Театральная афишаМосквы

Спектакль Оптимистическая трагедия. Прощальный бал, Санкт-Петербург

6.7
оценить
Расписание и билеты
Театр: Оптимистическая трагедия. Прощальный бал, Санкт-Петербург

Впечатляющий мэшап о последствиях 1917 года с оглядкой на весь ХХ век

В основе «революционного концерта» — советская пьеса-монумент Всеволода Вишневского (1933) про то, как стальная леди Комиссар отстаивает идеологические интересы государства перед отрядом моряков-анархистов. Пьеса многослойная и во многом парадоксалистская, о чем на советской сцене нельзя было и заикнуться и о чем теперь стремятся напомнить авторы спектакля — московский режиссер Виктор Рыжаков и петербургский драматург Ася Волошина. Со сцены звучат фрагменты текстов Блока и Достоевского, Маяковского и Вознесенского, и оказываются уместными песни Децла, Led Zeppelin и Окуджавы. На выходе получился один из самых впечатляющих и красивых спектаклей Александринки, перетряхивающий советский миф, обнажающий самые болезненные вопросы совсем недавней истории страны.

Место проведения

Александринский театр

Александринский театр

8.4
Театр, который восстал из праха
Архитектурный шедевр Карла Росси, названный в честь жены Николая I. До революции считался главной театральной площадкой империи; в историю xx века вошли постановки Мейерхольда и Вивьена. С 2003 года Александринку возглавляет столичный режиссер и менеджер Валерий Фокин, и при нем она фактически обрела статус российской «Комеди Франсез». На большой сцене идут оригинальные интерпретации классики в режиссуре самого Фокина, маститого экспериментатора Андрея Могучего (в том числе пронзительный спектакль «Счастье») и видных иностранцев — грека Теодороса Терзопулоса, поляка Кристиана Люпы и других. На пятом этаже театра работает эффектный музей костюма и бутафории, куда можно попасть перед спектаклем и в антракте. В мае 2013 года в непосредственной близости от Александринки, между улицей Зодчего Росси и набережной Фонтанки, открылась новая сцена — самая продвинутая в плане технического оснащения площадка в городе. Руководит ею Могучий.
касса +7 (812) 312 15 45
адрес
подробнее
режим работы кассы пн-вс 12.00–14.00, 15.00–19.00
официальный сайт

Отзывы пользователей о спектакле «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал»

Фото Sergey
отзывы:
23
оценок:
24
рейтинг:
2
7

Маловато в моей жизни красоты интерьеров, шокирующих ростовых кукол, вольных интерпретаций великих, безумства и золотых масок, - подумал я и решил сходить в Александринский театр.
Побывать довелось на премьерном показе спектакля "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал" по пьесе Вс.Вишневского. Классическую советскую пьесу я не читал, но представление перед спектаклем о сюжете имел. Меня странным образом привлекает тема революции и гражданской войны, хотя после каждого нового спектакля или книги на данную тему кажется, что она исчерпана.
Режиссер Виктор Рыжаков позиционирует постановку как революционный концерт. К счастью, происходящее на сцене не выглядело набором этюдов, как это часто бывает при подобной концепции. Действие смотрелось монолитно, несмотря на разнообразие форм подачи.
Начало спектакля удалось в лучших традициях старой сцены Александринского театра. Голые статуи и бегающие крокодилы Гены сменялись мужчинами в пачках и супергероями из комиксов. И на мой взгляд, это было очень уместно и здорово. Ведь культура современной России это действительно странным образом переплетенные советское наследие и влияние запада. Рядом со мной сидела пожилая дама, я периодически на нее поглядывал, пытаясь понять, что она обо всем этом думает. Лицо дамы было непроницаемым. Правда примерно на середине действа она просто ушла. Признаться, меня периодически и самого посещала такая мысль, но я рад, что все же пересилил себя и досмотрел до конца. Последняя треть спектакля эмоционально сильная, такое чувство, что лучшее режиссер приберег напоследок.
Понравилась работа актрисы, исполняющей роль комиссара. Анна Блинова здорово сочетала образ хрупкой девушки, оказавшейся на войне с образом храброго и беззаветно преданного делу партии комиссара.
Побуду немного меркантильным и отмечу, что за 400 рублей у меня было отличное место в первом ряду третьего яруса, недалеко от царской ложи, на секундочку.

