Театральная афиша Москвы

Спектакль в Москве Скрипка Ротшильда

Постановка МТЮЗ

8.1
оценить
Расписание и билеты
Театр: Скрипка Ротшильда, Москва

Валерий Баринов и Игорь Ясулович в безжалостном спектакле Камы Гинкаса

Место проведения

МТЮЗ

МТЮЗ

8.2
Один из самых сильных режиссерских театров Москвы
МТЮЗ никогда не был детским театром — пусть не обманывают заявленные в афише «Волк и семеро козлят». Режиссер Кама Гинкас и его соавтор, художник Сергей Бархин, всегда ищут ответа на мировые вопросы, даже в сказке (черно-белый «Счастливый принц» Уайльда), не говоря уже о чеховских текстах: «Дама с собачкой», «Черный монах», «Скрипка Ротшильда» складываются у них в глубокую философскую трилогию, которую обязательно надо смотреть школьникам — и всем остальным.
телефон +7 (495) 699 53 60
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–15.00, 16.00–20.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 878
оценки: 244
рейтинг: 992

«Даму с собачкой» Камы Гинкаса играли на балконе. На балконе сидели зрители, у края балкона играли актеры, ныряя иногда вниз, в зал, как в море. Перед ногами зрителей лежала вверх брюхом лодка, две другие маячили где-то на горизонте, что в театре называют задником сцены. «Черного монаха» Камы Гинкаса тоже играли на балконе. На краю балкона балансировал, рискуя свалиться в темный зал, Сергей Маковецкий; потом оттуда, из темноты, выныривал Черный монах — Игорь Ясулович. В конце концов герой Маковецкого так-таки погружался в эту тьму целиком, всем своим помутившимся сознанием. «Скрипка Ротшильда» — последняя часть чеховской трилогии; в этой части Гинкас спустился с небес туда, где, по идее, у него царит беспросветная тьма, — на сцену. В углу лежит все та же, что и в «Даме с собачкой», лодка; вокруг — гробы, гробы, гробы. Гробы стоят торчком, гробы похожи на дома, вместе они — вроде как уездный город. Главный герой рассказа Чехова — Яков по прозвищу Бронза, уездный гробовщик и скрипач, играющий на свадьбах. Полвека назад он и сам женился, но заметил собственную жену (Арина Нестерова), только когда она слегла. Еще живую, он меряет ее аршином и мастерит ей гроб, подсчитывая убытки. Но, похоронив, и сам помирает — оказалось, он не умеет жить без нее. Валерий Баринов играет, будто снимает стружку со своего мордастого гробовщика, добираясь за два часа изматывающего рассказа до самой его сердцевины. К финалу из тьмы его дундучьего сознания выныривают и кудрявый младенец, о котором он напрочь забыл, будто его и не было, и речка, где они когда-то пели с женою песни, и лодки, которые можно было бы водить по этой речке. Но лодка, как было сказано, лежит на сцене брюхом вверх и никогда уже не поплывет. Последним в его сознании всплывает бесплотный, как дух из того, старого спектакля, Игорь Ясулович — здесь он скрипач, которого обидел Яков («проклятый жид даже самое веселое умудрялся играть жалобно» — говорится о нем). Вместо скрипки Ясулович водит смычком по пиле — выходит действительно жалобно. Но главный в этом ансамбле скрипачей — сам Кама Гинкас. Это он водит смычком по самым болезненным струнам своей публики, это он самое веселое играет так жалобно, что после каждой его премьеры хочется выть. Вот и «Скрипка Ротшильда» — ее можно смотреть отдельно от всей трилогии, можно, если сердце выдержит, пройти все круги этого безупречно слаженного, прекраснейшего ада.

3
0
...
24 марта 2004

Лучшие отзывы о спектакле «Скрипка Ротшильда»

Фото Zerkalo
Фото Zerkalo
отзывы: 7
оценки: 17
рейтинг: 11
5

Интересная по пространству и стилю сценография. Замечательная игра актеров. Замечательная литература. Но у многих зрителей (нас в целом знакомых - было 30 человек в этот вечер на спектакле) возникает недоумение - почему же "не взяло". Мое личное мнение таково: иллюстрировать литературу в спектакле вот так, без перевода в драматургию - почти никогда не возможно. В "Даме с собачкой" это получилось необыкновенным, удивительным образом. Здесь же драматическую структуру, которая призвана создавать напряжение, вести зрителя и доносить мысль - заменяют экспрессивные крики актеров, стуки, бросание предметов...
Мысль рассказа понятна, но вот растянуть ее на полтора часа, заменив очарование литературы сценографией и криками не получается.
Безусловно, в целом спектакль не плохой, сейчас идет бессчетное множество спектаклей другого класса. Но когда даже очень хороший режиссер хочет обойтись без драматургии, не понятно - зачем же он так поступает.

