Театральная афиша Москвы

Спектакль Скрипка Ротшильда
Постановка МТЮЗ

7.6

Валерий Баринов и Игорь Ясулович в безжалостном спектакле Камы Гинкаса

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

«Даму с собачкой» Камы Гинкаса играли на балконе. На балконе сидели зрители, у края балкона играли актеры, ныряя иногда вниз, в зал, как в море. Перед ногами зрителей лежала вверх брюхом лодка, две другие маячили где-то на горизонте, что в театре называют задником сцены. «Черного монаха» Камы Гинкаса тоже играли на балконе. На краю балкона балансировал, рискуя свалиться в темный зал, Сергей Маковецкий; потом оттуда, из темноты, выныривал Черный монах — Игорь Ясулович. В конце концов герой Маковецкого так-таки погружался в эту тьму целиком, всем своим помутившимся сознанием. «Скрипка Ротшильда» — последняя часть чеховской трилогии; в этой части Гинкас спустился с небес туда, где, по идее, у него царит беспросветная тьма, — на сцену. В углу лежит все та же, что и в «Даме с собачкой», лодка; вокруг — гробы, гробы, гробы. Гробы стоят торчком, гробы похожи на дома, вместе они — вроде как уездный город. Главный герой рассказа Чехова — Яков по прозвищу Бронза, уездный гробовщик и скрипач, играющий на свадьбах. Полвека назад он и сам женился, но заметил собственную жену (Арина Нестерова), только когда она слегла. Еще живую, он меряет ее аршином и мастерит ей гроб, подсчитывая убытки. Но, похоронив, и сам помирает — оказалось, он не умеет жить без нее. Валерий Баринов играет, будто снимает стружку со своего мордастого гробовщика, добираясь за два часа изматывающего рассказа до самой его сердцевины. К финалу из тьмы его дундучьего сознания выныривают и кудрявый младенец, о котором он напрочь забыл, будто его и не было, и речка, где они когда-то пели с женою песни, и лодки, которые можно было бы водить по этой речке. Но лодка, как было сказано, лежит на сцене брюхом вверх и никогда уже не поплывет. Последним в его сознании всплывает бесплотный, как дух из того, старого спектакля, Игорь Ясулович — здесь он скрипач, которого обидел Яков («проклятый жид даже самое веселое умудрялся играть жалобно» — говорится о нем). Вместо скрипки Ясулович водит смычком по пиле — выходит действительно жалобно. Но главный в этом ансамбле скрипачей — сам Кама Гинкас. Это он водит смычком по самым болезненным струнам своей публики, это он самое веселое играет так жалобно, что после каждой его премьеры хочется выть. Вот и «Скрипка Ротшильда» — ее можно смотреть отдельно от всей трилогии, можно, если сердце выдержит, пройти все круги этого безупречно слаженного, прекраснейшего ада.

3

Отзывы пользователей о спектакле «Скрипка Ротшильда»

Фото Zerkalo
отзывы:
7
оценок:
17
рейтинг:
8
5

Интересная по пространству и стилю сценография. Замечательная игра актеров. Замечательная литература. Но у многих зрителей (нас в целом знакомых - было 30 человек в этот вечер на спектакле) возникает недоумение - почему же "не взяло". Мое личное мнение таково: иллюстрировать литературу в спектакле вот так, без перевода в драматургию - почти никогда не возможно. В "Даме с собачкой" это получилось необыкновенным, удивительным образом. Здесь же драматическую структуру, которая призвана создавать напряжение, вести зрителя и доносить мысль - заменяют экспрессивные крики актеров, стуки, бросание предметов...
Мысль рассказа понятна, но вот растянуть ее на полтора часа, заменив очарование литературы сценографией и криками не получается.
Безусловно, в целом спектакль не плохой, сейчас идет бессчетное множество спектаклей другого класса. Но когда даже очень хороший режиссер хочет обойтись без драматургии, не понятно - зачем же он так поступает.

2
Фото Натали Дунаевская
отзывы:
87
оценок:
99
рейтинг:
133
7

Хороший спектакль, но... не взяло(... Причем конкретной причины не могу найти - почему не взяло...Все вроде бы на высоте... Актерская игра великолепна - Баринов как всегда неподражаем и очень точно подходит под эту роль, Ясулович - когда читала рассказ, именно таким и представляла Ротшильда), Марфа (к сожалению не знаю актрису) прекрасна - само воплощение сложной судьбы русской женщины (какое сияние и благодать на ее лице после смерти!), Фельдшер тоже был хорош - вносил ту самую изюминку в спектакль).
Много режиссерских находок - пила как скрипка и как инструмент, призрак Марфы, оформление сцены...
Накнец, потрясающий рассказ Чехова! Западающий в душу, затрагивающий основополагающие моменты жизни...
Но чего-то не хватило... Мне кажется, лучше этот спектакль смотрелся бы на малой сцене - а так энергетика рассеялась по большому залу и впечатление осталось размытым.
Плюс я смотрела спектакль через неделю после Дамы с собачкой - наверное еще осталось сильное впечатление недельной давности, и на контрасте Скрипка не произвела должного впечатления.
Так что советую смотреть с перерывом)
В целом, хороший спектакль)

2
Фото Алексей
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2

Такого отстоя давно уже не смотрел.
Без антракта. Пришлось досмотреть до конца.
Еще 2-3 таких спектакля, и желание ходить в театр отпадет надолго.

2
Фото Кунапэ
отзывы:
41
оценок:
53
рейтинг:
37
7

Очень сильная игра актеров и гнетущие декорации... Странно - спектакль, скорее, предназначен для молодых людей, чтобы предупредить их от таких же ошибок, но по-настоящему поймут его только люди в возрасте... Я ходила с родственницей, которой за 50, после спектакля у нее разболелось сердце - так по-настоящему была сыграна драма и так близко ей это чувство "потери" - близких, а главное, времени, которые не возвращается...

1
Фото Ayrat Kaldarov
отзывы:
27
оценок:
28
рейтинг:
3
9

Мне очень плнравилось! И именно так надо было ставить! С прочтением, с возможностью нам самим немножко пошевелить мозгами!!! Актеры отыграли очень здорово, и постановка в целом смогла удачно передать всю чеховскую иронию рассказа. Наверно, действительно очень сложно ставить такие олновременно серьезные и маленькие/ёмкие вещи. НО! В данном случае получилось. имхо

0

Галерея