Драматический |
12+ |
Миндаугас Карбаускис |
2 часа, без антракта |
Театр Табакова выпустил спектакль, предназначенный для большой сцены. Малая сцена замыслу режиссера Миндаугаса Карбаускиса и сценографа Сергея Бархина была бы, пожалуй, слишком тесна. Вот картина. Край подмостков залит грязной жижей. По ней из одной кулисы шлепает ребенок в картузе и с портфелем — это отправившийся в долгое плавание Павлуша Чичиков. Минуту спустя в том же картузе и с тем же портфелем по жиже чавкает Чичиков Пал Иваныч — Сергей Безруков. Другого пути, кроме лужи, у Чичикова нет: вплотную к разбитой дороге стоит облупившаяся до дранки стена — столичный департамент, где Чичикову объяснили, что мертвые души могут приносить доход. Постепенно плоская картинка приобретает объем: стены, будь то дом Манилова, Собакевича или Плюшкина, разъезжаются одна за другой, как диафрагма фотообъектива, покуда не разверзнется в самой глубине пустой черный проем. Персонажи, сбыв на руки Чичикову мертвяков и угомонившись, засыпают в своих креслах. Маленький Чичиков, забравшись на колени к чете Маниловых, засыпает тоже. А в проеме, пуская пар ноздрями, жуют солому натуральные, дивно красивые кони. По всему видать — это и есть тройка-Русь.
Круг интерпретаций нарисованной Карбаускисом картины — шире некуда, и режиссер ни на одной не настаивает (возможность разночтений — свойство хороших пьес, спектакли такого свойства — раритет). Что это было? Сон Павлика про то, как он выбрался из грязи в князи? Хождение по кругам нелепого русского ада? Всему тут можно придумать свою трактовку: к примеру, усмотреть в конструкции Карбаускиса, начисто лишенной зловещего дыма и загробных теней, сходство с рациональными построениями абсурдистов. А можно расслабиться и рассматривать вереницу дуэтов, благо и тут есть на что посмотреть. Олег Табаков играет Плюшкина витальным, жадным в первую очередь до самой жизни. Собакевич Бориса Плотникова — генеральской выправки и принципов старик; Ноздрев Дмитрия Куличкова — плут, поднабравшийся удали и манер у заезжих гусар; Коробочка Ольги Блок-Миримской — плотоядная фифа; уездная дама Ольги Барнет — пожилая Рената Литвинова… Сам Безруков — феномен, на каждом шагу опровергающий расхожее представление о том, что таланту должны сопутствовать вкус и чувство меры, — играет то, что переполняет все его существо: живость, неспособность стоять на одном месте долее одной минуты и беспримерное себялюбие. Но работает он куда сдержанней, чем можно было от него ожидать, и все его качества здесь к месту. Он подвижен и точен в каждом движении, как Фред Астер; его Чичиков не плут, не злодей, не порождение чудовищной системы. Он (и тут Безруков еще плотнее приближает Чичикова к нашим временам, чем режиссер, зарифмовавший Гоголя с Беккетом) имморалист и стопроцентно наш человек. Из нынешних.
Первый раз я согласна с названием той оценки, которое предлагает Афиша для двух звездочек - плохо!
Сначала нас обрадовало то, что спектакль идет два часа без антракта - это прекрасно, когда можно не прерываясь смотреть интересную постановку. Но потом мы поняли, для чего в этом спектакле такой подход: чтобы сложнее было уйти. Я думаю, сделай бы режиссер антракт - все бы остались с полупустым залом к концу спектакля.
Мы шли на Безрукова. Табакова мы уже видели. И при всем моем уважении к Таланту Олега Павловича, кто то уже должен ему сказать, что карьеру актера самое время прекратить. А при всем моем уважении к Безрукову, а я его правда уважаю за роли в кино, ну нравится он мне, в этом спектакле он был похож на циркача, а не на заслуженного актера театра и кино. Может быть у него видение такое, может быть у режиссера такое видение Чичикова, но смотреть два часа на кривляния ну очень утомительно. Если вы правда такое любите, в отзывах на этот спектакль много параллелей с программой Аншлаг, с Петросяном и Гальцевым, так вот если вы такое любите - вам точно нужно посмотреть этот спектакль. Если вы все таки любите театр, то вас порадует пожалуй только Блок-Миримская в роли Коробочки. Но знаете, оно того не стоит.
Самое интересное, что было в этой постановке - это грязь на сцене и настоящие кони в глубине сцены.
Каюсь, первый раз за всю свою театральную "карьеру" зрителя я не стала аплодировать, а встала и ушла как только закончился спектакль. И я правда не понимала чему аплодировали зрители? Фамилиям? Надо сказать, что у меня было время в этот раз полюбоваться окружающими меня людьми во время спектакля, я не всегда смотрела только на сцену. Так вот скучающих, уставших, и не понимающих, что же происходит на сцене, зрителей было разве что не 50% процентов.
Я советую идти на этот спектакль только если вы: а) безумный фанат Безрукова, и/или б) безумный фанат юмористических дешевых программ, и/или в) вам ну позарез нужно посмотреть хоть какую то постановку Мертвых душ.
И не ведитесь на отзывы, написанные на заказ для Афиши, МК и прочего. При всем моем уважении и к этим людям, ну слукавили они в этот раз. Отзывы написаны на фамилии, а мы же с вами не за этим идем в театр :)
Безрукову бы обруч, мячик надувной и к тюленям дрессированным на Цветной бульвар. разве что вместо ласт у него калоши. Калоши, кстати, очень удачно подмеченная режиссером деталька, как и тройка коней в конце, которые вроде бы как "во весь опор" должны, но стоят смирно и жрут себе овес. Запоминающиеся образы создали Плотников и Блок-Миримская. Спросить меня, так Филиппенко в свое время создал незабываемые "Мертвые души" в жанре театра одного актера. А эту постановку можно посмотреть для общего развития, а можно и не посмотреть.