2
0
...
18 марта 2013
Фото Натали Дунаевская
Фото Натали Дунаевская
отзывы: 87
оценки: 99
рейтинг: 121
7

Хороший спектакль, но... не взяло(... Причем конкретной причины не могу найти - почему не взяло...Все вроде бы на высоте... Актерская игра великолепна - Баринов как всегда неподражаем и очень точно подходит под эту роль, Ясулович - когда читала рассказ, именно таким и представляла Ротшильда), Марфа (к сожалению не знаю актрису) прекрасна - само воплощение сложной судьбы русской женщины (какое сияние и благодать на ее лице после смерти!), Фельдшер тоже был хорош - вносил ту самую изюминку в спектакль).
Много режиссерских находок - пила как скрипка и как инструмент, призрак Марфы, оформление сцены...
Накнец, потрясающий рассказ Чехова! Западающий в душу, затрагивающий основополагающие моменты жизни...
Но чего-то не хватило... Мне кажется, лучше этот спектакль смотрелся бы на малой сцене - а так энергетика рассеялась по большому залу и впечатление осталось размытым.
Плюс я смотрела спектакль через неделю после Дамы с собачкой - наверное еще осталось сильное впечатление недельной давности, и на контрасте Скрипка не произвела должного впечатления.
Так что советую смотреть с перерывом)
В целом, хороший спектакль)

2
0
...
18 января 2010
Фото Алексей
Фото Алексей
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2

Такого отстоя давно уже не смотрел.
Без антракта. Пришлось досмотреть до конца.
Еще 2-3 таких спектакля, и желание ходить в театр отпадет надолго.

2
0
...
13 декабря 2004
Фото Кунапэ
Фото Кунапэ
отзывы: 42
оценки: 53
рейтинг: 40
7

Очень сильная игра актеров и гнетущие декорации... Странно - спектакль, скорее, предназначен для молодых людей, чтобы предупредить их от таких же ошибок, но по-настоящему поймут его только люди в возрасте... Я ходила с родственницей, которой за 50, после спектакля у нее разболелось сердце - так по-настоящему была сыграна драма и так близко ей это чувство "потери" - близких, а главное, времени, которые не возвращается...

1
0
...
30 января 2009
Фото Olya Glasova
Фото Olya Glasova
отзывы: 59
оценки: 60
рейтинг: 5
5
Непонятная режиссерская постановка при прекрасном актерском исполнении

Самый центр, переулочек, отходящий от Тверской и так уютно внутри, как будто все говорит о том, что здесь будет всем хорошо - и взрослым, и детям.
И вдруг резкий удар под дых - декорации на сцене, не закрытые занавесом, а сразу готовящие зрителя к тому, что будет не просто.
Я когда-то давно читала рассказ Чехова (а именно по Чехову поставлен спектакль режиссером Камой Гинкасом), я помню, что главный герой - гробовщик, поэтому не удивилась сильно, но почему-то думала, что действие будет происходить в квартире героя, а тут гробы - главный реквизит, которые по ходу превращается то в шкафы, то в кровать, то в телегу.
И вот начался спектакль. Сразу обрадовалась, когда увидела состав актеров - Баринов, Ясулович - уже этих двух имен хватило бы, чтобы прийти. А вот саму постановку я не поняла или, точнее, не приняла. Прозу вообще сложно переложить на сценическое изображение. Здесь рассказ не перекладывали, герои говорят текст от третьего лица, т.е. они читают Чехова, используя при этом для обозначения эмоций звуки. Герой Баринова - гробовщик Яков все время натужно кричит и все время рушит и кидает реквизит. Пресловутые чеховские "убытки" постоянно сопровождаются грохотом и криком. Актер за вечер наверное сжигает массу калорий, двигая гробы, ловко орудуя пилой и реально отпиливая куски досок (и ведь не мальчик, ему за 70). Но меня почему-то не трогает это. Мое внутреннее представление о герое после прочтения Чехова было соверешнно иным.
Совсем иначе вопринимается Ротшильд в исполнении Ясуловича. Веркий, суетливый, вечно мечущийся по сцене (браво артисту, которому сейчас 77 лет!!! Он двигается так, как будто вчера ему стукнуло 17). Пожалуй, самая оригинальная находка режиссера - игра на пиле, изображающая игру на скрипке, доверена как раз Игорю Ясуловичу.
Марфа - жена Якова, фон, тихий фон громкого мужа. Она даже помирает тихо, едва шелестя о своей грустной жизни. Если такова была задумка режиссера, то актриса Арина Нестерова с ней справилась на все 100!
Я по приходу домой перелопатила весь интернет в поисках того, почему же мне так не пошел спектакль, убедилась, что артисты играют именно так, как задумал режиссер, что спектакль является большим достижением культуры, поскольку отмечен различными премиями, а Баринов и Ясулович даже стали лауреатами премии им. Станиславского. Что-то явно не так с моим восприятием, но не "срослось". При этом впечатления от театра остались очень хорошие и желание вернуться есть. Хотелось бы посмотреть теперь постановки Генриэтты Яновской, поскольку это театр двух режиссеров. Вдруг по духу ее видение мира мне ближе?

0
0
...
28 октября 2018

Галерея

Добавить фото
Поддерживаются форматы jpeg и jpg.
Минимальное разрешение фото 800х600, максимальный размер файла 20 Мб
Главная фотография: Афиша