Театральная афиша Москвы

Спектакль Визит дамы
Постановка Ленком

7.4

Мария Миронова возвращает долги в спектакле по знаменитой пьесе Дюрренматта.

Мария Миронова солирует в спектакле Александра Морфова. Из интеллектуальной ловушки, сочиненной Дюрренматтом, Миронова извлекает античный мотив брошенной женщины, которая страшнее смерти.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

Последнюю премьеру в «Ленкоме» выпустил Александр Морфов — болгарский режиссер, который много ставил в России, участвовал в «Золотой маске», ­не­которое время даже возглавлял питерский Театр Комиссаржевской. Прежде его представляли публике как ­много­обещающего европейского режиссера — в русских понятиях это означает, что режиссера социальное интересует больше частного и он более жесток как в своих приговорах, так и в сценических решениях. Если вспомнить самые громкие постановки Морфова в Москве, а это были «Король Убю» в Et Cetera и «Пролетая над гнездом кукушки» в «Ленкоме», если поставить их в один ряд с нынешней премьерой, то можно решить, будто Морфова действительно больше всего занимают общественные механизмы (в пьесе швейцарца Дюрренматта общество становится орудием в руках оскорбленной женщины). К финалу его нового спектакля становится понятно — это наш в доску человек: рассудок его пасует, как только речь заходит о чувствах.

У Дюрренматта пожилая мадам на протезах и в бриллиантах с кулак величиной приезжает в родной город Гюллен через сорок пять лет после того, как ее оттуда вышвырнули. В ту пору Клара ­была юной рыжей бестией, беременной от такого же юного Альфреда Илла. Но ее ребенок умер, позже на ведьминскую красоту польстился миллиардер Цаханас­сьян, и его наследство Клара употребила на то, чтобы разорить родной город. Теперь она является сюда спасительницей — обещает нищему городу миллиард. С условием: город должен убить Илла.

Дюрренматтовская сатира сродни «неприятным пьесам» Бернарда Шоу, «эпическому театру» Брехта или фильмам Ларса фон Триера: ставя себя на место персонажей, зритель оказывается в состоянии человека, потеющего на ­детек­торе лжи. Вопросы, которые они ставят, можно свести к одному: тебя ударили по одной щеке — ты подставил вторую. Так учит Библия. Но тебя снова удари­ли — что ты будешь делать? Библия об этом молчит.

«Ленком» всегда проявлял склонность к вопросам, а не к ответам, так что самая знаменитая пьеса швейцарца пришлась ленкомовской труппе точно по мерке. Только сам Захаров пришел к Дюрренматту, становясь с годами все более едким и безутешным (в основе его «Плача палача» радиопьеса швейцарца). А Морфов приходит туда, откуда Захаров двигал­ся, — к истории, где сатира тонет под спудом чувствительности.

Нет, благодушным спектакль Морфова не назвать. Сатирический фон выведен у него самыми жирными красками. К концу первого действия нищий город отвергает предложение Клары, но уже во втором мы видим, как гюлленцы влезают в долги в расчете на будущий миллиард. Серый цвет в их костюмах теснит предательская желтая краска. Сначала на ком-то появляются желтые ботинки, у кого-то во рту блеснул золотой зуб — полчаса спустя желтый заполоняет сце­ну. Даже старый вокзал, выстроенный на сцене Андрисом Фрейбергом, преображается игрой света — к финалу он выглядит этакой респектабельной ­ста­риной. Достойная декорация для Клары Цаханассьян, какой она оказывается в спектакле Морфова: не чудовищной гарпией, притащившей за собой гроб для трупа Илла, а желчной красавицей Марией Мироновой. Все еще любящей. Не вершащей правосудие, а разоблачающей перед лавочником Иллом ту действительность, которой он предпочел их любовь. С тем чтобы вернуть его себе.

К слову, считается, что это пьеса для талантливой актрисы, хотя если ­кому-то и есть что делать, так это актеру в роли Илла — он единственный, в ком происходит переворот. В «Ленкоме» ­Илла играют по очереди Александр ­Ла­зарев-мл. и Андрей Соколов. Я видела Соколова, и второй акт действительно принадлежал ему: по мере того как город пьянел в предвкушении богатства, герой Соколова стремительно трезвел.

У Дюрренматта последний вопрос, ­который стоял перед Иллом, — согласиться ли с желанием горожан и наложить на себя руки, избавив их от этой тягостной задачи. Он отказывается, и тогда толпа забивает его ногами. В финале ленкомовского спектакля Клара и Илл сидят, прижавшись друг к другу, красивые, словно друг для друга созданные, ­суровые, а у режиссера никак не поднимается рука на Илла.

Отзывы пользователей о спектакле «Визит дамы»

Фото Stassya
отзывы:
22
оценок:
81
рейтинг:
21
9

Спектакль чудесный, для тех, кто умеет думать, чувствовать и сопереживать. Те, кто к таким не относится (признайтесь себе честно - для чего Вы идете на спектакль - ради приятного представления, шоу или ради чего-то еще?), пожайлуста, не ходите на него- Вам не понравится.
Но, пожалуй, именно из-за таких "зрителей" спектакль и произвел настолько сильное впечатление - эти чавкающие, шуршащие пакетами, булькающие какими-то жидкостями (спасибо поп-корна не было), звенящие телефонами зрители сами стали участниками спектакля - они, как и жители Гуллена, НЕ ПОНИМАЛИ!
Обидно до слез..
Спасибо театру и актерам за такую прекрасную постановку.
М.Миронова- великолепна. От желтого цвета, от пролетающих поездов становилось жутко..
Спасибо!
PS: Уважаемые "зрители", даже если спектакль Вам не понравился, пожайлуста, не срывайтесь в места как только зажгется светю Выразите уважение хотя бы к труду актеров своими аплодисментами.
Да, и еще - приходите, пожайлуста на свои места заблоговременно до начала спектаеля. Рассаживаться , поднимая весь ряд, в то время, когда спектакль уже начался, по меньшей мере некультурно.

Фото Ольга Борзова
отзывы:
33
оценок:
72
рейтинг:
24
3

С нетерпением ждала, когда смогу увидеть замечательную пьесу Ф. Дюрренматта на сцене, но это было разочарование((( О. Железняк в роли Клары Цаханассьян выглядит натужно....неприятно смотреть((((

Фото Олег Плановой
отзывы:
11
оценок:
12
рейтинг:
26
9

Милые барышни, спектакль вовсе не о любви!!! Спектакль, точнее сказать сюжет, о качестве людей как вида.
Автор показывает насколько сильно все представители хоммо саппиенс материально зависимые люди.
С завидным постоянством люди продолжают убивать "Альфреда Илла" в угоду своих материальных выгод.
Как только, общество приняло концепцию еврейского банковского дела, счастливым оно не сможет быть по определению.
Большинству людей, даже очень грамотным, хочется обладать тем на что они пока не заработали, а это их толкает на необдуманное получение средств в кредит, после получения которого они не вольны принимать самостоятельные решения, так как это может разрушить их "счастливый" мир. В данном сюжете, катализатором-основным мотивом выступило два сильных чувства любовь и жажда мести. При сильном сюжете, игра актеров имеет не столь важное значение. Рекомендую всем думающим людям посмотреть этот спектакль в любом актерском составе и любой режисерской постановке.

Фото Alessandra M
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

С введением в спектакль залуженной артистки России Анны Якуниной, спектакль наконец-то приобрел форму. Хотя на мой взгляд как такого спектакля тут совершенно нет! Но эта замечательная актриса смогла полностью преобразовать спектакль!
Смотрела "Визит дамы" третий раз и второй понравился намного больше!
Должна сказать, что Андрей Соколов разочаровал. Непонятные старания показать себя именно Андреем Соколовым, а не Альфредом Иллом тут абсолютно ни к чему!
Если сравнивать Андрея Леонова и Александра Сирина, то второй набирает большее количество баллов. Сразу можно увидеть, как "играет" Леонов и "живет" Сирин. Сирину-браво!
В целом спектакль тянет на троечку, но Якунина делает своё дело!
Последний монолог-прекрасен. Этот малюсенький лучик надежды, внезапно обрывающийся страшными словами и могиле... Великолепно! Трогает до слез. Спасибо!
Всем советую пойти на этот спектакль с участием Анны и Александра Лазарева.

