Театральная афиша Москвы

Спектакль Конек-Горбунок
Постановка МХТ им. Чехова

7.4
Театр: Конек-Горбунок

Сказка Ершова в переложении братьев Пресняковых

«Конек-Горбунок» для Художественного театра эпохи Олега Табакова — то же, чем была некогда «Синяя птица»: главный детский спектакль главного театра страны. Сказку Ершова переиначили братья Пресняковы, дюжину песен написал Алексей Кортнев. Мхатовские актеры работают как бродвейские: дружно танцуют и чисто поют.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1348
7

Роль Царя в «Коньке-Горбунке» намерен был играть Олег Табаков. Почему передумал незадолго до премьеры — неизвестно. Может быть, по той причине, что от сказки Ершова, которую многие зрители знают с голоса Табакова из радиоприемника, остался один сюжет. Может, потому что спектакль не нуждается в поддержке такого авторитета — высокобюджетный и ладно сработанный, он и сам уверенно стоит на ногах. А может быть, худрук главного театра страны — страшно представить — не разделяет того сияющего патриотического оптимизма, которым мхатовский «Конек-Горбунок» пропитан буквально насквозь.

Оптимизм этот не припишешь коллективу создателей — их никак не назвать единомышленниками. Драматурги Пресняковы для начала не единомышленники дедушке Ершову. Не поэты, а скептики, они нечувствительны к поэтичности ершовской сказки. Она у них обернулась сном дурака: девица, наяву таскавшая с поля колосья, является Ивану во сне и в различных обличиях, пока он наконец-то ее не разглядит. Ее играет Ирина Пегова — зрелая женственность с голосом подростка, девушка словно из кино про упоительно счастливую юность советской родины. Иван — Аркадий Киселев, у которого отличная компания: верного его коника играет Сергей Медведев, и в паре они выглядят школьными товарищами, где Иван — хорошенький второгодник, Конек — опытный хулиган. Медведев пожевывает сено, сплевывает через губу, делает кульбит через одну правую и — айда в небо.

Но я отвлеклась. «Терроризм» Пресняковых был первой ласточкой «новой драмы» на академической сцене. А Евгений Писарев — режиссер с большим актерским опытом — ничего общего не имеет с «новой драмой». О нем принято говорить, что Писарев примирил хороший вкус с бульварным театром, имея в виду его постановки коммерчески успешных комедий. Пьесу, написанную Пресняковыми для МХТ, он счел основой для музыкального спектакля. Музыку заказали Алексею Кортневу и Сергею Чекрыжову из «Несчастного случая». Слова для хоров и арий писал Кортнев, которого со МХТ связывает единственная вещь: восемь лет назад он выходил на эту сцену во время фестиваля «Новая драма» в спектакле «День радио» театра «Квартет И».

Одним словом, спектакль сочиняли люди, которые по собственной воле никогда не оказались бы в одной упряжке. Какое-никакое единство в «Коньке-Горбунке» задает музыка, стилизующаяся под большой советский стиль. И сценография Зиновия Марголина, построившего и горний мир, и дольний из дерева. Между древесных стволов слоняется мягкотелый сатрап (Сергей Беляев при знакомстве протягивает ладошку: «Приятно познакомиться, Царь-батюшка») и чинит козни Спальник (Эдуард Чекмазов в сатанинском обличье). Фантастически подсвеченный древесный спил становится облаком, на котором восседают царь Солнце и сотрудницы его конторы — Звезды. Из того же бревна выпилили гигантскую Рыбу-Кит, «всплывающую» из-под сцены и дрейфующую между волнами ощетинившихся пил. (Только в подводном мире дереву делать нечего, он списан с одесского кичмана; Альберт Альберт поставил урканам и марухам уморительную рыбью пластику.)

Марголин иронически цитирует самого себя: будучи сценографом мюзикла «Норд-Ост», он вывел на сцену «бомбардировщик в натуральную величину». В «Коньке-Горбунке» со сцены взлетает натуральный самолет, сооруженный из бревна и пилы. Режиссер подпускает шпильку Пресняковым: последний выход Спальника — Чекмазова поставлен как финал из пресняковского «Паба», где нечисть развевала полы платья Сатаны — Людмилы Гурченко. Помнится, там Гурченко пела Путину на мотив Земфиры: «Пожалуйста, не уходи». В «Коньке-Горбунке» сваренный заживо царь тоже не прощается с народом: «Цари ведь не уходят просто так,/Цари уходят лишь на повышенье».

Одним словом, сатиры в спектакле на донышке, иронии с горкой, но и то и другое смывает девятый вал актерского жизнелюбия. Если что-то и цементирует спектакль, так это труппа — молодая, скоростная, слаженная, как механизм в швейцарских часах, показавшая, что в Школе-студии МХАТ готовят не только к драматическим ролям (настоящие триплы, актеры равно профессионально играют, танцуют и поют). В МХТ выходит премьера за премьерой — и молодняк всегда на виду. Публика знает в лицо каждого по отдельности, всех вместе не раз видели в спектаклях Марины Брусникиной — где они спелись фигурально и буквально, откуда они перенесли в «Конька-Горбунка» командный дух, заменивший Художественному театру то, что прежде здесь называлось ансамблем. «Ну теперь мы заживем/Под царем да под конем, — поют они сообща в финале, — Где один не совладает,/Там управятся вдвоем». Не похоже, чтобы они шутили.

Отзывы пользователей о спектакле «Конек-Горбунок»

Фото Екатерина Борисова
отзывы:
26
оценок:
33
рейтинг:
187
5

Вчера посмотрела в Мариинском театре «Конька-горбунка» в постановке МХТ. Впечатление сложилось неоднозначное. Если вы ведете детей посмотреть яркую веселую музыкальную сказку «Конек-горбунок», то вам не сюда, так как этот спектакль, однозначно для взрослых. Для детского спектакля в этой постановке не хватает разнообразия музыки, красочности декораций, простоты текста. Смысл всего сюжета рассчитан на взрослое осмысление. На мой взгляд этот спектакль повествует о современной действительности. Даже конек-горбунок в самом конце спектакля говорит: «Кто-то слушает новости, кто-то тешится сказками....», но мы все знаем «сказка ложь, да в ней намек...», поэтому думающие люди зададут себе определенные вопросы : «Почему мы продаем пшеницу, а потом ее снова покупаем?», «Почему мы ищем счастье за тридевять земель, когда наше рядом с нами?», «Почему при счастливом конце царицей становится девушка с востока и при этом выбирает русского Ивана, причем дурака?». Как то много вопросов, не так ли? Все события, связанные с сегодняшним днем, легко видны через текстовую основу данного спектакля, а тексты сильные, с подтекстом и тонким юмором. Актеры постарались раскрыть образы своих персонажей, но у многих из них, к сожалению, проблемы с подачей текста: некоторые говорят настолько быстро, что разобрать слова очень трудно, а ведь в этих словах содержится самая соль. Очень понравился царь – яркий и динамичный образ. Его было видно, слышно и понятно. Он вызвал сочувствие к себе. Спектакль достойный внимания, но затянут и скучен, на любителя.

Фото Вячеслав Косьмин
отзывы:
108
оценок:
123
рейтинг:
179
5

Ершов может спать спокойно

Любопытный факт, что на этот спектакль в МХТ им. Чехова
я попал по приглашению заставляет меня послать Богу вторую
после "Аватара 3D" благодарность.

Сказку про Иванушку-дурачка, которому помогал конь "от горшка
два вершка" спарвляться с заданиями царя я помню с детства.
Поэтому весь спектакль сидел и вспоминал детство с улыбкой на лице.
Дети в зале были в восторге, а чтобы было смешно взрослым, актёрам
приходилось пускать в ход импровизацию. Все остались довольны.

Фото Татьяна Мироненко
отзывы:
54
оценок:
199
рейтинг:
164
3

На мой взгляд, абсолютно посредственный спектакль, может быть, только не свойственный МХАТу по жанру, поэтому и удививший зрителей. Декорации хороши, актеры хороши, но за душу не взяло. Наверное, с детьми нужно идти - им понравится... хотя вроде бы не во всем детский спектакль, рассчитан явно на взрослую аудиторию - так что непонятно для кого поставлен... Улыбнулась всего пару раз за спектакль, понравилась Ирина Пегова - очень подходит на роль) Так что посмотреть можно, но без особого восторга

Фото Obivatelnitsa
отзывы:
39
оценок:
42
рейтинг:
53
3

Редко ставлю плохие оценки, и уж тем более это удивительно для спектакля из серии "Золотой маски".
Откуда столько положительных рецензий на этот почти чудовищный спектакль?
Я даже теряюсь пытась определить для какой собственно возрастной категории этот спектакль предназначен. Детский? Вовсе нет, т.к. помимо более чем низкопошибного гэга, реплики актеров рассчитаны все-таки на взрослого. Но это и не взрослый спектакль, т.к. это сказка для детей.
От Ершова осталась только фабула, знаете как пишут перед некоторыми фильмами - "по мотивам". Так вот, это ОЧЕНЬ по мотивам и с ОЧЕНЬ сексуальным подтесктом.
Почему Царь-Кони ведут себя, как проститутки лапая Иванушку-дурочка за причинные места? Почему Конек-Горбунок на протяжении 10 минут целуется в конюшне с лошадками очень по-взрослому (мой ребенок ОЧЕНЬ озадачился этим вопросом после спекталя). Почему брат Царь-Девицы, изображающий Луну говорит как "голубая луна-Боря Моисеев"? Почему морское царство выглядит как тюрьма с камерами-одиночками, а рыбы одеты в полосатые робы заключенных? В общем больше вопросов, чем ответов.
Что же было положительного?
Музыка. Ее было не много, но Кортнев действително хороший композитор, и небольшое количество песен радовало слух.
Интересная сценография. Удачный ход с полетом Конька-Горбунка и забавный ход с лодкой Царь-Девицы. Еще порадовала многофункциональность основной декорации сцены, которая трансформировалось то в мостик, то в Рыбу-Кит, то в деревенскую завалинку. Вот за эти моменты и ставлю 2 звезды.
К сожалению очень нечасто удается хорошо осовременить сказку, но ведь бывают же. Та же опера "Золушка" Питерского театра "Зазеркалье", получившая в прошлом году "Золотую маску". Да, голоса средненькие, но какая чудесная постановка. Смешная и современная и при всем этом, сохранившая волшебство сказки Шарля Перро.

В заключение добавлю, что Конька-Горбунка мы смотрели 31 декабря и очень хотели получить заряд радостного настроения. Не вышло. Увы.

Фото Nyoma
отзывы:
29
оценок:
31
рейтинг:
31
5

Спектакль "Конек-горбунок" братьев Пресняковых - это совсем не детская история, имеющая очень сомнительное отношение к сказке Ершова.
Начнем с того, что старик-отец как две капли воды похож на Юстаса из мультсериала "Кураж, трусливый пес". Так что это первый минус.
Далее - наверное, кто-то считает, что кобылицы - длинноногие пышногрудые барышни с валенками на головах - это удачная и необычная находка. Возможно, но только не в спектакле, который позиционируется, как, цитирую:"музыкальный спектакль в двух действиях для взрослых и детей". Уж кого-кого, а детей категорически не рекомендую приводить. Конец-горбунок вообще сексуально озабоченный товарищ. Рыба-кит - пахан на зоне... Луна с замашками товарища с нетрадиционной ориентацией...
Если в этом заключается оригинальный подход авторов, то, простите, как-то пошловато и мелко. Почему спектакль стал лауреатом премии "Золотая маска" 2009 - мне не понятно.
Постановка отличная, актеры играют прекрасно, но само произведение в трактовке Пресняковых не заслуживает внимания.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить