Экзистенциальная драма Леонида Андреева о террористах в пересказе Миндаугаса Карбаускиса

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 989

Люди со счастливым визгом катятся с ледяной горы на животе. Люди вваливаются с мороза в сени. Сбрасывают пальто и шапки, растирают окоченевшие уши, гомонят, развешивая пальто на крючки. Людям весело — и публика посмеивается, недоумевая поначалу, куда она попала: «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева ничего веселого не сулит. Да и режиссер Миндаугас Карбаускис тоже прежде не числился в списке веселых режиссеров.

После спектакля «Дядя Ваня» Карбаускис был зачислен в традиционалисты, что звучало бы для молодого режиссера приговором, не будь тот самый «Дядя Ваня» спектаклем большой сцены и мхатовского размаха, которую мало кто из тридцатилетних режиссеров вообще способен освоить. Безусловно, этот режиссер работает в традиции — в традиции того театра, который подразумевает способность внятно рассказать историю и не погрешить при этом ни против правды того времени, когда вещь была написана, ни против своей школы, ни против современности. В этом смысле Карбаускис, в отличие от всех прочих молодых театральных ньюсмейкеров, оставляет в своих спектаклях жирный след и своего образования (он ученик Петра Фоменко), и литовского театра, которому он принадлежит органически. Более того: он не просто следует традиции — он с ней играет. И что по-настоящему важно, его театр — не будучи ни остросовременным, ни новаторским — имеет собственное мужественное лицо. А когда в последний раз вы видели традиционный театр с особым выражением лица?

Тут следует оговориться, что отчетливей всего мимика театра Карбаускиса видна с небольшого расстояния, в камерных пространствах. Он развивал ее там сначала на пьесе Уайлдера, придумавшего на заре американского театра раскладывать по ролям эпическое повествование, затем на чистокровной прозе (Фолкнер, Гоголь). «Рассказ о семи повешенных» — проза Леонида Андреева, которую раскладывает по ролям, переведя в прямую речь повествование, тоже сам Карбаускис, и опять под самым носом у публики.

Что же касается ролей, то здесь еще один фокус. Пятеро террористов, готовивших покушение на министра, их безутешные родители, сам министр, его челядь, двое других приговоренных к смертной казни (эстонский крестьянин, убивший хозяина, и жизнелюбивый Цыганок), их тюремщики и разные полицейские чины — всю эту рать играют восемь актеров. Заключенные и тюремщики меняются ролями не сходя с места. Младшая из террористок звонким голоском призывает товарищей не унывать, а минуту спустя доводит публику до спазмов в горле, играя мать террориста на последнем свидании с сыном. Вообще-то, подобная театрализация — когда артисты не вживаются раз на все три часа в свою роль, а, напротив, пройдясь за министром шестеркой слуг с подносами в руках, переодеваются в террористов и вскоре отправляются на виселицу, а там, глядишь, снова весело вываливают на сцену, — эта театрализация к месту, казалось бы, в комедии. А здесь-то речь о смерти. Но в том-то и дело, что не о смерти, а о страхе ее. И он, этот страх, изживается здесь в тотальной игре, и публика не реже прыскает в кулак, чем хватается за сердце, и буквально вешают только пальто на вешалке в сенях, а живые, смертью смерть поправ, продолжают вести игру. И только министр, наблюдавший за этой игрой с улыбкой на губах, с этой улыбкой на губах и замирает, до смерти испугавшись одной только мысли о смерти. В финале этого блестяще отточенного спектакля, разложенного на ноты иронично-печального литовского вальса, окоченевшего министра накрывают тряпочкой. А люди по новой входят с мороза в сени, гомонят, скидывая пальто, растирают замерзшие уши. То есть заканчивается дело тем же (не тот это случай, когда неуместно рассказывать финал, весь смысл в центре), с чего начинается театр, — не виселицей, а вешалкой, раз уж зашла речь о традиции.

2
0
...
13 декабря 2005

Лучшие отзывы о спектакле «Рассказ о семи повешенных»

Фото Алина Кириллина
Фото Алина Кириллина
отзывы: 26
оценки: 37
рейтинг: 52
9

Глубоко....проникновенно....взрывая душу...и навзрыд
Так играют актеры, так хотел ставил это режиссер, так все вместе работали на общую цель.
Цепляет.
Несмотря на гениально написанное произведение Леонида Андреева, не побоюсь сказать, что спектакль не уступает.
Молодые актеры мгновенно перевоплощаются: только что смертельно бледные ребята, находившиеся в камере за день до смерти, тут же становятся их родителями, пришедшими проститься с детьми в последний раз.

3
0
...
22 марта 2008
Фото Александр К
Фото Александр К
отзывы: 13
оценки: 30
рейтинг: 19
9

Бытует мнение,что проза Андреева очень тяжеловесна для театра. Карбаускис опровергает своим спектаклем подобные мнения. Почти два часа без антракта пролетают на одном дыхании.Глубокая,вдумчивая работа режиссёра с текстом,правильно расставленные акценты и получается потрясающий по драматизму и эмоциональности спектакль.Некоторые сцены,в буквальном смысле,рвут душу. Градус напряжения к финальным сценам зашкаливает. И уже начинаешь сочувствовать не только приговорённым,но и Министру(замечательнная работа Павла Ильина!!!).Вообще,блестящая и проникновенная игра актёров в этом спектакле-отдельная тема.Перевоплощение героев из узников в родителей,охранников,челяди-завораживает.Отдельно спасибо Яне Сексте за мужество.Сегодня актриса играла с травмой ноги,было,наверняка,очень трудно и больно,но как же великолепна она была.Особенно в роли матери.Браво!!!!! Настоятельно рекомендую посмотреть этот спектакль.Браво,Карбаускис!!!!! Браво,Табакерка!!!!

1
0
...
22 ноября 2012
Фото Татьяна Мироненко
Фото Татьяна Мироненко
отзывы: 54
оценки: 199
рейтинг: 121
3

Я, очень эмоциональный зритель, рыдающий от души на спектаклях Гинкаса в ТЮЗе, с совершенно холодной головой посмотрела честно всё от начала до конца, отметила талант актёров и режиссёра, да так и не поняла, что прочёл режиссёр в этом рассказе Андреева и что хотел до нас, зевак театральных, донести.Что смерти нет? Или что только смерть и есть? Или что смерть всех заставляет о прожитой жизни задуматься? Или как жаль несвершившегося? Не могу понять. Не люблю я Андреева. Вот Чехов - это да. И "Скрипка Ротшильда" поэтому в ТЮЗе способна душу перевернуть.

1
0
...
8 марта 2011
Фото Анастасия Дорчи
Фото Анастасия Дорчи
отзывы: 119
оценки: 132
рейтинг: 128
9

Я прозу Андреева очень люблю, забравшись в какой нибудь укромный уголок квартиры, ночью, чтобы никто не достал садишься с книгой и... если и можно после какой книги встрепенуться, обернуться, подумать о смысле жизни, оставить на время безумную суету сует дня сегодняшнего, так это после Андреева. Оптимизма в нем нет кажется не капли, он будит внутри неосознанные страхи, помогает разобрать их по крупинке, понять что-то новое, что проходило рядом. Мурашки бегают... От спектакля Карбаускиса у меня тоже понеслись мурашки, весь ужас человека перед порогом в неизвестность, все краски остающейся за виселицей прекрасной жизни переданы 100% достоверно и четко. Меня родные спрашивали после спектакля, ну как? Что на это ответишь... мрачно и ужасно... не в том смысле, что спектакль плох, а в том, что чувтство мрака и ужаса испытываешь на протяжении всего действия.
Актерская игра была великолепна, мгновенные перевоплощения из одного героя в другого прямо на сцене ничуть не разрушили целостность действия (чего я немного опасалась до начала), скорее они даже привнесли какую то изюминку в спектакль. Яна Сексте за минуту превращающаяся из юной девицы в древнюю старушку, сошедшую с ума от горя - потрясла.
Однозначно посоветовать идти на сп. не могу, кому то ляжет на душу, а кто-то просто ней поймет смысла. Но, если нравится проза Леонида Андреева, смотреть обязательно!

1
0
...
26 сентября 2009
Фото N3
Фото N3
отзывы: 87
оценки: 1694
рейтинг: 288
9

На самом деле, нестройную прозу Леонида Андрееве непросто даже читать, ну а чтобы ставить "Рассказ" в театре, нужно либо не чувствовать землю под ногами в принципе (другими словами, шагать по облакам), либо быть скромным гением, кем, собственно, и оказался Миндаугас Карбаускис. Если вы не обрыдаетесь на этом спектакле, значит вы сделаны из армированного железобетона.

1
0
...
12 апреля 2008