Фото Irina Se
отзывы:
43
оценок:
55
рейтинг:
30
9

Помните, в «Москва слезам не верит» главная героиня говорит бросившему ее любовнику: "Сначала я тебя еще очень сильно любила, потом я тебя очень сильно ненавидела, потом мне страшно захотелось, чтобы ты узнал о моих успехах и понял, как тогда ошибся, а сейчас…".Вот героиня спектакля застряла где-то между любовью и ненавистью. Ей хочется уничтожить, растоптать человека, унизившего ее, и все же она его по-прежнему любит. Она сама обрекла его на смерть, назначила цену за его голову, и вздрагивает от каждого шороха – не дай боже это уже случилось.

В оригинале пьеса называется «Визит старой дамы», по слухам на главные роли прочили Чурикову+Янковского, когда в 2008 ожидалась премьера. Но вчера блистали Александр Лазарев и Мария Миронова. Исходя из возраста актеров, понятно, что тут уже совсем иные акценты. Второй состав – Олеся Железняк + Андрей Соколов.

Начинается все как-то банальненько. Тусняк, толпа на сцене, суета, шум-гам. Событие мирового значения – возвращение землячки. И если раньше она была босячкой, то теперь она миллиардерша. Естественно, ей начинают петь диферамбы. «А историю можно и переписать» - как это знакомо, да? Но события в спектакле накаляются с каждой минутой. И к финалу зрители весьма напряжены.
Все рады ее видеть. Она упивается этим торжеством, нищие горожане растеряны, робеют перед человеком с солидным банковским счетом.
Но она приехала не вспоминать молодость, она приехала восстановить справедливость. И мстит она только одному человеку, предавшему ее. Мстит посредством тех, кто поддержал его предательство, кто улюлюкал ей вслед, изгоняя из города. Она вдоволь настрадалась, на семь жизней вперед. По вине того, кто предал ее. Кто ПРОДАЛ ее. Сменял любовь на более материальную мечту.
Горожане же забыли всё былое и очень надеются, что богатая соотечественница вдохнет жизнь в захудалый городишко, проинвестирует так сказать.

Удивительно все же, как люди помнят только хорошее. При встрече с первой любовью герой охотно вспоминает романтичные моменты, но напрочь забывает, чем закончилась эта история. Зато она не забыла.
И герой проходит все круги ада, подобно той, которую он некогда предал. Он такой же отверженный, осуждаемый не только людьми, но и своей совестью. То, что казалось пустяком в 20, оказывается неподъемной ношей в 40.
Час за часом, день за днем, он видит, как нищий город превращается «в город желтых ботинок», все радуются, празднуются, веселятся в кредит. Даже бургомистр и священник! Двуличие и лицемерие поглощают город. B семья Илла не избегает этой участи. Тут очень показателен монолог его жены Матильды. Все эти годы она жила с человеком, который ее не любил. Который женился на лавке, а не на женщине. И ее любовь тоже отчасти превратилась в ненависть.
Последний оплот гуманности – старый учитель. Как он выделяется в своей темной одежде на фоне яркой толпы! Он ищет пути, находит решение. И выясняется, что сложившаяся ситуация – подстроена задолго, что Кларе принадлежит весь город с потрохами и она хочет обладать только Альфредом. Не живым, так мертвым.
Мария Миронова удивительна в этой роли. Мягкие женственные черты лица, стройная фигура – идеальный образ милой нежной женщины. Женщины со стальным нутром. Где каленым железом клеймо прошлого, которое давит и мучает.
Трансформация Альфреда весьма наглядна. Из обычного бюргера, типичного сорокалетнего мужчины он превращается в искупителя грехов. И своих и чужих. В финальной сцене суда, когда он идет меж строгих рядов горожан, – истинный Христос! После этой сцены неистово захотелось увидеть Александра Лазарева в пьесе К.Кизи.
Чувствуется «ленкомовский почерк» - на сцене и танцуют и поют. И спектакль не повторяет пьесу дословно. Он оставляет недосказанность… и зритель волен сам решить дальнейшую судьбу героя.

Вообще весьма современная история, скажу вам. Про встречу первых любовей и их семьи, Одноглазники.ру и все такое)))
Резюме моё будет краткое: всем смотреть.
Кстати, мне кажется Мария Миронова как актриса лучше раскроется с возрастом. В ней есть что-то такое, предвещающее. Поживем-увидим)))

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить