Театральная афиша Москвы

Спектакль Снегурочка, Москва

6.9
оценить
Расписание и билеты
  • жанр
    Балет
  • 2 часа 15 минут, 1 антракт
    6+

Балет Бурмейстера 50-летней выдержки

Хореограф Владимир Бурмейстер сперва поставил балет в Лондоне, а потом его увидели в Москве, в 1963 году. Музыка Чайковского, пьеса Островского — возможно, слишком сложная для пересказа дошкольникам. В балете все немного проще: Снегурочка кружится одинокой снежинкой среди жизнерадостных берендеев, пока не решается отдать свою жизнь за миг горячей любви.

Создатели

Место проведения

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
То, что осталось от здания, в котором когда-то размещался Московский купеческий клуб, закрыто от прохожих длинной фасадной стеной. Из-за нее кажется, что здание небольших размеров, хотя на самом деле по величине и по значению это второй (после Большого) музыкальный театр Москвы. Оперной труппой уже много лет руководит режиссер Александр Титель, а во главе балета в начале 2017 года стал именитый французский мастер Лоран Илер, что стало кульминацией доброй традиции приглашать европейских режиссеров и хореографов.
телефон +7 (495) 723 73 25
адрес
подробнее
режим работы кассы пн-вс 9.00–23.00
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
277
оценок:
137
рейтинг:
269

Только не в шубы

В Москве начались балетные «елки». Выражаются они в бесчисленных «Щелкунчиках» — c единственной альтернативой в виде «Снегурочки» Чайковского в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Зима, несмотря на свою явную зрелищность (как эффектна кровь на снегу!), в балете вообще почетом не пользуется. Причина смешная, но неодолимая: фуэте в шубе не повертишь. Балет, будучи искусством во всем категоричным, хорош только в пачках, хитонах или купальниках. Только. В «Щелкунчике» Машу наряжают в ночнушку (свеча, ночь, крысы, спасение куклы), но даже на телесно совершенной Екатерине Максимовой она смотрелась как наволочка. По той же причине русскому балету никогда не давалась так называемая «русская тема». Сарафаны скрывали тело и сковывали ноги, так что хореографы безнадежно пасовали перед сарафанами. Так и выходит, что «Снегурочка» — со всех сторон исключение.

«Снегурочка» — это классическое советское ретро, непышное, иногда убогое, но и уютное, и качественное: зеленый абажур, гипсовые пионеры, скатерть с бахромой… Сочинивший ее загадочный человек Владимир Бурмейстер никогда не числился ни гением, ни безумцем. Ни даже просто ярким талантом. У него опрятный, но малоузнаваемый почерк. А загадка с ним такова. Пока остальные советские хореографы пытались добиться разрешения на заграничную командировку (даже с га­стролями собственного спектакля, в стаде кордебалета и под присмотром КГБ), унижались, скандалили или выращивали себе рак, Владимир Бурмейстер ставил «Снегурочку» в Лондоне, а «Лебединое озеро» в Париже.

Диссидентом типа Тарковского он явно не был. Думаю, его главным талантом было умение рассказывать о русских так, чтобы иностранцев впечатляло, но не пугало, а советских — не дразнило. То есть Россия для туристов, аккуратный экс­порт — что вовсе не хула художнику. Наши бабушки помнят этот навык: оказавшись за границей, они хватали редкий товар Made in USSR. Дизайн, может, и хромал, но качество было превосходным. Считалось, что «на экспорт наши работать уме­ют», шла ли речь об автомобилях «нива» или о балете.

Видимо, это умение и стоило Владимиру Бурмейстеру места в балетной истории. Его подвело стремление быть ясным. Он слишком избегал тупиков, резкостей, крайностей, вторых планов, вообще — двусмысленностей. Он сочинял назывными фразами. Он, короче говоря, был настоящим детским автором. Ибо все иностранцы, в сущности, как дети. Это, по правде говоря, снимает вопрос о качестве. Обсуждать, хороший ли был хореограф Владимир Бурмейстер, неуместно, бессмысленно.

Иностранцы любят русский балет. Дети тоже. Точка. Для детей любой балет — хороший. Нет, потрясающий. Подчеркну: любой. Особенно если они видят его в первый раз. Тогда он вообще на всю жизнь запомнится в радужном сиянии. Я не шучу. Когда я увидела свой первый балет (Мариинский театр еще назывался Кировским), я была так потрясена, что написала письмо солистке, с рисунками… Когда я стала в состоянии выносить осмысленные профессиональные суждения, эта солистка уже превратилась в жилистую пенсионерку. Ее ранние выступления я смотрела на пленке: что ж, они были ужасны. Но я не скажу, кто это, потому что для меня она все равно волшебница. А те, кто предает свою первую любовь, ей-богу, не заслуживают того, чтобы ее испытывать.

«Снегурочка» Владимира Бурмейстера — отличный выбор для зимних школьных каникул.

0
0
25 декабря 2008

Лучшие отзывы о спектакле «Снегурочка»

Фото Swanilda
отзывы:
43
оценок:
98
рейтинг:
37
3

Продукт самодеятельности для ТЮЗА. На нашем спектакле взрослых было достаточно, но это был тот самый случай, когда спектакль для детей погружает в атмосферу не радости, а скуки и недоумения. Детям тоже нравилось не всем - мои соседи сбоку и спереди устали и запросились домой, а их родители и бабушка сидели с кислыми и отчаянными лицами.
Хихикали с облегчением, когда кто-то сострил про партсобрание о сцене, когда Купава дошла до самого царя (!), чтобы пожаловаться на изменника Мизгиря. А когда Мизгирь бросился в реку, я вспомнила, как нас на уроке физкультуры учили падать на маты.
Народ маялся - ел, пил, кто-то даже разговорился, рассматривал театр и других зрителей.
Я решила все же досмотреть до конца. Досмотрела и окончательно поняла, что Владимир Бурмейстер не мой хореограф и постановщик.
Хочу надеяться, что у "Снегурочки" будет все же более достойное будущее. Музыка, конечно, не такая гениальная, как в "Лебедином озере", но достаточно красивая для создания интересного и достойного балета, сюжет романтичный и очень "русский".
Может быть, кто-то из хореграфов обратит свое внимание на это произведение, и "Снегурочка" обретет второе дыхание.

1
0
14 апреля 2010

Галерея