Театральная афишаМосквы

Спектакль Счастье, Санкт-Петербург

7.9
оценить
Расписание и билеты
Театр: Счастье, Санкт-Петербург

Андрей Могучий — детям

Полагается считать, что в основе «Счастья» лежит пьеса Метерлинка «Синяя птица». Но от сказки Метерлинка осталась только канва: мальчик и девочка отправляются в загробный мир за птицей счастья, а попутно постигают главные нравственные законы жизни. Остальное сочинила компания известных театральных экстремалов — художник Александр Шишкин, композитор Александр Маноцков и режиссер Андрей Могучий. Так что не стоит удивляться, что вместо душ хлеба и света на сцене появятся бабушки, прабабушки, прапрабабушки, а также два Деда Мороза, санитары, скелеты, врачи реанимации и птицеголовые Слуги ночи и тому подобная светотень, как говорил один киногерой. Так что ограничение по возрасту — от 9 лет — логичное.

Место проведения

Александринский театр

Александринский театр

8.4
Театр, который восстал из праха
Архитектурный шедевр Карла Росси, названный в честь жены Николая I. До революции считался главной театральной площадкой империи; в историю xx века вошли постановки Мейерхольда и Вивьена. С 2003 года Александринку возглавляет столичный режиссер и менеджер Валерий Фокин, и при нем она фактически обрела статус российской «Комеди Франсез». На большой сцене идут оригинальные интерпретации классики в режиссуре самого Фокина, маститого экспериментатора Андрея Могучего (в том числе пронзительный спектакль «Счастье») и видных иностранцев — грека Теодороса Терзопулоса, поляка Кристиана Люпы и других. На пятом этаже театра работает эффектный музей костюма и бутафории, куда можно попасть перед спектаклем и в антракте. В мае 2013 года в непосредственной близости от Александринки, между улицей Зодчего Росси и набережной Фонтанки, открылась новая сцена — самая продвинутая в плане технического оснащения площадка в городе. Руководит ею Могучий.
касса +7 (812) 312 15 45
адрес
подробнее
режим работы кассы пн-вс 12.00–14.00, 15.00–19.00
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
473
оценок:
156
рейтинг:
456
9

Выдающийся спектакль для тинейджеров

Сначала детей просят отключить телефоны свои и родителей. Потом к оркестровой яме (оригинальную музыку сочинил Александр Маноцков) подходит женщина-­дирижер, надевает красные перчатки — так что каждый взмах ее руки выглядит как всполох. И тут же из разных концов зала к сцене устремляются люди в плащах и черных очках, приговаривая: «Души мы, и нам известны тайны жизни, тайны смерти». Могучий поручил эти роли корифеям мужской части труппы, и они играют их с драйвом ветеранов рок-культуры. Иными словами, при изображении потустороннего мира мистический флер (который в пьесе Метерлинка, сочиненной век назад, доминировал) заменен на иронический, гораздо более сегодня уместный. Что до среднестатистического семейства — главных героев истории, — то оно и вовсе нарисовано кистью художника-мультипликатора: театральный художник Александр Шишкин нарядил маму, папу, дедушку, мальчика Тильтиля и девочку Митиль в яркие робы, точно вылепленные из папье-маше. В семье живут зеленые собаки-близнецы и кошка-акробатка, использующая для перемещений канат.

Сюжет спектакля — превращение «искусственных» персонажей в подлинных людей через столкновения со смертью: беременную маму прямо в Новый год увозят в больницу, и судя по растерянности папы и обилию реаниматологов на сцене, и ей, и брату, которого поначалу дети совсем не ждут, нужна радикальная помощь. И тут надо отдать должное, с одной стороны, богатейшей фантазии создателей спектакля, а с другой — виртуозному постановочному мастерству. Три сна, позволяющие детям заглянуть по ту сторону реальности, — это три разных жанра: первый — хоррор с участием кровожадной кошки (по нему дети бродят внутри пятиметровой высоты кукол), второй — ад в стиле Тима Бартона, где бабушки и прабабушки (тут очередь дошла до лучших именитых представительниц женской половины труппы) носят горошковые платья (очевидно, проеденные червяками) и перемещаются в инвалидных колясках, которые возят санитары с прицепленными на спину скелетами. Третий же — разговор детей с Царицей Ночи — это традиционный русский театр «без фокусов», где слова и интонации выходят на первый план. Финальный монолог Митиль, где «невыносимая девочка» фактически принимает решение о самоубийстве ради спасения брата, — это тот самый текст, ради которого Могучий и затеял путешествие туда, куда детский театр предпочитает не заглядывать. Но без которого слово «счастье», равно как и другие слова метафизической (она же — метерлинковская) линейки, со сцены звучат фальшиво и глупо.

4

Отзывы пользователей о спектакле «Счастье»

Фото Егор Королёв
отзывы:
371
оценок:
371
рейтинг:
783
1

Горе от денег
Я убедительно прошу не тратить свое время и тем более время детей на эту чушь. В Петербурге есть множество прекрасных детских спектаклей (Большой театр кукол, МДТ) и "Счастье" к ним не относится. Три часа потраченного в пустую времени. Почитал отзывы - критики поругивают и порой похваливают за "кубизм" и "смелость темы смерти", простые зрители чаще всего рассказывают о своих перепуганных детях.

Янина Лакоба прекрасна, спору нет, как и Марченко, Мартон. Но я не вижу причин, для чего вообще нужно было браться за это дело? Научить детей, что "любовь - это счастье"? Спектакль не научит, потому что он для этого слишком громкий, злой и пустой. У театра есть деньги, видно, что много денег и надо их как-то тратить. И ставить так, чтобы давали премии и объявляли оригинальными. Горе от лишних денег.

Деньги это просто рассыпаны по сцене. В 3-м акте перестаешь обращать внимание на спускающиеся-поднимающиеся конструкции. Зачем на сцену вытащили ствол дерева, зачем развернули огромные черные дорожки? "Освоить средства"? Спасибо, что в программке не забыли поблагодарить Сбербанк. Обычно Мариинка так благодарит своих спонсоров и с "Троянцев" зритель уходит толпами.

Такое ощущение, что авторы держат зрителей за дураков. Разговор о счастье настолько пошлый и наивный, что проектор на сцене в несколько рядов повторяет, что "счастье - это любовь". Показать собаку в туалете, кричащую "занято" - это пошло. Включить телевизор с игрой "Зенита" или скайп на сцене - это пошло. В театре не нужно идти на поводу у времени, подстраиваться под зрителя, нужно не бояться тянуть зрителя, учить его доброму и вечному. А вываливать на сцену очередную порцию чернухи - это разве театр? Пусть хотя бы в театре нынешние дети обойдутся без скайпа и чернухи...

В 30-минутном спектакле Большого театра кукол "Колобок" больше смысла. И там вместо бешеной сценографии лисица сделана из оранжевого шарфа, а медведь из варежки. Посмотрите их "Маленький принц", "12 месяцев" или "Снежную королеву" в МДТ. Там ведут с детьми разговор на равных, учат их добру.

В "Счастье" же нет ни лаконичности, ни нотки добра, ни талантливости. Огромные куклы стоят на сцене впустую, как болванчики. Народные артисты проговаривают провинциальный какой-то текст и артистов жалко. Жалко театр. На детей замахнулись - куда вам до детей. Ваши проекции жутких дворов-колодцев сойдут для критиков, а не для зрителей.

4
Фото Екатерина Боброва
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
1

Сатанинская вакханалия, а не спектакль. Страшные куклы (Фильм Чаки отдыхает), слепые дяьки в черном, курящие на сцене, красная кошка, зеленые собаки подвешенные вниз головой, летающие гробы. Мне было страшно, у ребенка 9 лет заболела голова. Ушли с 1го отделения. Если дорога психика ваших детей не ходите. Счастье оно совсем другое.

1
Фото Ilya Nikitin
отзывы:
11
оценок:
12
рейтинг:
34
7

Очень противоречивые чувства. Я ничего не понял. Говорят, дети пугаются и уходят, а моя дочка, шести лет отроду, всё поняла и сказала, что хочет пойти ещё раз. Хотя я второй раз не решусь.

1
Фото Ирина Овсянникова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
5

Мне кажется, такие авангардные постановки - совсем не детская история. Многие малыши в зале плакали, прижимались к мамам, просили их уйти домой. Изредка они пытались улыбнуться и посмеяться, но было очевидно, что это дается им с трудом.
Многие сцены, особенно с бабушками в колясках и о решении Митиль отдать свою душу, вызвали неподдельный ужас в глазах детей.
Я думаю, спектакль мог развиваться в 2 направлениях: постановку надо было докрутить до истинно детской либо до авангардной в лучшем смысле этого слова, увлекательной для взрослых.
Что мне безусловно понравилось, так это декорации. Гигантские деревянные статуи Тиля и Митиль, деревянные же "головы" героев, гипертрофированно большие костюмы персонажей из папье маше а-ля цирк-шапито в городских джунглях, картонные окна и фигурки со световыми проекциями, волки и бабушки в колясках - все это выглядело зрелищно и ярко.
Музыка прекрасна, как и сказочная женщина-дирижер в изящных красных перчатках. "Слепые" души, выходящие из разных частей зала с ремарками о спектакле и антрактах органично вписывались в общую канву повествования и радовали детей.

1
Фото avdusha
отзывы:
4
оценок:
13
рейтинг:
3
9

Спектакль достойный, стоит посмотреть. Ходили трое взрослых и пятилетний ребенок, всем понравился. Но, все же пятилетнему ребенку было тяжело воспринять и понять все происходящее на сцене. Лет с семи (мое мнение) можно уже сводить свое дитя на этот спектакль.
Поучающий спектакль для детей о том как нужно ценить и любить свою семью, своих близких, своих будущих братиков (сестер), которые скоро должны появится на свет. Вспомнила тут же про свою племяшку (ей 7 лет), которая не хочет ни родного братика, ни сестренку. Думаю ей стоило бы посмотреть данный спектакль и, возможно, она поменяла бы свое мнение на этот счет.
В общем советую сходить всей семьей.

1

Галерея

Главная фотография: alexandrinsky.ru