Молодые питерские актеры играют этюды по мотивам песен Башлачева

Питерский Большой кукольный театр впервые привозит на фестиваль спектакль без кукол: в нем играют и главным образом поют выпускники актерского курса Руслана Кудашова. Сам мастер объясняет, что для него Саш-Баш и его песни — это больше чем искусство: по существу, это другая реальность. На сцене эту реальность обозначает свежестроганый длинный стол с шеренгой пустых граненых стаканов и расстроенное пианино. Звучат аккордеон и гитара, и культовые песни поздних 80-х превращаются в этюды о нелепой, бедной и любимой, о нашей сегодняшней жизни.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
Фото Жанна Зарецкая
отзывы: 477
оценки: 158
рейтинг: 450
9
Вызов молодых людей, который невозможно не принять

Не за всеми студенческими актерскими курсами следит широкая аудитория. Все же учебный процесс, учебные задачи — то, что интересно прежде всего профессионалам. Но вот курс, который почти пять лет назад набрал главный режиссер БТК Руслан Кудашов, сразу стал интересен: задачи-то решали учебные, но как-то небанально, даже экстремально. Типовые «этюды о животных» — упражнение первого курса — превратились в спектакль «Человеческий детеныш», историю Маугли без единого слова, напряженное до крайнего предела пространство ин­стинктов. Поняв, из какого «сора» рождается личность, принялись разбираться с тем, что заставляет ее разрушаться: толпа из спектакля по роману «Мы» — жуткое зрелище. Покорив взрослую аудиторию, принялись за детскую: хулиганский получасовой «Колобок» с оригинальной постановочной идеей — набором вязаных вещиц в роли кукол — можно смело рекомендовать для первого похода детсадовца в театр и лучше с папой (чопорные мамаши могут молодежных шуток не оценить). В довольно наивных вылазках на территорию Шекспира в опусе «Шекспир-лаборатория» проявилось несколько довольно серьезных актерских индивидуальностей, в «Кафе», родившемся из упражнений третьего курса («наблюдения за людьми»), — ряд этот основательно пополнился. Дело в том, что учителя — Руслан Кудашов и Сергей Бызгу — избежали главной ошибки нынешней театральной педагогики: не дали студентам слова, пока те не научились внятно и доходчиво изъясняться жестами, телами, пока молодые люди не дозрели личностно и профессионально до осмысленного и содержательного высказывания.

Им и оказался спектакль по текстам Александра Башлачева, одного из самых ярких представителей неистовой и самобытной подпольной рок-культуры 80-х. Спектакль идет в черной комнате под крышей театра (условно называемой Малой сценой), но от формата квартирника — уютной, объединяющей всех собравшихся акции — артисты сознательно уходят. Как уходят и от надрывной манеры, превращавшей каждую песню Башлачева в реквием. Перекричать Башлачева они не пы­таются, а по одному, реже по трое и лишь в зачине и финале — всем скопом несут его тексты, как драгоценную ношу: поначалу просто, под негромкий аккомпанемент гитары и фортепиано, вчитываясь в слова и рифмы, но постепенно погружаясь в них с головой — в буквальном смысле, следуя за убийственной для здравого смысла башлачевской логикой, да так отважно, что за них становится страшно, как за рыбаков, отправляющихся покорять стихию на утлой лодчонке. И тут выясняется, что лодчонка-то — не утлая, что профессиональных навыков достаточно, чтобы выплыть из того морока, где горлом идет любовь, где от мучительно-противоречивых мыслей трещит купол лба. Чтобы воскресить не недооцененного страдальца-самоубийцу, а большого русского поэта Александра Башлачева и прочертить четкую линию от его трагических баллад и душераздирающих лирических поэм к есенинскому веселью от отчаяния, к шукшинским сердобольным бабам и его же мужикам с разбитой рожей и хоть сейчас готовой к распятию душой.

3
0
...
3 марта 2011

Лучшие отзывы о спектакле «Башлачев. Человек поющий»

Фото Егор Королёв
Фото Егор Королёв
отзывы: 371
оценки: 371
рейтинг: 752
9

Даже если не знакомы с творчеством Башлачева - идите. Если хотите, чтобы два часа вашей жизни пролетели незаметно. Кудаши в очередной раз подтверждают репутацию лучшего выпуска театральной академии последних лет. Это начало большого театра, который делает первые шаги – порой даже слишком качественные и умные для первых шагов.

Этим ребятам впору запатентовать жанр спектакля-концерта. К их прекрасным "Песням Победы" теперь добавился "Башлачев". Музыкальный фон современной России настолько плох, что отдыхать от него можно ходить в БТК - здесь не будет фонограмм, звезд и пошлых спецэффектов. Здесь будут петь старые песни. И не всегда эти песни будут актуальными и ко времени, но они всегда будут рассказом о том, что было. О Победе, о лихих временах Башлачева.

Лихие эти времена уже далеко. Кажется, сейчас молодежь уже не поет на коммунальной кухне песни под гитару. Сейчас молодежь снимает квартиры, слушает песни из наушников. И это интересно - узнать, как это было, о чем тогда говорили и мечтали королевы бутербродов и их поклонники. Они вовсе не маленькие люди, никакие они не "лишние". Оказывается, что эти герои будут на голову выше нынешней золотой молодежи. Потому что будут петь о любви и мечтать. Будут петь так душевно, что даже на минуту станет жалко - почему сейчас не так. Но только на минуту - ведь на сегодняшней сцене будут уже наши современники, которые не менее талантливы, чем герои Башлачева и даже сам Башлачев. Если раньше были такие поэты, как Башлачев - это было прекрасно. Но если сейчас есть актеры - такие, как кудаши - это еще лучше. Лучше потому что благодаря им мы можем услышать настоящую музыку, настоящую поэзию. И увидеть театр, который не имеет права быть скучным и занудным. В БТК как всегда прихватят за горло, не отпустят вплоть до открытия Кудашовым окна на улицу – и на улицу ты уже выйдешь другим человеком – полным энергии, жизни, желанием жить, любить, мечтать, лететь на другие планеты. И обязательно вернуться в БТК.

«Я хочу дожить, хочу увидеть время, когда эти песни станут не нужны». Не дожил. Ребят, спасибо вам за то, что открыли для моего поколения Башлачева.

1
0
...
5 сентября 2011
Фото Сергей Антонов
Фото Сергей Антонов
отзывы: 53
оценки: 55
рейтинг: 5
10

В Большом театре кукол есть серия спектаклей о поэтах 20 века. Выбор может на первый взгляд показаться неочевидным: Бродский, Высоцкий, Башлачев и Летов. Что их объединяет? Трагическая судьба, величина таланта, сложные отношения с властью? На мой взгляд - абсолютная внутренняя свобода. Свобода мысли в условиях тотальной цензуры.
Мне посчастливилось посмотреть спектакль «Башлачев. Человек поющий». Оказывается есть одноименная книга - сборник стихов и биография Александра Башлачева.
Молодые артисты, многие из которых родились уже после смерти Башлачева, исполняя его песни, стихотворения, создают впечатление личного знакомства с поэтом. У меня сложилась абсолютная уверенность в том, что Александр - их друг, что его смерть - их личная трагедия, от которой до сих пор невозможно оправиться. «Песенка на лесенке» со вставками записи самого Башлачева навевают такую светлую грусть, от которой до конца спектакля уже не избавиться.
Исполнение, чтение, интерпретация прекрасны! Никакой фальши в эмоциях, никакой наигранность. Образ рубахи-парня? Пожалуйста! Герой-любовник или буфетчица? Легко!
В некоторых отзывах звучит мнение о том, что это не спектакль, а капустник, набор номеров. Что не хватает режиссуры. На мой взгляд, форма выбрана настолько удачно, насколько это может быть. Зрителя оставляют один на один с творчеством поэта, не приукрашивая, не перегружая смыслово. Благо, смыслов в текстах и так хватает.
Отдельного упоминания стоит юмор в спектакле. Шутить интересно, интеллигентно, тонко, уместно, по-моему, очень сложно. Особенно если речь идёт не о локальном юморе на кухне, а шутках на широкую публику.
В спектакле с юмором все в полном порядке. В этом безусловно заслуга самих артистов.
Один из лучших номеров - исполнение всем составом песни «Имя имён». Слушал после этого несколько раз в исполнении самого Александра, понравилось намного меньше. Это, на мой взгляд, общая черта бардов-поэтов. Как авторы они намного сильнее, чем исполнители.
Слушая Башлачева никогда не могу представить, что это молодой парень, моложе меня. Или хриплый голос создаёт такое впечатление или сами стихи, не знаю.
Завершает спектакль исполнение песни «Все будет хорошо». Думал ли так в конце жизни Александр Башлачёв? Как бы там ни было, в эту простую мысль хочется верить.
Человек жив, пока о нем помнят. Благодаря Руслану Кудашову и артистам большого театра кукол Александр Башлачёв жив.

0
0
...
15 марта 2020
Фото Оксана Соколинская
Фото Оксана Соколинская
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
10
Под впечатлением

Прошло 27 лет с тех пор как я услышала фразу "Башлачев - это не поэт". Прошло столько лет чем жил Александр и стихи , которые я так сильно любила в юности, актуальны и назвать Башлачева "не поэтом"сможет лишь тот, кто не знаком с его творчеством. Огромное спасибо Кудашеву за спектакль! Он талантливейший режиссер. Спасибо ему за мое возвращение в юность и за голос Башлачева...

0
0
...
2 февраля 2019
Фото Anastasia Kalinina
Фото Anastasia Kalinina
отзывы: 3
оценки: 4
рейтинг: 1
9

Сначала будет несколько слов о Башлачёве, довольно путаных, так что их при желании пропустите. Отзыв будет после знака (*).

Для меня Башлачёв — это глубинная, нутряная тайна, истина, которая во мне живет и наделяет смыслом окружающую действительность. Как бы это описать так, чтобы не показаться истеричной фанаткой творчества... Если в двух словах, то каждая строка башлачевских текстов во мне имеет отклик, и это просто какое-то волшебство. Полная гармония.
Подобными интимными вещами, ценностями тяжело, не хочется, да порой и не нужно делиться. Это моя такая внутренняя абсолютная правда, на которую не может повлиять ничье мнение, так зачем разговоры заводить.
Представьте, с какими опасениями я шла на спектакль. Играют моего самого сокровенного Поэта. А вдруг они его не понимают? Или понимают не так как я? Но нет, ребята справились с постановкой.

*
Спасибо, ребята, за полный катарсис. Спасибо, что осмелились спеть Ванюшу, в то время как её и слушать-то тяжело — настолько сильны эмоции. Спасибо за то, как вы видите эти песни. Никакого картинного надрыва, всё ровно так, как должно быть: королева бутербродов суетится на кухне, девы поют про вишню, будто в былине.
Нет какого-то одного СашБаша, нет портретного сходства, слава богу. Есть ощущение квартирника и разговора на кухне.
И ревела я, кажется, все полтора часа спектакля. Ну, один час — точно. Потому что попали в цель. Верю!

0
0
...
18 января 2015
Фото Олег Степанов
Фото Олег Степанов
отзывы: 5
оценки: 26
рейтинг: 3
5

Основная мысль второй половины "спектакля" - Когда же закончится этот бесконечный капустник?
Собственно, мне не хватило в первую очередь режиссуры и сюжета.
Спектакль студенческий и как учебный процесс я вижу это очень хорошо: Вывесили на кафедре список тем курсовых работ по творчеству Александра Башлачева, собрались студенты, разобрали песни, выучили и давай их творчески исполнять. Преподаватели им пластику и вокал поправили, и отправили на малую сцену, пускай тренируются выступать.
Номера разные, между собой не связаны. Большинство никак не зацепило.
Грибоедовский вальс, Королева бутербродов, Трагикомический роман, Вишня, - отлично.
Петербургская свадьба - ужасно, но ярко. Из этого мерзкого витийства злобной ведьмы (прошу никого не обижаться, это я о своем впечатлении) можно сделать отдельный спектакль, может быть интересно.
Влажный блеск наших глаз - плохо. Зачем нужен образ стареющего и толстеющего плейбоя в этом спектакле? Искали способ необычно перепеть песню? Ну, поздравляю, нашли, зачет.
Поезд 193 - очень плохо. Эта медитация над стаканом вместо скорости Башлачева?? Налейте ей спирту или скипидару в стакан! Может это ее оживит.. Зачем давать исполнять такую песню человеку, который не чувствует, что "любовь это солнце, которое видит закат"?
Песенка на лесенке.. Единственная, которая оправдала для меня поход на этот спектакль. Искренне и просто. Вот эту песню в вашем с СашБашем исполнении буду помнить. За нее - спасибо вам, ребята. Вам и Башлачеву.

0
0
...
13 ноября 2012
Информация от организатора
Информация предоставлена Большим театром кукол
Спектакль Руслана Кудашова, поставленный им с выпускниками своего актерского курса в СПбГАТИ, образовавшими при БТК молодежную студию, на первый взгляд больше похож на концерт. Молодые актеры по очереди выходят на узкий просценок между зрительным залом и длинным, уставленным гранеными стаканами столом и исполняют песни и стихи Александра Башлачева —одного из лучших поэтов своего времени. Поначалу просто читают, доносят тексты, раскачивая эмоциональные качели от вселенской тоски до лихого разгула. Игриво меняют маски, превращаясь в сердобольных официанток, тоскующих по мужской ласке, или карикатурную бригаду строителей. Но постепенно разрозненные номера, не соединенные никаким сюжетным стержнем, складываются в целостный портрет, в картину мира человека, которому было слишком тесно и мелко в своем времени. Возможно так же, как нынешним молодым душно и тошно в своем. Поэтому башлачевские баллады они читают истово, взахлеб, обжигаясь, словно глотком морозного воздуха из открытого окна, который тут впускают в зал прямо с улицы, чтобы дать надышаться и нам.