Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 3.3 из 5

Голосов: 12

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Оценка: 3 из 5

Елена Ковальская

980 рецензий · 297 оценок · 1329 спасибо

На сцене у самого задника, то есть у самого горизонта, притулилась символом грядущей индустриализации фабрика с трубой. Над сценой висит куб, на котором показывают черно-белый видеоарт. По сцене бредет троица: блаженная девочка Мюд (ее играет Клавдия Коршунова), механик Алеша (Шамиль Хаматов) и его творение по имени Кузьма (Максим... Показать полностью

На сцене у самого задника, то есть у самого горизонта, притулилась символом грядущей индустриализации фабрика с трубой. Над сценой висит куб, на котором показывают черно-белый видеоарт. По сцене бредет троица: блаженная девочка Мюд (ее играет Клавдия Коршунова), механик Алеша (Шамиль Хаматов) и его творение по имени Кузьма (Максим Разуваев, закованный в латы Айронмена и с краником на причинном месте) идут дорогами СССР к социализму. Однажды троица останавливается, чтобы присоединиться к строителям социализма в одном конкретном потребкооперативе. Здесь их ждут испытания и постигают разочарования.

У кооператива проблема с продуктами первой необходимости, между тем как в соседнем совхозе прорва рыбы и птицы. Народ голодает — а у кооператива проблема с тарой. Проблему эту кооператив решает своеобразно: маринует грибы из сои и готовит пищевую революцию.

Ключевая сцена «Шарманки» — тайная вечеря времен первой пятилетки. Кооперативщики вкушают новую пищу — кашу из саранчи, котлеты из чернозема, механические бутерброды (в спектакле — надувные шарики и пену). Но «дружная пища» не усваивается, товарищи, согнувшись в три погибели, блюют. Во избежание голодного бунта глава кооператива, монументальный товарищ Щоев (Никита Высоцкий), и его вертлявый клеврет Евсей (Артур Смольянинов) канализирует недовольство масс обычным для советской республики способом: публичной поркой. Затевается политический процесс над Алешей: его механический человек Кузьма, как выясняется, оппортунист.

Михаил Ефремов ставит «Шарманку» как есть — не укладывающуюся в каноны, застревающую на несущественном, то и дело перепрыгивающую с первого на десятое. От себя он прибавил немного. Поставил самобичевание чиновников как комичный танец в два притопа, три прихлопа. Вместе с Евгением Миттой, постоянным сценографом его редких спектаклей, придумал возникающий в финале образ: тоскливо завывающий скелет коровы. Но так, наверное, и нужно ставить пьесу, которую до тебя еще никто не ставил, — отойдя в сторонку. Другое дело, что так ее имело смысл ставить двадцать лет назад, на заре гласности, когда пьеса была впервые опубликована. Написанная в тридцатом году «Шарманка» отчасти воспроизводила, а отчасти предвосхищала события драматичного финала НЭПа: ошибки в планировании, срыв продовольственной программы, лютый голод, постоянный страх интервенции и — как следствие — первые политические репрессии. В эту пору впервые произносится слово «вредитель». На вредителя, которому придумывается масса синонимов — упрощенец, присмиренец, схематик, перегибщик, — начинается охота. Вредителя начинают фабриковать. Его физически уничтожают. Революция пожирает самых преданных своих сыновей — большевиков, принятых в партию до революции или в первые ее годы. У Платонова появляется образ — товарищи едят саранчу, приговаривая: «Мы вредителей прячем в себя».

Это была по-настоящему антисоветская пьеса, хотя сам Платонов искренне полагал, что клеймит истинных врагов революции — бюрократов (которые к тому же в финале оказываются небылью, фантомами, порожденными угарным газом, сочащимся из-под земли).

В конце восьмидесятых и начале девяностых, когда перестройка и Горбачев были на пике западной моды, звонче прозвучал бы и другой сюжет «Шарманки» — увлечение Россией западной левой интеллигенции. У Платонова в кооперативе «Дружная пища» появляются два иностранца, приехавшие купить немного надстройки для своего благополучного базиса. «Это дух движения в сердцевине граждан, теплота над ледовитым ландшафтом вашей бедности! — говорит датский профессор. — Мы ее хотим купить в вашем царстве или обменять на нашу грустную точную науку. У нас в Европе много нижнего вещества, но на башне угас огонь. Ветер шумит прямо в наше скучное сердце — и над ним нет надстройки воодушевления».

Если бы Ефремов был хоть немного карьеристом и держал нос по ветру, двадцать лет назад «Шарманкой» он заработал бы репутацию глашатая перестройки, такого Александра Любимова от театра. Но тем и хорош Ефремов, что он не Любимов. Он берется за «Шарманку», когда и у нас «на башне угас огонь» и давно в помине нет «духа движения в сердцевине граждан». К этому времени отшумел уже «Чевенгур» Додина, поставлены «Возвращение», «Фро», «Джан», «Корова». Идет на сцене «Рассказ о счастливой Москве», и из Платонова вычитывают то, что кануло вместе с его эпохой: тоску его героев по несбыточному, мечты высокого полета, чувства такой силы, что они так и остаются до конца не высказанными и превращаются в непрерывное томление. Ефремов чувствителен к этим томлениям платоновских мальчиков и девочек. Хотя больше его занимает сатира, направленная уже на наше время. Томлений нынче с самым чувствительным прибором не обнаружишь — то ли дело бюрократы. Переросшая саму себя платоновская фигура бюрократа Щоева, каким его играет Никита Высоцкий, — прямой мост из тридцатых в нулевые. Напяливший на себя костюмную пару, выменянную у иностранцев на пачку советских директив, Высоцкий мало чем отличается от наших мордастых чиновников. А им сегодня, видите ли, тоже не хватает воодушевления масс. Над чем и работаем. Парад, хоккей, Билан, Кубок УЕФА. «Установок на энтузиазм у нас много, — говорит Щоев. — Почти что затоваривание получилось».

Скрыть

Лучшая рецензия

Оценка: 2 из 5
Спасибо! 2

gasery

1 рецензия · 3 оценки · 2 спасибо

Пьеса в свое время была запретной.Я, конечно, человек не того поколения и мне тяжело понять насколько эта тема затронет поколение моих родителей сейчас.Но меня она не зацепила(хотя я понимаю,что это не тот жанр,где нужно вдаваться в психологию).Мне абсолютно не понятно Зачем это поставили?Обидно,что когда-то мой любимый театр стал уже не тем:в новых постановках я не слышу откровенных речей,настоящего психологического театра.Я уже не выхожу со спектаклей с переполненным чувствами сердцем,с... Читать полностью

Рецензии пользователей

Оценка: 2 из 5

openid.mail.ru/mail/9268207803

2 рецензии · 3 оценки · 1 спасибо

посмотрел Шарманку и просто был разочарован о потраченном времени и деньгах на этот ужасссс....простите по другому не сказать Н.В.Высоцкий на редкость скрашивал это ГГГГ....Своим присутствием а так 2 часа бреда...может я что и не понимаю в Платонове..

Оценка: 3 из 5

Irina Se

43 рецензии · 55 оценок · 30 спасибо

Нанануне я проштудировала информацию о спектакле, попыталась найти оригинал пьесы - не нашла. А жаль. Потому что некоторые фразы хочется цитировать. И в целом понятно, почему эту пьесу не печатали при Советской власти. Хотя у нас тогда много было "запрещенных" авторов.
Как и любая нестандартная постановка, сей спектакль не может похвастаться обилием зрителей. Билеты активно распространяли среди пенсионеров, и они-то поняли пьесу лучше всех. То, что мы читали по книжкам - они видели... Читать полностью

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 1

egortut

200 рецензий · 267 оценок · 330 спасибо

хороший спектакль, ожидал увидеть из известных мне только Смольянинова, а оказалось что там играют Высоцкий и Ефремов, который как оказалось еще и режисер. Понравились декорации и экран в виде куба над сценой. Перед спектаклем обязательно купите программку к которой прилагается "Первая книга после букваря" чтобы быть в теме, если вы н читали никогда этой пьесы или вам немного лет.

Все рецензии 7

Идеальная косметичка 12 лучших тональных средств осени от 370 до 4700 рублей

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Страшные квесты — для взрослых, волшебные квесты — для детей

Волшебные игры для всей семьи

Как выглядят пляски смерти под «Макарену» или «Нейромонаха Феофана»?...

Сентябрь в мире моды всегда имел сакральное значение: журналы выпускают толстенные номера,...

Вчера было перекрыто полгорода из-за Московского марафона, а в эту пятницу стартуют продажи iPhone...

После удачной коллаборации с Topshop Ашиш Гупта метнулся к конкурентам — другому британскому...