Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Спящая красавица, Санкт-Петербург
Постановка Мариинский театр

6.8
  • жанр
    Балет
  • 3 часа 55 минут, 3 антракта
    6+

Праздничный балет в честь трагического персонажа

Создатели

Место проведения

Мариинский театр

Мариинский театр

8.5
Главнейшая точка на театральной карте города
Крещенная в честь императрицы Марии Александровны, Мариинка всегда оставалась парадным и самым западным (то есть художественно передовым) театром России. Так было до 1917 года: когда Мариус Петипа возводил «Спящую красавицу» Чайковского, на сцену ломились иностранные гастролеры, а в царской ложе сидел царь. То же происходило в 1990-х и 2000-х: впервые в послереволюционной истории России Валерий Гергиев исполнил циклопическую тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга» и «Тристана»; сочинять эксклюзив в Петербург ехали главные западные хореографы; в ложе сидел президент РФ. Однако в последние годы балет Мариинки утратил всякий стратегический фокус и как-то сдулся; идти теперь стоит в основном на звезд прошлого десятилетия Ульяну Лопаткину и Диану Вишневу (которым в спину дышат солистки помоложе — техничная Виктория Терешкина и сексапильная Екатерина Кондаурова). О буме нулевых еще способна напомнить недавняя «Анна Каренина» лучшего русского хореографа Алексея Ратманского. В остальном — качественно, консервативно, иногда дохнет плесенью или рутиной, но иногда театр вдруг встряхнется и выдаст что-нибудь вроде «Весны священной» радикальнейшей немки Саши Вальц. Оперу дают по-прежнему высокого класса. Меццо-сопрано Ольга Бородина и другие звезды гергиевского призыва порой возвращаются сюда со своих международных орбит, изредка можно услышать Анну Нетребко, заглядывают и зарубежные знаменитости. Мариинский оркестр — лучший в городе и один из лучших в мире. Неутомимый Гергиев продолжает осваивать целинные области репертуара, в первую очередь xx век: тут ставят Рихарда Штрауса и Бенджамина Бриттена, а вдобавок — новейшую русскую оперу. Слабое звено — режиссура: театрально хороши единичные постановки. Как и многое в Петербурге, Мариинку лучше посещать в июне: на фестивале «Звезды белых ночей» Гергиев собственноручно дирижирует пять-семь раз в неделю; кроме того, ему удается привезти в город именитых солистов и дирижеров. В мае 2013 года под боком у исторического здания театра открылась долгожданная вторая сцена — теперь гергиевский размах станет воистину эпическим.
телефон+7 (812) 326 41 41
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347
7

Праздничный балет в честь трагического персонажа

В Мариинском празднуют семидесятилетие одного из самых ярких персонажей советского балета — Юрия Соловьева. Семьдесят лет — не срок для танцовщиков, и это мог бы быть обычный день рождения с бодрым старичком в директорской ложе. Если бы в 1977 году Соловьев не покончил с собой. Смерть эта стала самым страшным обвинением не только брежневского застоя, но всего советского художественного безвременья. «Сломанная судьба» оказалась не просто фразой. Никакой праздник этого не поправит. Но все-таки.

Поминают Юрия Соловьева несколько странным образом. «Спящей красавицей» — примером того, что мужчине в феминистском царстве девятнадцатого века делать нечего. В этом балете есть поздняя советская вариация для солиста — чтобы ноги размять. Есть заплатка из туров по кругу — опять-таки советский новодел: чтобы и премьер мог сорвать аплодисменты. Но сам же театр анонсировал первой строкой в афише именно приму — Викторию Терешкину. Дамы приглашают кавалеров как бы. Что исторически справедливо для балета в целом. Но диковато — для того, чтобы отметить юбилей мужчины. И все же исторически совершенно правильно. Юрий Соловьев феноменально исполнял «Спящую красавицу». Но фокус в том, что единственная сильная мужская партия в этом балете коротка и задвинута в самый последний акт, через запятую среди других участников свадебного концерта, который дают французские сказки в честь Спящей красавицы с супругом. Партия называется Голубая птица. Выход, дуэт, соло, кода, вот и все. Юрий Соловьев исполнил ее в Париже так, что наутро газеты вопили о «Космическом Юрии» — но никто из обывателей не путал его с Юрием Гагариным. Соловьев и выглядел похожим образом: обаятельное русское лицо. Посланник мира. Покупайте советское. Социализм с человеческим лицом. Этим лицом можно было рекламировать что угодно. Тем не менее первое место в истории балета досталось его современнику Рудольфу Нурееву.

Сказать, что это несправедливо — не сказать ничего: это чертовски, обжигающе несправедливо. Рудольф Нуреев долго представлял собой сучковатый человеческий механизм со сцепленными от усердия зубами и напором отчаявшегося провинциала — кинопленка обвиняет. А Юрий Соловьев на кинопленке в дуэте с Габриэлой Комлевой проделывает такие антраша, что начинаешь сладострастно мычать — язык парализован от восторга. На юбилейный спектакль Мариинка выписала на Голубую птицу безвестного труженика по имени Алексей Тимофеев. Что тоже несправедливо. Или как раз наоборот: идеально доказывает, что заменить или затмить Соловьева до сих пор некому.

Отзывы пользователей о спектакле «Спящая красавица»

Фото Johannes Rauh
отзывы:
66
оценок:
93
рейтинг:
35
5

Замшелая версия с потасканными мешковатыми костюмами и декорациями, уменьшающими гигантскую сцену Мариинки-2 до размеров сцены какого-нибудь ДК. Тяжелый разнобойный кордебалет. Бухающий и одновременно жиденький оркестр. Бубнящий своим подопечным в стиле "пыщь-пыщь, бымц-бымц, тум-тум" так, что слышно всем вплоть до 5-го ряда, дирижер (Гейне). Даже присутствие на сцене Сомовой, Кондауровой и Аскерова не спасло этот очередной "продукт" Мариинки для туристов и иностранцев из Китая. Порой интересно, куда они дели ту шикарную "Спящую", которую показывали на старой сцене в начале и середине 2000-х.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить