Драматический |
16+ |
Александра Толстошева |
2 часа 30 минут, 1 антракт |
В Татьянин день посетили спектакль «Таня-Таня». И это оказалась наиболее известная пьеса Ольги Мухиной, которая сочиняет их только о любви — с примесью абсурда и чеховской стилистики.
Таня и Девушка из оригинальной пьесы в этом спектакле — Таня и Таня.
Бывают люди, которые по поговорке съели друг с другом пуд соли, а здесь шестеро персонажей словно бы съели друг с другом пуд любви. И каждому зрителю, который сочиняет свой отзыв, всё равно придется упомянуть их тотальную любвеобильность, когда не просто он любит ее, она любит другого... Нет, тут бывает, что он любит ее, но и другую тоже вроде бы любит. Так, кстати, бывает и в реальности, но довольно редко. А тут мы видим сплошь трогательных людей, довольно независимых от быта и общества. У них как раз полюбить-то и получается, не без странностей, конечно.
Хозяина дома играет Александр Тараньжин. В реальной жизни ему — 60 и он не выглядит моложе своих лет, а всё туда же…
Содержание, сотканное из недосказанностей, пересказать не получится, спойлеров не будет.
Спектакль — эротические мечтания, точнее томления, которые под конец начинают складываться в ребус.
Фоновая музыка исключительно французская.
Монологи напоминают обрывки внутренней речи.
Сцены нет, и когда сидишь в первом ряду, спектакль начинает казаться, как ныне модно говорить, иммерсивным. Близость героев сначала побуждает им сопереживать. Потом это делать бросаешь, так как происходящее превращается просто в какое-то очаровательное кружение. Да и любовные треугольники тут какие-то неострые.
Зрителей смешит выпивка, спрятанная в самых неожиданных местах — особенно в фортепиано и мусорном бачке.
Отсылки (наукообразно называемые аллюзиями) к Чехову делаются не только тонко, например, через то, что всё действие происходит в загородном доме, словно в усадьбе («в Бибирево всегда хорошо»), но и явно — через наименование мужских персонажей Иванов и дядя Ваня.
По костюмам (пластинкам и отсутствию телевизора) моя спутница пыталась восстановить время действия. Попробуйте сами, если что.
В целом удовольствие получить можно (вот у меня получилось). Но оно не гарантируется. Ведь герои ведут себя глуповато.
Этот спектакль показался мне таким необычным, что в антракте я даже полезла читать отзывы, чего почти никогда не делаю. И на этом спектакле я как-будто прожила несколько зрительских жизни от полного неприятия некоторых моментов до полного, завораживающего восторга в конце.
Во-первых, возникла абсолютная влюбленность в сценографию, решенную в чудесной мрачноватой "сепии", которая как раз многим не нравится.
Все эти мерцания и тени превращают дачную веранду то ли в клетку для птиц, то ли в резную машрабию на окне восточного дворца. В обоих случаях ассоциации с решёткой и ощущение, что герои буквально заперты внутри, абсолютно очевидны.
Фонарь, символично изображающий проходящие мимо поезда. Назойлевый, неудобный, слепящий. Делающий положение зрителея-наблюдателя неуютным и некомфортным. В конце его резко отвернут к стене. Зритель выдохнет. Больше неудобства нет, но и смотреть не на что. Финал! И тут тоже явно: наблюдать за чужой жизнью тоже непросто и никто там, в своей жизни, не обязан быть для наблюдателя комфортным и удобным.
В первом акте - полный шок и неприятие режиссерского выбора актеров на роль Тани-жены, Иванова, Охлобыстина и
полное понимание и принятие в итоге.
Действительно, Таня-жена, очевидно, дама зрелая, мать взрослого сына. И муж о ней с явным восторгом: кожа белая, спит на чёрной бархатный подушке... Царица, не иначе. И вдруг на сцене появляется девчонка в странной шляпе, пальто с чужого плеча, на шпильках и на велосипеде. Выглядит это не просто неубедительно, скорее, даже нелепо. Зачем от одной девчонки, о которой с восторгом, бежать к другой, которая такая же, но чужая, а может быть и пустая? А потом все встаёт на свои места. Не такая же. Моложе! А этот образ Тани-жены из первого акта - то, что осталось у нее внутри. И не от нее бежит Иванов, а к ней - юной, легкой, той самой, которую когда-то полюбил. А может, и к себе самому юному, счастливому, смелому. Бежит от сегодняшнего невзрачного человека-тени, который даже за девушкой приударяет как-то невнятно и так блекло, что она начинает крутить роман к его же собственным сыном, совсем мальчишкой.
Недаром делает свои предложения всем подряд и Охлобыстин. И неслучайно столь очевидная его старость. Нет, никого из этих женщин он не любит. Никого счастливой не сделает. Но одиноким быть страшно. Неуютно стариться одному. Шансов-то сколько ещё осталось? Вот и мечется по всем подряд в попытках использовать последний шанс, чтоб пристроить свое одиночество.
А время, безжалостное и несправедливое, пролетит так же быстро, как бегущие мимо поезда. Недаром во втором акте все героини в одинаковых черных платьях в пол. Время всех уровняет. Время никого не пощадить и молодость упархнет от каждого, независимо от того, любил ты или нет, на шпильках бегал или в тапочках, на бархатной полушке спал, или стареньким пальто укрывался...
В общем, при всей "непростоте", неоднозначности и "немассовости" посмотреть "Таню-Таню" рекомендую даже тем, кто любит эту пьесу Оли Мухиной в постановке Мастерской Петра Фоменк.
Тем боолее, в МТЮЗ его поставил тоже очень интересный режиссер, Саша Толстошева, ученица Ю. Н. Погребничко и номинант на Золотую маску за "День рождения Смирновой".
Когда читала анонс спектакля «Таня-Таня», у меня почему-то в голове сложилась совсем другая картинка, чем то, что в реальности мы увидели на сцене... И в этом был первый шок. Второе удивление — постоянное несовпадение реплик героев и их действий, полное отсутствие логики в их поступках. Например, Иванов говорит о любви к своей жене, в красках расписывает какая она чудесная и как он сильно её любит и в то же время всячески подкатывает к другой девушке... И такое несовпадение повторяется раз за разом... Плюс сами герои периодически говорят, что это бред, все бред... и ты готов с ними согласиться... В итоге не все зрители досидели до финала :)
Кроме того постепенно начинаешь догадываться, что автор явно пытается построить какие-то ассоциации с драматургией Чехова... Герои с теми же именами (Иванов, дядя Ваня), действие происходит в саду, а в финале они все переодеваются в платье времен Чехова... Но для меня это все были лишь смутные ассоциации, это потом я увидела, что люди по этому поводу даже научные статьи пишут и находят в этом глубокие смыслы...
Меня же пробило на ассоциации не с Чеховым, а с нашей нынешней ситуацией... Когда говорим одно, а делаем совсем другое... Мужа заделала реплика, повторяемая много раз, что все будет хорошо... Но хорошо не становится, становится только хуже... А чтобы стало реально лучше, надо не разговоры разговаривать, а что-то хорошее делать...
При этом спектакль в чем-то забавный, порой смешной и очень атмосферный... Если Четвероногую ворону Хармса я с радостью могу посоветовать всем любителям абсурда, то про этот спектакль трудно дать рекомендации... Он не просто абсурдный, он лишен всякой логики... Но если в него погрузиться, то можно найти что-то своё... в мыслях, в эмоциях... Для меня он стал кривым зеркалом нашей жизни, смотреть в которое не очень хочется, но виновато в этом не зеркало.
Я была довольно подготовленным зрителем - видела спектакль по этой пьесу у Фоменок, правда в записи. Была готова, что экшена тут не так много, но все же затянутый спектакль, как по мне.
При том что точно понравился! Не буду писать "must see" или "всем срочно бечь", но есть в нем притягательность. Во-первых явная чеховская атмосфера, когда размеренность жизни с какими-то мелочами милыми, а иной раз и глупыми, скрывает этот стремительный и невозвратный бег времени. И сюжет-то простой - Саша любит Машу, а Паша любит Таню. Потом вдруг Саша любит Таню. Но каждый раз и любят, и ревнуют так искренне, так увлеченно!
У фоменок состав был явно моложе, а тут даже эффектней, что Балалаев и Тараньжин немного постарше. Буйство чувств они выдали просто прекрасно! И как раз подводит к идее, что любовь все возрастам покорна. И это не от даты в паспорте зависит, а кипения в крови. И если приманкой для меня на этом спектакле был Балалаев, которого многократно видела в мюзиклах, а в драматическом спектакле, да еще таком малом пространстве видела в первые, то вот Тараньжин просто открытие! В общем между очарованием и бархатными интонациями Иванова и "раздалбайством" Охлобыстина я б не знала, что выбрать. Вот правда сражают своей искренностью!
Шикарная Зина - Екатерина Александрушкина. Вот уютная и харизматичная! Красивая Алла Онофер. Но наверное больше всего из дам понравилась моя тезка Таня - Екатерина Кирчак. Один ржавый велик (или чемодан без ручки?) к её длинному платью и каблукам чего стоит! А музицирование? Но вообще милая сумасшедшинка, что впрочем присуще было всем героям спектакля.
Вообще много было забавного междустрочья. Безумно хотелось в мусорный бак или пианино заглянуть. А то и квест в поисках заначки пройти. И чуть не забыла еще двоих героев-приколистов спектакля - "золушку", вечно теряющую туфельки Антона Коршунова и сурового пацана "без паспорта" (по возрасту не положено) Искандера Шайхутдинова.
Послевкусие от спектакля прекрасно, даром что в финале маячит тень "Трех сестер", героев зовут Дядя Ваня и Иванов, но длииииинно... Непросто было высидеть.
Ах, да... А этот французский шарм? Из монологов на французском даже что-то понимала, но и музыка какая была! Создавали хорошую атмосферу!