектакль меня заворожил, я бы ни на что такое не обращал бы внимания. А он часто был занудным.

Что понравилось? Понравилась Зоя Кайдановская. Она была самым ярким персонажем, хоть и второстепенным. Понравилась Симонова только за то, что она - это она. Её героиня меня не вдохновила. Понравилось несколько хороших шуток, и актёр, игравший Альберто. Понравилась оригинальная идея. В превью не сказано, но стержень спектакля - это похороны. Умирает то один, то другой герой. И юмор иногда чёрен и строится порою на этом. Понравились декорации (которых, кстати, нет. И их отсутствие до меня дошло только что - во время написания), субтитры с указанием места действия и свет.

Не понравилось. Не понравилась однотипная (хотя почему однотипная? это была просто одна и та же мелодия) весёленькая мелодия. Не понравилась актриса, игравшая самую молодую героиню. Я не Станиславский, но тоже ей не верил. Точней, я думаю, что дело в неопытности, и будущее у неё есть. Не понравилась непонятная героиня Симоновой. Большинство шуток, над которыми смеялся зал, мне шутками не показались. Возможно, и автор их не считал шутками, а только зритель. А может я тупил. Или зажрался от хорошего юмора, который я встречаю кое-где постоянно. В театре сделан ремонт, я во время скуки, то кидал голову на грудь, то поднимал глаза вверх, гадая, если упадёт главная люстра, прибьёт ли меня или нет. Заодно рассмотрел и детали зала. Так вот, он отреставрирован. А вот кресла крайне неудобны, жёстки и засалены. А что? Это тоже часть спектакля. Не импонировали некоторые скучные диалоги, во время как раз которых я и разглядывал всё что угодно кроме сцены. Не понравилось, что на билетах нет имён актёров. Главное, что мне не понравилось, это позитивное освещение смерти. Периодически на сцене появляются отдельно и вместе умершие во время действия герои, одетые в белое, и ужасно счастливые. Мне кажется, что авторы почти убедили половину зрителей приехать домой, привести дела в порядок, и уйти от этой тяжёлой и серой реальности на тот свет.

Но я поставил "4" за в целом позитивное настроение после. Сейчас столько мусора в театре и кино, что этот материал выгодно отличается. Помню, ходил на спектакль, где был анонсирован Кучера, но попал на другой состав. Спектакль был ужасен. Это было, кстати, ровно год назад! Какое совпадение! Почему я помню, что год назад? В тот день я решил пойти пешком, чтобы избежать пробок. Пробок избежал, но шёл где-то час и упарился. Так вот, на Новом Арбате я встретил актёра Сэра Бена Кингсли с семьёй. Но мне никто не поверил, т.к. дело было 1 апреля. Поэтому я запомнил, что ровно год назад.

А ещё мне не понравилось, что, когда я это пишу, авторедактор гугл хрома считает букву "ё" ошибочной. И подчёркивает все слова с ней. Но я буду ей пользоваться! Вот так.

Фото айнеж
отзывы:
146
оценок:
146
рейтинг:
515
7

На сцене установлен один ряд красных кресел, позади них – экран. Сценография отсылает к кинотеатральному залу – и одна из героинь, Геня Гелернтер (ее играет великолепная Евгения Симонова), действительно работает уборщицей в кинотеатре. Но кинозал – не единственный топос в спектакле, гораздо чаще ряд кресел символизирует зал ожидания автобусной станции. Для героев спектакля – жителей одного крошечного израильского городка – автобусная станция становится окном в мир. Кто-то уезжает в Рим, кто-то уезжает в Швейцарию, а кто-то возвращается в родные пенаты из самой Америки. Автобусная станция – постоянное место встречи: здесь, не решаясь оставить родину и маму, проводит ночи сын уборщицы из кинотеатра; здесь три вдовы ищут себе компаньона для игры в покер; сюда в поисках клиентов является единственная на весь городок проститутка.

Мотив расставания – центральный в спектакле. Церемониальные проводы бывших соседей случаются не только на автобусной остановке – герои ездят не только в Америку и Европу, иногда они отправляются гораздо дальше. Похороны – важнейший ритуал, повторяющийся на протяжении спектакля восемь раз. Отрепетированное десятки раз прощание проходит одному раз и навсегда установленному канону – Геня выносит на авансцену горшки с цветами, ее сын устанавливает микрофон, а местный Дон Жуан Альберто Пинкус произносит короткую (чрезмерно короткую) речь. Но одни похороны сменяются другими, и время безжалостно вмешивается в ход церемонии. Однажды к микрофону не выйдет Альберто, а чуть позже никто не вынесет на авансцену цветы.