0
Фото Алёна Мороз
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
1
7

"Оптимистическая трагедия. Прощальный бал" - это спектакль-коллаж: старые фото, картинки из комиксов, журнальные вырезки, плакатные лозунги... Образы накладываются один на другой, трагедии горстки революционеров вплетаются в жизнь России, повторяясь в разных сочетаниях. Формат, по-моему, очень тонко и точно передает безвыходность мира, где истребление - суть и цель всего. Одни и те же герои гибнут в 1917, идут из немецкого плена во времена Великой Отечественной, попрошайничая по пути на улицах, пребывают в безвременье после смерти, всё ожидая завтрашнего боя, встречаются с умершими много лет спустя родителями, чудом доживают до старости, обращаются в белых чаек на том самом берегу...

Режиссер превращает пафосную историю про покорение идеалам коммунизма и славную смерть "во имя" в отчаянный манифест против смерти вообще. Потому что "мой пульс важнее сказок о будущем".

В оригинале диспозиция кристально ясна: вот верная партии Комиссарша, вот Анархисты, которых можно перевоспитать, вот Предатели, вот Враг вместе с недостойным уважения Попом. В переосмыслении все смешалось - герои время от времени вызывают противоположные чувства, идеология щетинится противоречиями и, как в мегафон провозглашается со сцены, нет образа Врага, который нужен людям. Потому что люди сами себе враги, "носящие поражение в себе", они не умеют учиться на ошибках и не понимают исторических уроков.

Условный революционер ищет правду, при этом убивая людей, и находит только смерть - ради будущего. А будущее, которое он оставляет своей матери (потому что детей у него нет) - это многолетний страх молотка, которым на всякий случай бьют умерших перед тем, как вывезти их из лагеря.

Я бы назвала этот спектакль пессимистической комедией, потому что в нем жуткие вещи предстают в игровой, шутейной форме. Самосуд и расстрел калек, вернувшихся из плена, предательское убийство финна, последнее свидание влюбленных перед завтрашней смертью, показанные клоунами или в кукольном театре, выглядят особенно жутко и абсурдно. Замечательная метафора нашего времени, когда старая кровь выцвела, страдания кажутся ненастоящими, и история медлит перед новым витком.

Очень интересная сценография: основное действие происходит на узком клине корабельной палубы, на котором герои остались без выхода и без права выбора. Проекции на придвинутом заднике: то тёмная вода, то кинохроника, то ластик, стирающий прошлое. Белая краска на лицах - черно-белое фото, грим паяцев, бледность мертвецов.

Несмотря на то, что многие вещи показались мне спорными (вступление, например, или некоторые песенные номера), спектакль очень сильный и пронзительный. Он заставляет не то, чтобы задуматься, скорее думать. Мозг - наша партия.

0
Фото Оксана Васько
отзывы:
292
оценок:
469
рейтинг:
97
9

На сцене Александринского театра в рамках ХI международного фестиваля "Александринский" состоялся очень красивый и вместе с тем невероятно трагичный революционный концерт "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал" по мотивам пьесы Всеволода Вишневского в драматургии Аси Волошиной.

Старая история (1933) звучит сегодня по-новому, но мотив при всем при этом до боли знакомый: "отдать свою молодецкую жизнь на благо партии".
Начало у "трагедии" более чем оптимистичное. Огромная вывеска, вопрошающая "что такое хорошо" с мгновенное сменяющимися на сцене персонажами: крокодилы Гены, супергерои американских комиксов (Человек-паук, Бэтмен), менты, а также переодетые в советских школьниц и нежных балерин мужики. На этом все веселое в спектакле заканчивается.
Далее...только печальные воспоминания очевидцев истории.

На военный корабль присылают от ЦК партии комиссара - женщину с заданием переформировать морской отряд в матросский полк. Матросы-анархисты не готовы мириться с верной гибелью ради мнимых устоев партийной бабы и принимают попытку группового изнасилования, чем провоцируют убийство комиссаром одного из матросов. События , следующие за этим, только продолжают цепочку трагического "знакомства".

Помимо простоты и гениальности постановки, не могу не отметить блестящую игру Анны Блиновой (комиссар) и Дмитрия Лысенкова (Сиплый). Вот им веришь от самого начала и до последнего вздоха.

0

Галерея

Главная фотография: alexandrinsky.ru