В Театр им. Станиславского пришел новый руководитель — это актер и режиссер Александр Галибин. Первой премьерой в его правление станет пьеса минчанина Николая Халезина «Я пришел». Четыре года назад ее намерен был ставить Художественный театр, но что-то не срослось. За эти четыре года Халезин стал видной фигурой: опальный «Свободный театр», который он возглавляет в Минске, получил поддержку Тома Стоппарда, объездил Европу, бывал и в Москве с гастролями самых известных своих спектаклей. Теперь самого Халезина ставят в Москве. В его «иронической притче» ведомый ангелом главный герой получает возможность еще раз прожить эпизоды из собственного прошлого. Режиссер Григорий Катаев занял на этой роли двоих актеров — Константина Богданова и Александра Милосердова.
Драматический |
Девушка в белой майке цепляет массивные крылья и превращается в Ангела, начав для пущей убедительности говорить о себе в мужском роде. Ее собеседник, появляющийся в виде силуэта на экране-заднике, выпытывает правила поведения на том свете. Потом он долго клянчит одежду, получает штаны и наконец появляется на сцене. Попререкавшись с ангелом еще минут десять, он отправляется на встречи с Матерью, Женой, Другом, Отцом и Дочерью. Цель — осознать и исправить собственные земные ошибки, до того как уйти «вверх спокойно и уверенно» (так дословно звучит финальная ремарка пьесы).
Пьеса белорусского драматурга и режиссера Николая Халезина, созданная в скользком, изрядно скомпрометированном жанре притчи, — изобретение велосипеда, коллекция претенциозно поданных банальностей. В Театре Станиславского к определению «притча» добавили прилагательное «ироническая», но перепутали иронию с грубейшей площадной игрой. Хуже того, для клоунады в тексте нет ни гэгов, ни легкости, а использованная в спектакле пафосная музыка Рене Обри и Филипа Гласса с иронией мало совместима. Как и заменяющая декорации видеопроекция фрагментов из «Накойкаци», и робко имитируемая костюмами и жестами героев живопись художников, отдельно перечисленных в программке. Важный список, включающий Уорхола и да Винчи открывает некто Hoge Torens. Не знаете? И правильно делаете: по-голландски это значит «высокие башни», в компанию к Леонардо они залетели по ошибке. Глупой оплошностью выглядит и появление этого спектакля.
Честное слово, хочется понять, что руководило новым худруком Театра им. Станиславского Александром Галибиным. На что может рассчитывать постановщик, заявляющий о себе на новом месте спектаклем с таким пафосным названием? Вариантов много: на приглашение в Авиньон, шум в богемной среде, тихое уважение знатоков, «Золотую маску» или хотя бы серьезную кассу. Необязательно на восторг, но, вероятно, на сильные эмоции — возможно, гнев. Эта конкретная постановка не рассчитывает ни на что и гарантирует только одно мощное переживание — стыд. Гораздо сильнее того, что можно испытать, оказавшись без штанов перед ангелом с бутафорскими крыльями.
Спектакль произвел очень сильное впечатление, просто слова "понравилось" недостаточно.
На протяжении спектакля герой проходит разные события и встречи своей жизни, заново проживает их. Накануне каждой встречи он тревожится, пытается вызнать, что же произойдет. И каждый раз происходит бОльшее и более важное, чем он сам мог бы выспросить.
Многие из переживаний героя вызвали сильный отклик внутри.
Сама по себе пьеса передовика белорусского театра Николая Халезина «Я пришёл» (указанный программкой жанр «иронической» притчи волей некоторых рецензентов превратился в жанр «героической») и, вслед за ней, постановка Галибина и Китаева распадаются на несколько ничем особо не примечательных историй. Их условно связывает маловразумительный сюжет: некто Александр (Богданов), кажется, умер, и прежде чем отправиться на новую реинкарнацию, ему предстоит пройти ряд загадочных «комнат», в которых он встречается с близкими людьми и вторично проживает важные моменты в общении с ними. «Штирлицу предстояло вспомнить всё», от рождения до смерти рапидом… а помогать ему будет Ангел, которого играет почему-то Светлана Зельбет, а называют его всё равно в мужском роде. Ангел, отстёгивая крылья, является в самые острые моменты то соседкой снизу, то разносчиком пиццы, то почтальоном, изображает голосом дверные звонки, а заодно истошно пищит, когда героям полагается выругаться, а режиссёру хочется уберечь нежные уши зрителя от абсцессной лексики. «Комнат» всего пять: вот мать (Розанова), которая служила музой какому-то художнику и недостаточно внимания уделяла сыну. Друг (Милосердов), который всегда любил жену Александра, и сама жена (Павленкова), мечтавшая начать новую жизнь без мужа. Отец (Ремизов), которого наш герой обвиняет в том, что не состоялся как художник и стал рекламщиком, и дочь (Райкина), которая художницей стала. Бытовые разговоры всех этих персонажей, перемежающиеся надутыми пафосными сентенциями, глубокой смысловой нагрузки не несут и забываются в момент, психологии и ненаигранных эмоций ждать от актёров практически не приходится. Образ Александра не вызывает ни сочувствия, ни даже интереса – роль проста как тапочек и требует от актёра только внятного прочтения текста; впрочем, в последнем эпизоде ему полагается состариться, и Богданов перевоплощение в дедушку проваливает с треском. Зал смеётся, полагая размахивание руками и бессвязное бормотание комическими элементами, тем паче что внешние перемены выражаются только в добавлении зелёного шарфа. В общем, спектакль не стоил бы и гроша, если бы в нём, помимо блёклой драматической, не было ещё нескольких составляющих, значительно более ценных – не побоюсь этого слова, не оформление послужило фоном для действия, но действие отодвинулось на задний план перед оформлением. Убрать ненужных актёров – и получится всячески достойная внимания полуторачасовая инсталляция. Главная часть сценического произведения под названием «Я пришёл» - это, безусловно, музыка: она потрясающа, великолепна, её хочется просто слушать и слушать, ни на что не отвлекаясь, закрыв глаза, вот только абстрагироваться от визуальных впечатлений всё же не стоит – к ней подобран замечательный видеоряд. На близкий задник проецируются шедевры мировой живописи и – самый удачный выбор! – фрагменты фильма Naqoyqatsi. Life As War («Накойкацци. Жизнь как война»). Для тех, кто с кинотрилогией «Кацци» незнаком, сообщаю, что это невероятно атмосферная, медитативная вещь, и на таком большом экране, да под световые эффекты воздействует на ура. Какие уж там Александры да прочие смертные, когда можно лицезреть звёзды, крыши небоскрёбов, бегунов – все те символы, которые всегда будут ассоциироваться с гениальным Годфри Реджио!..
25.08.2010
Комментировать рецензию
Вчера была на этом спектакле. Понравилось. На таком я еще не была. Наверное советую сходить людям сколнным к философствованию к поискам ответов на тему жизнь, смерь, и что будет там, а так же тех у кого символическое мышление. Очень красивое проекторное шоу- подобраны очень емкие, необычные символы к каждому эпизоду жизни и взаимоотношений главного героя, хотя может быть если бы не такое яркое и необычное оформление спектакля, то ядро спектакля (диалоги, монологи) не настолько бы проникли. Но с точки зрения художественного оформления шоу оч впечатлило. очень впечатлило начало и конец спектакля- самое красивое и необычное и символичное.