Одним из достоинств спектакля становится тот факт, что режиссеру Александру Коручекову хватает такта не пускаться в морализаторство и не зацикливаться на банальной, в общем-то мысли, что все мы на Земле проездом. Нельзя сказать, что Коручеков создает что-то новое, что он предлагает какой-то неожиданный взгляд на действительность – нет, он просто старательно и бережно излагает канву пьесы Ханоха Левина. Но такое изложение позволяет сохранить какие-то принципиальные вещи. Постановка театра имени Маяковского рассказывает в первую очередь об одиночестве человека – такой позиция характерна и для Левина. Люди умирают по одному, но и живут они тоже по одному – от одиночества не спасает ни семья, ни стареющая проститутка, ни компаньонки-покеристки. Коручеков обостряет заявленную в пьесе проблему оторванности человека от семьи – здесь у родителей и детей нет искренних глубоких чувств. Муня Глобчик раз за разом отправляет свою мать в санаторий, невзирая на ее немые протесты. Дочери Шабтая Шустера очевидным образом ненавидят друг друга. Мотке Цхори стесняется своих теплых чувств к брату-горбуну. Этим объясняется и то обстоятельсто, что возвращаются на родину только двое – Зиги, уехавший было вместе с богатым гомосексуалистом, и Амация, отучившийся в Америке и вернувшийся в Израиль умирать. Линия последнего, пожалуй, самая важная в спектакле – слишком поздно Амация решил вернуться к родным корням, слишком поздно осознал свое одиночество. Но если Амация еще успел перед смертью проститься с родителями, то другие герои пьесы, возможно, не сумеют сделать и этого – старики в этом городке умирают часто.

Любопытно, что, невзирая на фигурирующие в спектакле восемь похорон, «На чемоданах» остается в какой-то мере комедией. Причина кроется в том, что смерть здесь воспринимается не как трагедия, а, напротив, как освобождение. Жителям города нет особой разницы, куда отправляться – в Европу, в Америку или вообще на тот свет – главное, уехать из этого города, где единственным развлечением на протяжении многих лет остаются похороны. Родственные связи ослаблены, ничто в этом городке не держит героев, так что ехать на автобусе можно только в одну сторону – прочь. Таким образом, похороны оказываются ничуть не трагичнее проводов за границу – мы ведь и сами тут ненадолго задержимся…

Фото Irina Gulneva
отзывы:
42
оценок:
52
рейтинг:
59
9

От 16 марта 2012.
В Маяковке премьера сегодня была! Не, не была, а состоялась! Спектакль, да опять не то - комедия о восьми похоронах, вот как! Автор пьесы - Ханох Левин. Многим моим подружкам-шифринисткам знаком не понаслышке )) - его "Торговцев Резиной" смотрели и смотрели и еще раз смотрели! )) А и что я мучаюсь с определениями? Сам автор прекрасно охарактеризовал свою пьесу, надо только уметь читать:
''На чемоданах'' – это пьеса о нашем времени и нашей стране, в которой участвуют 6 семей, 5 влюбленных, 3 незамужние девицы, 9 покойников, 8 похорон, 4 вдовы, 3 американца, 11 чемоданов, младенец, гомосексуалист, проститутка, заика и горбун – все очень несчастные, но забавные. /Х. Левин/
И, как очевидец происходящего, скажу вам - да! Так оно все и было, и все эти персонажи без всякого антракта и без малого два часа рассказывали публике про свою жизнь. Те что в белом и есть покойники. Ну а почему похорон 8, а покойников 9 - это надо смотреть! И они не сразу умерли, и не кучно, а каждый в свой черед, и после истории. И кто это сказал, что смерть - страшно? Не страшнее жизни, скажу я вам. Оригинально и просто решен вопрос с декорациями и пространством сцены: экран, с появляющимися титрами - названиями сцен, ряд кресел - словно из зрительного зала, пианино и чемоданы! Кресла - многоразового использования - это и автобусная остановка, и траурные места прощания, и просто посидеть.., а если надо - и из окна с них выпрыгнуть.
Пересказать это невозможно. Зал смеялся, хохотал до икоты, и замирал с грустной улыбкой на устах. А ночной клуб? А бабушка, не желающая оставаться в санатории-психушке, в очаровательном исполнении з.а. России Майи Полянской? А Альфонс - Виктор Довженко (тот самый бравый генерал из Амуров, кто бы мог подумать, ай-яй-яй! ))). Несчастная Белла (Зоя Кайдановская), разрываемая желанием, Альберто - покоритель женских сердец (Юрий Коренев), отчаявшаяся мамаша Геня (Евгения Симонова), и далее по программке - хочется действительно назвать всех-всех. Потому что здорово, очень здорово сыграли!
А сам процесс появления умерших и похороненых - в белых одеждах, счастливых и свободных? Все на виду, все друг друга знают и видят насквозь, каждый счастлив и несчастлив по-своему.
"Мой возраст работает на мои деньги. Мне теперь всего два раза в месяц надо" - важно заявляет горбун Авнер /Игорь Марычев/ проститутке /Татьяна Орлова/. Пожалуй, это самая колоритная пара! Героиня Орловой неподражаема, очаровательно вульгарна и соблазнительна. Редкий мужчина устоит )).
Эту пьесу легко растащить на цитаты, но для этого надо ее прочесть, потому что сходу запоминается немного. А лучше сходить еще раз на этот спектакль замечательный. И настроение хорошее вам гарантировано!
Спектакль сыгран так легко, задорно и даже скажу так лихо, словно и не премьера вовсе. Зрители аплодировали стоя, завалили цветами героев вечера и требовали автора! А он лишь на мгновение показался на сцене и тут же скрылся. Ну, ничего, пусть у него еще будет много премьер! Меня покорило его прочтение пьесы - удалось сохранить тонкую грань соприкосновения смешного и грустного, рождения и смерти, любви и отчаяния. Всё так, как в жизни. А кто сказал, что наша жизнь - театр? ))
P.S. Отдельное спасибо - за перевод. Я читала Беленького, но перевод Аллы Кучеренко мне понравился больше. Тоньше, деликатнее и так "живенько"!
И - про финал. Замечательная сцена с показом "небес обетованных" все же должна на мой взгляд акцентировать желание Эльханана жить! И вот этот завершающий аккорд можно бы сделать поярче. Ну, это я так, не могу уж без замечаний совсем! )).

Фото Татьяна
отзывы:
58
оценок:
58
рейтинг:
48
9

"На чемоданах" - спектакль с великолепной игрой актеров!

Через призму легкости, где-то юмора, а где-то абсурда нам рассказывают трагичные истории простых людей, живущих в захудалом городишке.
Они уезжают и умирают один за другим...
В несправедливости, от болезней, от того, что устали от жизни...
Здесь, в удивительном калейдоскопе, перед нами проходят жизни, надежды, чувства и мысли наиболее ярких и часто встречающихся по жизни личностей:
Сын, являющийся "единственной надеждой" своих родителей,
Пай-мальчик, становящийся геем после неудавшейся любовной истории,
Увлекающаяся юная дочь, уезжающая искать счастья в другой стороне,
Некрасивая дева, всеми мыслями устремленная в желание любви и личного счастья,
Инвалид, от которого открещивается семья,
Мачо,
Добрый неудачник, мечтающий уехать в Швейцарию, но каждый раз просаживающий деньги с местной проституткой,
Сама проститутка, великолепно сыгранная Татьяной Орловой и уезжающая в Швейцарию на деньги неудачника...
Муж-подкаблучник,
Старая бабушка, которую выгоняют в психушку,
Одинокая женщина, живущая с сыном и так уставшая от жизни...

Образы и истории на одном дыхании проходят один за другим перед зрителем, переплетаясь, расплетаясь, создавая причудливый узор и собирая всех героев на кладбище с ужасающей частотой.
Спектакль идет без антракта и сложно представить в какой точке в принципе было бы возможно прервать эту историю.
Из декораций - экран, ряд кресел, пианино с цветочными горшками в углу и принадлежности для уборки.

Спектакль глубокий, но каждый человек, в зависимости от уровня своего развития и тонкости душевной организации, найдет там и над чем посмеяться, и чему ужаснуться, и что запомнить.
А запомнить, поверьте, есть что...

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить