Три сестры живут под властью тоталитарной матери и очень хотят интима. На этом выстроен сюжет пьесы Федерико Гарсиа Лорки, которую в «Электротеатре» помещают в ритуализированный контекст. Все красиво, но спектакль должен идти ровно в два раза меньше.
Драматический |
18+ |
Алиса Селецкая |
2 часа 50 минут, 2 антракта |
В первый раз смотрела постановку этой пьесы Лорки в ГИТИСе, когда ее ставил курс Каменьковича-Крымова. В том прочтении всех героинь играли мужчины, что вроде бы должно было придать рельефности сценическому проживанию ситуации пьесы. Однако истерию женского вожделения мужчинам не передать.
Второй раз я посмотрела "Дом Бернарды Альбы" уже в Электротеатре. Это был мой "первый раз". Поставила спектакль ученица Бориса Юхананова (художественного руководителя этого театра) - Алиса Селецкая. Спустя немаленькое число просмотренных мной спектаклей в Электротеатре, это по сей день одна из лучших постановок для меня.
В постановке есть хор, отсылающий к древнегреческой театральной традиции. Собственно, функция хора в древнегреческом хоре - это высказывание. Высказывание того, что не может быть проделано героями. И это раздвоение на мир внутренний и внешний очень работает в "женском" спектакле.
Сам же спектакль - о женщинах, хотя и о мужчинах тоже. О женщинах без мужчин, но полностью управляемые этим отсутствием.
Для меня-зрителя изначально провисал сам конфликтообразующий момент - почему запрет Альбы общаться дочерям с мужчинами становится настолько тотальным, что это уже не вписывается в контекст траура? Тогда можно задать себе следущий вопрос: когда женщина против общения других женщин с мужчинами? И я увидела не просто родительскую строгость, а ревность, утрату и желание забить эту чувственность, запинать ногами. В то же время дочери не являются здесь сентиментальными персонажами. Они агрессивны и также тотальны, как и их мать. Складывается временная перспектива, образующая единство этих состояний - молодости и зрелости.
Тем временем на сцене очень жарко. Мне сперва действительно казалось, что это дичь и переигрывание - так кричать со сцены. Но теперь я понимаю, что это скорее проблема собственного опыта и наблюдений. И чем дальше я смотрела, тем больше я чувствовала это безумие женской телесности. Красный цвет декораций действительно кипел. И это при том, что сама постановка, вернее перемещение героев, их пластика очень статична, скульптурна.
Короче, это очень талантливая работа молодого режиссера, где есть куча прекрасных находок и ассоциаций. Пьесе Лорки, которая наверняка на бумаге выглядит крайне средне, очень повезло.
Спектакль - по пьесе Ф.Г.Лорки, психологическая драма, о событиях в доме Бернарды Альбы - деспотичной жестокой хозяйки дома, эгоистичной до предела, у которой 5 дочерей, но деньги на приданое есть только у одной - самой старшей, которой 39. Младшей 20. И все они дико хотят замуж - дико, в животной страсти и тоске по любому мужчине, который появляется на горизонте. Но мать еще и траур на 8 лет объявляет (по только что умершему мужу и отцу 4х из 5ти дочерей) - чтобы ни один мужчина к дому не приближался.
Вы можете себе представить чисто женский коллектив? А чисто женский коллектив из одиноких женщин? В большинстве случаев это серпентарий. А семью, где тиранша-мать - фанатичный деспот, 5 "голодных" дочерей без надежды выйти замуж, служанки (тоже женщины) и сумасшедшая мать хозяйки дома? Это сублимация сумасшествия, безумие в самой высокой степени. Задавленные матерью, несчастные девушки превращаются в гадюшник, доносят друг на друга, шпионят, злословят. И кипение в закрытом сосуде доходит до взрыва - смерти одной из сестер.
Что понравилось: тонкие оттенки эмоций и некоторые события по ходу пьесы были переданы разными стихами Лорки, не входившими первоначально в пьесу. Так вот, о беременности было рассказано "Песней нерожденного ребенка". А о тоске увядающих старых дев - "Песня сухого апельсинового дерева". Это красиво. Это, пожалуй, вообще самое красивое в спектакле - стихи Лорки. Минимализм и лаконичность декораций тоже понравились.
Не понравилось: сильная драматическая история рассказана очень поверхностно, нет ни накала страстей (а это всё же Испания!!), ни силы характеров; история вызывает не те чувства, которые должна бы вызывать. В пьесе Лорки у каждой героини - свой характер, свой способ бунта, свой вид скрытого протеста, но в спектакле они все сливаются в одно черное пятно. Ну, может быть, Мартирио только выделяется (Вера Кузнецова) - ее скрытая сила всё же иногда проявлялась.
Сопереживать героиням не хочется, как не сопереживаешь жалобам чужих людей в соцсетях - в погоне за оригинальностью подачи серьёзный и сложный смысл пьесы растворился. Актрисы играют, а не живут. И если в пьесе Лорки - это сильные женские характеры в подавляющих и разрушающих обстоятельствах, то в спектакле - не видно ни характеров, ни силы, ни бунта. И только Понсия (Людмила Розанова) - была почти такой, как хотелось бы. Не понравилась и роль Марии-Хосефы (сумасшедшей матери)- почему она моложе своей старшей внучки?? - и какую функцию она выполняет в спектакле, кроме сумасшествия? По пьесе Лорки - это голос разума, а здесь что-то невнятное.
Периодическая зомби-образность выглядела чужеродно, а "спанч боб сквепенс" - вообще потряс неуместностью.
Не понравилось.
Талантливооооооо!!!!!! Готова аплодировать стоя пже , когда меня последнюю будут выводить из зала))))) Смотреть ВСЕМ!!!! Спектакль генеальный!!!! Браво! Браво! Бравоооооооо!!!!!
21 мая в Электротеатрн Станиславский посмотрела спектакль "Дом Бернарды Альба", по пьесе великого Федерико Гарсиа Лорки, написанной в 1936 году.
Пьеса шла, правда, не в основном здании Электротеатра, а на его Малой сцене.
Интересно, что знакомство со спектаклем началось задолго до начала действия на сцене. На стенах вестибюля демонстрировались слайды с черно-белыми фотографиями сцен спектакля.
И лишь потом зрителей пригласили в зал.
В одной деревне на юге Испании жила-была женщина, только что ставшая вдовой. Муж не оставил ей наследства. Зато оставил пятерых дочерей. Без приданного, без надежды найти мужа. Что происходит с молодыми (и уже не очень) девушками, запертыми властной матерью в доме, и рассказывает спектакль "Дом Бернарды Альба", поставленный молодым режиссером Алисой Селецкой.
Не буду рассказывать сюжет пьесы (последней пьесы Лорки, написанной незадолго до смерти). Расскажу только о том, какой эту пьесу представила режиссер.
Сцена в черно-красных тонах, минимум декораций.
Авангардная музыка, написанная Дарьей Звездиной и Даниилом Пинчен. Примечательно, что композиторы сами исполняют свою музыку. Хор, постоянно находящийся на сцене, тянущий заунывные мелодии.
Одним из действующих лиц выступает швейная машинка. Ее монотонный, ненавязчивый, но присутствующий стук, сопровождает действие.
В спектакле заняты только женщины. Даже роль мальчика (к сожалению, я так и не поняла смысл его включения в спектакль) исполняет девушка.
Помимо самого текста пьесы в спектакль включены и другие произведения Федерико Гарсиа Лорки. Его стихи, отрывки из других произведений. Все это гармонично и к месту.
Актрисы играют надрывно, больно. Так как и надо играть одиночество. А оно в спектакле повсюду, несмотря на то, что дом перенаселен людьми. Иногда надрыв переходит в крик, вой, писк. Абсурдность происходящего буквально придавливает.
Спектакль произвел тяжелое впечатление. Обозрение вывернутых наружу искалеченных душ не может доставить удовольствие. Черные одежды актрис в первом акте, белые - во втором лишь подчеркивают невозможность всего происходящего на сцене.
Определенно, спектакль Алисы Селецкой "Дом Бернарды Альба" не есть спектакль для развлечения. Как впрочем, и сама оригинальная пьеса. Вряд ли я захочу ее пересмотреть.
Но увидеть все-таки это стоит. Хотя бы для того, чтобы познакомиться с творчеством Великого Лорки (или освежить свои знания). А также чтобы увидеть результат работы оригинального, определенно талантливого режиссера, сумевшего из отдельно взятой пьесы сотворить нечто невообразимо-потрясающее (в прямом смысле), соединившее в себе текст, музыку, хореографию.
Я, конечно, не любитель авангардных спектаклей. Все-таки моему сердцу ближе классика. Но спектакль "Дом Бернарды Альба" не оставил равнодушной и меня.
Благодаря сообществу культурных блогеров Москультура я попала наконец в "Электротеатр Станиславский". После того, как в 2013-ом театр перешел в руки Бориса Юхананова, - это кипящий котел экспериментов! Там ставятся спектакли-сериалы, проходят бесплатные встречи с заграничными авторами, выпускаются газета и книги, афиши и открытки у театра тоже феерические, здесь обучают молодых режиссеров.
На малой сцене участница МИР-4 (Мастерская Индивидуальной Режиссуры) Алиса Селецкая представила результат своего обучения - спектакль "Дом Бернарды Альбы" по пьесе Федерика Гарсиа Лорки. Про этого поэта страстной и грустной любви я узнала из фильма "Мелкие останки", где другой знаменитый испанец Сальвадор Дали мучил Лорку нарциссической любовью в стиле "Дам, но не вам".
Мужчины, которые всерьез думают о судьбах женщин, в литературе до сих пор на вес золота! И в этом плане Лорка был настоящим самородком - возможно, потому, что в связи со своей гомосексуальностью и сам хлебнул мужского эгоизма. Думаю, что и трагическая его смерть могла быть связана с неудачными поисками понимающего и постоянного партнера - поэт как будто искал опасности, в итоге был расстрелян на рассвете гражданской войны в Испании. Умер он, прожив столько лет, сколько сейчас мне, - 38. До смерти обидно дожить до 38 и не испытать взаимную счастливую любовь!
"Дом Бернарды Альбы" - уже знакомая мне пьеса, спектакль по ней я смотрела в Театре Стаса Намина. Тогда мне запомнилась только актерская игра, особенно поразила Дарья Бурлюкало в роли мятежной Аделы, сцена под ней буквально горела, и зрители плавились при взгляде на нее. А вот блеклые декорации и музыка мне не запомнились совершенно - у Селецкой, наоборот, актеры как будто помещены в яркую картину или даже на плакат. Черный, красный, синий, желтый цвета не дают покоя глазам. А хор из нескольких постоянно воющих девушек так напрягает уши, что, хочешь - не хочешь, а проникнешься страданиями запертых в четырех стенах героинь. В общем, готовьтесь попасть в агрессивную атмосферу, если тоже решите посмотреть )
Фабула спектакля - после смерти супруга 60-летняя хозяйка дома Бернарда Альба объявляет восьмилетний траур, лишая взрослых дочерей всех радостей, мужского общества, возможности выйти замуж и покинуть родительский дом. Покойник тоже хорош - все деньги оставил старшей дочери - старой деве 39 лет, обрекая остальных девушек на бедность и безбрачие. Достойные на таких не позарятся, а отдавать дочерей за батраков гордая Бернарда не желает. К единственной богатой незамедлительно сватается местный красавчик Пепе, но ночи 25-летний кобель проводит с Аделой. Отдельный респект авторам постановки за платье неудержимой младшенькой - на полупрозрачной зеленой ткани в области сосков два красных кружка, а в области гениталий черный треугольник )
Адела пылает страстью, преступает законы Бернарды и законы общества, но ради кого? Нет, ничего хорошего не услышать о мужчинах в этой пьесе Лорки. Совокупляются, жрут, сплетничают, предают, убегают - мужчины настолько незначительны, что даже не появляются на сцене, мы слышим только разговоры о них. Можно считать, что Бернарда - тиранша, которая присвоила себе дочерей, сделала из них своих рабынь. А можно думать и иначе, что она предтеча феминисток. Еще не феминистка, но уже не готова отдать дочерей на растерзание мужскому миру, где они будут рабынями уже не Бернарды, а чужих мужчин.
Режиссер Алиса Селецкая в театре родителей делала кукольные номера, перфомансы, работала с артистами цирка. И у ее "Дома Бернарды Альбы" есть отчетливый привкус балагана. Завывающий хор, откровенное платье-мишень Аделы, вампирский гроб вместо отдельной комнаты у сумасшедшей бабки, на служанках я заметила самурайские штаны. В какой-то момент на сцене все-таки появляются мужчины - технический персонал, который что-то переставляет только для того, чтобы помучить своим видом одиноких женщин. И этот юмор дает надежду, что как-то все обернется хорошо ) Например, Бернарда упадет в колодец, ее дочери получат свободу и сами выберут, любить мужчин или карьеру, страдать от мук любовных или от мук творчества.
Большой лично для меня минус спектакля - не понятна судьба Аделы. Не очевидно, что за свой смелый выбор девушка расплатилась жизнью. Подруга, которая ходила со мной и не знала произведение Лорки, таким образом осталась без финала. Это превратило качественно продуманную историю в оборванную. Как будто режиссер играла в мрачную игру, а потом вдруг испугалась трагичного конца. Но только мысль о том, что он умрет, заставляет человека жить, как хочется, а не как "нужно".