Драматический |
Александр Товстоногов |
(2`30``, 1 антракт). 160-250 р. |
Главная составляющая любого спектакля-это атмосфера.К глубокому сожалению зрителей,атмосфера квартиры профессора Преображенского совершенно потеряна.Дух времени должен складываться из мелочей,полунамеков,тонкой игры актеров.Ни первое,ни тем более второе не присутствовало в спектакле.А что уж говорить о третьем?Я не поверила ни одному слову,вылетавшему из уст запинающейся Зины,громогласные крики самого профессора совершенно сбивали с толку и никак не вписывались в понимание "интеллигента".Потерян образ профессора,а значит потеряна и одна из главных задумок пьесы:антитеза Шарикова и Преображенского.
Но людей,влюблённых в театр,даже это не остановит.Надеюсь,вы разглядите то,чего мне не удалось заметить
Повесть Булгакова «Собачье сердце» - на первый взгляд не более чем политическая сатира; этим взглядом и ограничился когда-то уважаемый режиссёр Товстоногов, ставя на сцене Станиславки инсценировку этой повести, выполненную Ставицким. Поставил вроде бы грамотно, качественно, позволив прозвучать всем афоризмам, не затягивая мизансцены, а даже иногда как-то больно быстро их прокручивая – из-за этого второстепенные персонажи просто появляются, проговаривают свои монологи и исчезают, не оставляя на сцене, выражаясь метафорически, никаких видимых следов. Впрочем, и главные герои эмоций у меня не вызвали – особенно Шариков, которому, напротив, полагается быть самой яркой, колоритной фигурой, постепенно трансформирующейся из комичной и жалкой в устрашающе разнузданную полученной властью. Полиграф Полиграфыч в исполнении Владимира Бадова ещё способен вызвать смешки, подвывая от недотраха с колонной в обнимку, но как только принимается щеголять в «кожаной тужурке» и в итоге хватается за наган, смотрится шаблонно, плоско и неубедительно и страха за судьбы Родины не пробуждает. Аплодисментами публика каждый раз встречает только появление на сцене симпатичной собачонки, самой настоящей мелкой дворняжке с чернявой лохматостью, играющей роль Шарика – той самой невинной жертвы эксперимента, едва не закончившегося трагически. Впрочем, те, для кого хороший театр – это только достоверное прочтение классического текста без искажений и соответствующие оному костюмы и декорации без извращений, останутся довольны спектаклем, мне же этого давно уже мало – хочется таких беспроигрышных выразительных средств, как, к примеру, пластика, музыка, хочется создания на сцене булгаковской атмосферы «чертовщины». Хочется, в конце концов, чтобы спектакль нёс в себе хоть немного больше энергетики, чем прочтение оригинального произведения в школьной хрестоматии – так что «Собачье сердце» в театре Станиславского рекомендую лишь заинтересовавшимся, но не всем подряд.
13.08.2009
Комментировать рецензию