Спектакль

Спектакль Рассказ о семи повешенных

Постановка Театр Олега Табакова. Сцена на Чистых прудах

8.1
© Афиша
1/8

Экзистенциальная драма Леонида Андреева о террористах в пересказе Миндаугаса Карбаускиса

Возраст16+
Продолжительность1 час, 40 минут, без антракта

Участники

  8

Рецензия «Афиши» на спектакль

Люди со счастливым визгом катятся с ледяной горы на животе. Люди вваливаются с мороза в сени. Сбрасывают пальто и шапки, растирают окоченевшие уши, гомонят, развешивая пальто на крючки. Людям весело — и публика посмеивается, недоумевая поначалу, куда она попала: «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева ничего веселого не сулит. Да и режиссер Миндаугас Карбаускис тоже прежде не числился в списке веселых режиссеров.

После спектакля «Дядя Ваня» Карбаускис был зачислен в традиционалисты, что звучало бы для молодого режиссера приговором, не будь тот самый «Дядя Ваня» спектаклем большой сцены и мхатовского размаха, которую мало кто из тридцатилетних режиссеров вообще способен освоить. Безусловно, этот режиссер работает в традиции — в традиции того театра, который подразумевает способность внятно рассказать историю и не погрешить при этом ни против правды того времени, когда вещь была написана, ни против своей школы, ни против современности. В этом смысле Карбаускис, в отличие от всех прочих молодых театральных ньюсмейкеров, оставляет в своих спектаклях жирный след и своего образования (он ученик Петра Фоменко), и литовского театра, которому он принадлежит органически. Более того: он не просто следует традиции — он с ней играет. И что по-настоящему важно, его театр — не будучи ни остросовременным, ни новаторским — имеет собственное мужественное лицо. А когда в последний раз вы видели традиционный театр с особым выражением лица?

Тут следует оговориться, что отчетливей всего мимика театра Карбаускиса видна с небольшого расстояния, в камерных пространствах. Он развивал ее там сначала на пьесе Уайлдера, придумавшего на заре американского театра раскладывать по ролям эпическое повествование, затем на чистокровной прозе (Фолкнер, Гоголь). «Рассказ о семи повешенных» — проза Леонида Андреева, которую раскладывает по ролям, переведя в прямую речь повествование, тоже сам Карбаускис, и опять под самым носом у публики.

Что же касается ролей, то здесь еще один фокус. Пятеро террористов, готовивших покушение на министра, их безутешные родители, сам министр, его челядь, двое других приговоренных к смертной казни (эстонский крестьянин, убивший хозяина, и жизнелюбивый Цыганок), их тюремщики и разные полицейские чины — всю эту рать играют восемь актеров. Заключенные и тюремщики меняются ролями не сходя с места. Младшая из террористок звонким голоском призывает товарищей не унывать, а минуту спустя доводит публику до спазмов в горле, играя мать террориста на последнем свидании с сыном. Вообще-то, подобная театрализация — когда артисты не вживаются раз на все три часа в свою роль, а, напротив, пройдясь за министром шестеркой слуг с подносами в руках, переодеваются в террористов и вскоре отправляются на виселицу, а там, глядишь, снова весело вываливают на сцену, — эта театрализация к месту, казалось бы, в комедии. А здесь-то речь о смерти. Но в том-то и дело, что не о смерти, а о страхе ее. И он, этот страх, изживается здесь в тотальной игре, и публика не реже прыскает в кулак, чем хватается за сердце, и буквально вешают только пальто на вешалке в сенях, а живые, смертью смерть поправ, продолжают вести игру. И только министр, наблюдавший за этой игрой с улыбкой на губах, с этой улыбкой на губах и замирает, до смерти испугавшись одной только мысли о смерти. В финале этого блестяще отточенного спектакля, разложенного на ноты иронично-печального литовского вальса, окоченевшего министра накрывают тряпочкой. А люди по новой входят с мороза в сени, гомонят, скидывая пальто, растирают замерзшие уши. То есть заканчивается дело тем же (не тот это случай, когда неуместно рассказывать финал, весь смысл в центре), с чего начинается театр, — не виселицей, а вешалкой, раз уж зашла речь о традиции.

13 декабря 2005
9

На самом деле, нестройную прозу Леонида Андрееве непросто даже читать, ну а чтобы ставить "Рассказ" в театре, нужно либо не чувствовать землю под ногами в принципе (другими словами, шагать по облакам), либо быть скромным гением, кем, собственно, и оказался Миндаугас Карбаускис. Если вы не обрыдаетесь на этом спектакле, значит вы сделаны из армированного железобетона.

12 апреля 2008
9

Глубоко....проникновенно....взрывая душу...и навзрыд
Так играют актеры, так хотел ставил это режиссер, так все вместе работали на общую цель.
Цепляет.
Несмотря на гениально написанное произведение Леонида Андреева, не побоюсь сказать, что спектакль не уступает.
Молодые актеры мгновенно перевоплощаются: только что смертельно бледные ребята, находившиеся в камере за день до смерти, тут же становятся их родителями, пришедшими проститься с детьми в последний раз.

22 марта 2008
9

Бытует мнение,что проза Андреева очень тяжеловесна для театра. Карбаускис опровергает своим спектаклем подобные мнения. Почти два часа без антракта пролетают на одном дыхании.Глубокая,вдумчивая работа режиссёра с текстом,правильно расставленные акценты и получается потрясающий по драматизму и эмоциональности спектакль.Некоторые сцены,в буквальном смысле,рвут душу. Градус напряжения к финальным сценам зашкаливает. И уже начинаешь сочувствовать не только приговорённым,но и Министру(замечательнная работа Павла Ильина!!!).Вообще,блестящая и проникновенная игра актёров в этом спектакле-отдельная тема.Перевоплощение героев из узников в родителей,охранников,челяди-завораживает.Отдельно спасибо Яне Сексте за мужество.Сегодня актриса играла с травмой ноги,было,наверняка,очень трудно и больно,но как же великолепна она была.Особенно в роли матери.Браво!!!!! Настоятельно рекомендую посмотреть этот спектакль.Браво,Карбаускис!!!!! Браво,Табакерка!!!!

22 ноября 2012
9

Я прозу Андреева очень люблю, забравшись в какой нибудь укромный уголок квартиры, ночью, чтобы никто не достал садишься с книгой и... если и можно после какой книги встрепенуться, обернуться, подумать о смысле жизни, оставить на время безумную суету сует дня сегодняшнего, так это после Андреева. Оптимизма в нем нет кажется не капли, он будит внутри неосознанные страхи, помогает разобрать их по крупинке, понять что-то новое, что проходило рядом. Мурашки бегают... От спектакля Карбаускиса у меня тоже понеслись мурашки, весь ужас человека перед порогом в неизвестность, все краски остающейся за виселицей прекрасной жизни переданы 100% достоверно и четко. Меня родные спрашивали после спектакля, ну как? Что на это ответишь... мрачно и ужасно... не в том смысле, что спектакль плох, а в том, что чувтство мрака и ужаса испытываешь на протяжении всего действия.
Актерская игра была великолепна, мгновенные перевоплощения из одного героя в другого прямо на сцене ничуть не разрушили целостность действия (чего я немного опасалась до начала), скорее они даже привнесли какую то изюминку в спектакль. Яна Сексте за минуту превращающаяся из юной девицы в древнюю старушку, сошедшую с ума от горя - потрясла.
Однозначно посоветовать идти на сп. не могу, кому то ляжет на душу, а кто-то просто ней поймет смысла. Но, если нравится проза Леонида Андреева, смотреть обязательно!

26 сентября 2009
9

Этот рассказ был прочтен мною еще в школе. До сих пор не решаюсь его перечитать. Спасает театр!
Смотрела спектакль несколько раз, каждый раз со слезами. Это очень серьезная драматическая работа. Трогает до глубины души. Вне времени, т.е. на все времена. Советую!

7 февраля 2013
Все отзывы
Спектакли недели: экскурсия в квантовый мир и переосмысление картины Брейгеля
Спектакли недели: экскурсия в квантовый мир и переосмысление картины Брейгеля
25 октября 2021
«Добро остается добром и во сне»: авторы спектакля «Жизнь есть сон» — о работе над постановкой
«Добро остается добром и во сне»: авторы спектакля «Жизнь есть сон» — о работе над постановкой
22 октября 2021
Спектакли недели: мрачная притча о свободе воли и хореографическое размышление о социальной дистанции
Спектакли недели: мрачная притча о свободе воли и хореографическое размышление о социальной дистанции
11 октября 2021
9 спектаклей октября в Петербурге
9
спектаклей октября в Петербурге
6 октября 2021