Театральная афиша Москвы

Спектакль Самоубийца

7.3

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Михаил Фихтенгольц
отзывы:
17
оценок:
5
рейтинг:
3

"Самоубийца" - Семен Семенович Подсекальников, простой советский человек, решил свести счеты с жизнью. Ему опротивело жить, потому что он провидит светлое будущее, а настоящее его не прельщает. Но грязная коммуналка, отсутствие работы и жена с немытой головой - слишком глупые поводы для суицида. Подсекальникову нужна веская причина. Совершенно неожиданно на помощь ему приходят незнакомые люди и предлагают тысячу вариантов ответа на вопрос "почему я решил расстаться с жизнью". У любого, кто хоть раз читал крамольную пьесу Николая Эрдмана, создастся впечатление, что главным самоубийцей в ней является не кто иной, как автор. Шутка ли, в 1928 году так посмеяться над советской властью. А ведь полное недвусмысленных намеков и ехидства произведение имеет целомудренное определение - "комедия". Может, окрестив так невинно свою злейшую сатиру, Эрдман и избежал расстрела и умер своей смертью в 1970 году Валерий Белякович понял жанровое определение автора буквально и сделал из "Самоубийцы" самую что ни на есть комедию - крепкую и простодушную, как и все его спектакли. Если в Театре сатиры, где много лет назад с триумфом шел "Самоубийца", публика смеялась нервно и злорадно, то на Юго-Западе в зале царит беззастенчивый животный смех. На сцене много белесого женского тела: сначала Подсекальников (Вячеслав Гришечкин) видит в чем мать родила соседскую любовницу Маргариту Ивановну, затем к нему заявляется увесистая интеллигентка Клеопатра Максимовна. Клеопатра предлагает умереть от любви к ней, что и само по себе смешно, а когда в образе обольстительницы выходит Ирина Подкопаева, веселье в зале достигает апогея. Так вот, под хохот и залихватские цыганские пляски, которыми перемежаются диалоги, пьеса стремительно катится к финалу и вдруг напарывается - по-другому и не скажешь - на последнюю сцену. Здесь Эрдман оставляет шутки и становится серьезен. Затерявшийся было в процессе коллективных гуляний неудавшийся самоубийца снова возникает на сцене со своей трагедией "маленького человека". И невеселыми речами в пух и прах разбивает режиссерскую концепцию.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Самоубийца»

Фото Анастасия Антонова
отзывы:
43
оценок:
43
рейтинг:
9
9

Всех нас коснулся очистительный вихрь революции

С большим наслаждением посмотрела юмористическую пьесу "Самоубийца" в ставшем любимым театре на Юго-Западе. Николай Эрдман написал ее в далеком 1928 году, и удивительно, что этого человека не расстреляли за дерзкий сценарий, а просто отправили в ссылку, позже при жизни наградили Сталинской премией за другое произведение, а эту работу запрещали ставить вплоть до 90-х. Одним словом, вещь циничная с отменным чувством юмора и многозначительным подтекстом.
Дмитрий Гусев гениально сыграл роль главного героя, впечатлительного истеричного никчемного Подсекальникова, который в порыве невыносимости своей жизни обещает покончить с ней. Соседи по коммунальной квартире тут же подхватывают эту идею, и планируемый суицид становится общественным достоянием. "В моей смерти никого не винить" - это неправильная предсмертная записка, стреляться нужно за идею, во имя чего-то, погибнуть за правду, за всех, как герой.
Санников Андрей великолепен в образе представителя молчащей интеллигенции, "то, что может подумать живой, высказать может только мертвый", как тонка его аллегория про сердобольную курицу - интеллигенцию, которая высиживала утиные яйца - пролетариат, а потом ей сказали "плыви" - "я не плаваю", "ну лети" - "не летаю", "ну тогда сиди", "и действительно посадили, шурин сидит уже пятый год". Фразы из пьесы стали своего рода афоризмами: "Интеллигенция - соль нации, вам нечем будет посолить кашу, которую вы заварили".
Ольга Иванова неподражаема в роли Капочки, предлагает стреляться ради нее, прекрасной, обаятельной женщины, "возродите любовь, романтику, заступитесь за душу, тело потом". Затем ее страстные нетрезвые воспоминания о прежней жизни в ироничных словах вызывают улыбку и яркие образы: "меня полюбил иностранец, одевал во все заграничное, но я сказала "нет", потом обожал член партии "я открою весь мир, едем в Алупку", я сказала "нет" и он вышел из партии, потом летчик, он плакал на воздухе пока весь не разбился". Смакуешь каждое слово, какое тонкое глумление... над ценностями, властью, всем, что происходило в те годы с приходом большевиков, "про Пушкина не говорите, я пахабщины не люблю".
А как прекрасен Михаил Белякович в роли Егорушки, курьера, который на все смотрит с марксистской точки зрения: глядя на голую дамочку нестерпимой красоты с этой точки зрения никакой порнографии быть не может. Как он строчит жалобу гражданину редактору газеты: "На солнце бывают пятна. Таким пятном является Александр Калабушкин. Тир закрыт, а Александр сидит в ресторане как наглый самец. Прошу редакцию железной рукой вырвать его половую распущенность". Вся постановка - это первоклассный сарказм и блестящая игра. "Очень страшно приучиваться пить. Наступит социализм, а при нем вина не будет. Как выкручиваться? При социализме и дам не будет, и человека. Будут массы. Массы масс". Егорушка отвечает и на вопрос про заграницу, не тянет ли его в Париж, "тянет, деньги коплю на башню, вот залезу на нее и посмотрю на Париж с марксистской точки зрения, тогда и жить не захочется в этом Париже".
Жаждущие сотворить из Подсекальникова идеологического покойника на этом не заканчиваются. Возникают представители торговли, святого искусства, религии. И все они пытаются убедить стреляться ради них, так как сами не решаются, а подтачивающего червячка зародить нужно, даже устраивают Семену предсмертный шикарный банкет в ресторане, так сказать проводы в лучший мир, отпЕвание или отпИвание, после чего мертвецки пьяного Подсекальникова приносят домой.
Всю постановку сопровождает восхитительный цыганский ансамбль с душевными песнями и живой музыкой. Это усиливает трагикомичность происходящего на сцене.
Бесподобна сцена, когда расхрабрившийся Семен хватает телефон: "я сейчас, дорогие товарищи, прямо в Кремль позвоню и кого-нибудь там изругаю. Всем молчать, когда колосс с колоссом разговаривает. Кремль, позовите самого главного, передайте, что я Маркса прочел, и мне Маркс не понравился". После некоторой паузы: "Повесили". - "Кого?" - "Трубку".
На фоне всего этого грандиозного юмора очень трогательным получился монолог Подсекальникова, когда он рассуждал о секунде по-философски, стена, дуло револьвера стоит между тиком (это еще всё) и таком (это уже ничего). После выстрела из клетки вылетает страдающая душа, а если клетка пустая, души нет, то и загробной жизни нет. Страшно умирать, нельзя умирать, только дайте жить. Дмитрий Гусев удивительно четко и надрывно передал этот страх. Для чего я жил? Для статистики... В итоге он отказывается от идеи самоубийства, потому что жажда жизни сильней, но пьеса заканчивается трагически.
На мой взгляд, это великое глубокомысленное произведение с первоклассным чувством юмора, гениально исполненное любимым театром. Судя по тому, что зрители восклицали "браво" в финале, пьеса понравилась не мне одной.

0
Фото Алёна
отзывы:
54
оценок:
55
рейтинг:
2
9

В прошлый четверг я впервые побывала в Театре на Юго-Западе. Там все оказалось просто, гардероб без гардеробщиков, буфет без алкоголя, сцена без лишних декораций, все внимание к актерам. А на сцене были самые настоящие страсти.
Сразу после революции главный герой – Подсекальников Семен Семенович остался без работы и вынужден год быть на обеспечении у жены. И вот однажды ночью он будет ее чтобы узнать, не осталась ли колбаса с ужина. Уставшая после работы жена возмущается, что ее будят из-за такого незначительного повода, начинается скандал, Семен Семенович грозится покончить жизнь самоубийством. Жена и теща думают, что для этого он закрылся в уборной и зовут соседа выбивать дверь. Сосед оказался предприимчивым типом и сразу рассказал всем знакомым, что есть человек, который так сказать, готов умереть за идею. А вот за какую, пока неизвестно, но, тем не менее, за сею полезную информацию требует вознаграждение. И вот на утро к Семену Семеновичу начинают приходить гости с предложениями написать в предсмертной записке, что он умер за права интеллигенции, торговцев, священником, художников или просто от несчастной любви. Они очень убедительны, поэтому он соглашается. На следующий день назначается банкет, после которого он и должен застрелиться. На банкете идет настоящее веселье с цыганами. Семен Семенович начинает воображать себя очень важным человеком, почти диктатором, и даже звонит в Кремль.
Спектакль полон трагизма, иронии и громких лозунгов. Из него вы даже сможете узнать, что такое Марксистская точка зрения. Но вот чем все закончилось, я вам не скажу, лучше пойдите и посмотрите сами, но торопитесь, в зале всегда аншлаг. Действие настолько захватывающее, что полностью поглощает внимание зрителя на целых три часа. Сидящая рядом молодежь была в восторге, да я и сама периодически смеялась громче всех

0
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
5

Комедия настолько чёрная, что граничит с трагедией – для Беляковича жанр, как я уже убедилась, привычный. Пьеса Эрдмана «Самоубийца» в этом жанре – классика, её сравнивают с «Ревизором» по степени напичканности социально-политическими остротами… вот только Нэповские реалии устарели, а межчеловеческие проблемы остались – их и попытаемся вычленить из контекста. Контекст таков: жалкий человечишка Подсекальников сидит на шее у жены и тёщи, после очередной ссоры на пустом месте из случайно обронённого слова возникает опасение, что он застрелится, а попытки отговорить его от этого им незапланированного действия приводят к прямо противоположным результатам – он действительно решает застрелиться. Но он так и передумал бы, если бы бытовуха не приобрела гротескно-глобальный размах: представители интеллигенции, творчества, предпринимательства, религии и экзальтированного слабого пола решают использовать смерть Подкосельникова в своих целях. Вдохновлённый тем, что умрёт не просто так, а за идею и станет героем, наш потенциальный покойник соглашается подписаться под составленной «врагами народа» предсмертной записке, ему закатывают торжественные проводы, пышные похороны… Но в последний момент он отказывается умирать, чем вызывает всеобщее возмущение. Мораль сей басни, должно быть, такова: личность никому не нужна, нужен послушный скот, годный на заклание во имя светлого будущего – та же тема была в «Ужине с бабуином». И пусть Подсекальникову, несмотря на его метания между «быть или не быть» и финальный бунт против своры людоедов, не сочувствуешь, и пусть сюжет растянут и обрывочен, а авторская позиция нечётка – это недостатки драматургии, но не режиссуры. Сработан спектакль добротно, под бойкие цыганские напевы и пляски, создающие отчаянную атмосферу необратимого крушения и искажения чего-то, «гибельного восторга» над пропастью. Актёрская игра как всегда великолепна в каждом персонаже – огромное удовольствие смотреть на неё, она делает симпатичными даже мучителей Подсекальникова, толкающих ностальгически-патриотические речи с оборотами вроде «заломить седого бобра» (ну не красота ли?), и в первую очередь ради неё я всем советую посмотреть «Самоубийцу». Ну, и ради того, чтобы посмеяться, пощекотать нервы, окунуться в рассвет эпохи «скованных одной цепью» и задуматься о чём-нибудь.

19.12.09
Комментировать рецензию

0
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить