Монументальная трагедия с ведущими актерами Вахтанговского театра

Жил-был царь, нагадали ему мрак: «Твой сын тебя убьет и женится на собственной матери». И от греха царь велел подальше выбросить младенца. Но пропавший без вести не только выжил и вырос, но и случайно исполнил предписанное. Трагедия Софокла — про тщетные попытки бегства от судьбы — оказала влияние без преувеличения на все, что было написано позднее. От поэзии Пушкина до текстов группы The Doors. До премьеры на сцене Вахтанговского театра спектакль сыграли в древнейшем амфитеатре Эпидавра; консультантом в процессе постановки выступил один из ведущих российских исследователей античности Дмитрий Трубочкин. Словом, Римас Туминас поставил вещь основательную: с хором, в монументальных (и очень красивых) декорациях и с первыми артистами труппы — Виктором Добронравовым, Людмилой Максаковой и Евгением Князевым — в главных ролях.

Место проведения

Театр им. Вахтангова

Театр им. Вахтангова

8.3
Театр как сновидение
В середине XX века вахтанговцев считали самыми остроумными и элегантными актерами Москвы. Из поколения, пришедшего после войны, в Вахтанговском до сих пор играют Владимир Этуш и Василий Лановой. С тех пор как у бывшей Третьей студии МХТ в 20-е годы появилось собственное училище, пополнение труппы происходит из его выпускников. Из «Щуки» вышли и молодые премьеры Вахтанговского театра — комическая актриса Мария Аронова, лиричная Анна Дубровская и трагикомический Максим Суханов. С 2007 года театром руководит Римас Туминас, каждая новая премьера которого лирична как «Снежное шоу» и красива как «Лебединое озеро» (только со словами и Сергеем Маковецким).
касса +7 (499) 241 16 79
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–20.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Царь Эдип»

Фото Are
Фото Are
отзывы: 25
оценки: 26
рейтинг: 55
5

Честно скажу, мне не понравилось.
Кто бывал на спектаклях Туминаса, тот знает его любимые приемы: черная коробка сцены, минимализм в декорациях, любовь к символике, в том числе к звуковым и световым символам, проходы вдоль сцены героев-символов и т.д.
Здоровая железная труба катается по сцене, она с грохотом настигает смертных. Это рок. Исмена и Антигона, дочери Эдипа, весело бегают по сцене, у одной глаза завязаны (судьба).
Затем появляется Эдип (Добронравов) весь в белом.
Он не знает своей страшной судьбы, но все время хочет выпытать истину: чей он сын и кто убил Лая. Сначала он с дикими воплями кидается на Тиресия (Князев), потом обругивает Креонта и опять-таки вопя и ругаясь обвиняет того в предательстве (без всяких на то оснований). В общем, ведет себя как слепой безумец. При этом дерется и машет руками. Входит Иокаста (Максакова) и отстраненно, принимая красивые позы, величественно произносит свои фразы: эй, муж мой, успокойся и не выясняй ничего. И с Креонтом не ругайся.
Эдип, как одержимый, начинает выяснять, расспрашивая пастухов о том, чей же он сын.
Иокаста давно все поняла и в скорби уходит.
Но бедный Эдип все никак не выяснит истины. Наконец, выяснил.
Вопит, лезет на железную трубу и она его уносит.
Потом выходит некто и говорит, что бедный Эдип выколол глаза, а Иокаста умертвила себя (это они делают, как принято в греческой трагедии, за сценой).

Да, а периодически хор поет по-гречески. Поют почему-то с каким-то грузинским акцентом грузинским же многоголосием (ну, так это на слух воспринимается). Вообще-то древнегреческий -- очень напевный язык, с большим количеством дифтонгов, без всяких шипящих. Но тут у нас в произношении хора все лает, шипит и свистит. Мне сказали, что для спектакля выписан настоящий хор из Греции. Может, он и настоящий, но поют они плохо...
Не знаю, почему. Но я слышала в записях спектаклей из греческих театров хоры (постановки на сцене античных театров) -- там поют хорошо, красиво, мелодично.
А тут -- Бог знает что.

В конце железная бандура, символизирующая судьбу, накатывается на слепого Эдипа, потом на Антигону с сестрой, и они исчезают. В общем, всем труба...
Периодически по сцене бегают два воина в древнегреческом одеянии и потрясают копьями (видимо, это предвестье войны Этеокла и Полиника).

За что я люблю настоящий греческий театр -- за красивые позы, голоса, напевность языка. За трагедийность действа. Ну, и за музыку Теодоракиса))

Здесь я ничего этого не нашла. Было очень скучно.
Софокл в трагедии мной обнаружен не был.

4
0
...
20 января 2017
Фото G G
Фото G G
отзывы: 193
оценки: 193
рейтинг: 580
7

Вторая постановка Туминаса (первая - «Горе от ума» в Современнике) и вторая постановка на сцене Вахтангова (первая - Бутусовски «Бег»), которая мне понравилась и которую стоит смотреть. Особенно с первого ряда партера (в финале труба так близко подкатывается к краю сцены (партеру), что даже я подумала прижаться к краю сцены со стороны партера в случае если труба со сцены скатится, возможно выжить. А соседи по первому ряду выставили ноги в надежде остановить скатывающуюся трубу). Виктор Добронравов не так харизматичен как требует роль Эдипа (в «Беге» год назад он был более харизматичен, Евгений Князев более харизматичен в роли провидца). Максакову не люблю, ее обезображенное пластикой лицо, в «Эдипе» она хорошо декламирует и это лучшее ее амплуа на сцене Вахтангова из постановок которые я пока видела («Дядя Ваня», «Евгений Онегин»). Хор понравился. Я слушала ритм, звук без перевода, т.к. не возможно задирать голову читая субтитры под потолком сцены. Понравился «слепой» декламировавший историю «горя» Иокасты и Эдипа (как они вели себя в своих покоях узнав правду). Вообще, в постановке второстепенные персонажи играют сильнее первых. На постановку стоит сходить, билеты в середину первого ряда покупайте. 1ч 35 минут без антракта

3
0
...
11 апреля 2018
Фото Екатерина
Фото Екатерина
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
3

Были на спектакле 14.04 Сплошное разочарование! Как только актер Добронравов в начале спектакля вышел на авансцену и начал пафосно кричать в зал, захотелось встать и уйти. Отсутствие напряжения и драматизма на сцене компенсируется страшным громом литавр звукового сопровождения. Жуть, но не в смысле, который по всей видимости пытались выразить создатели спектакля. Понятно, что есть определенная доля символизма в жанре, но читать его настолько прямолинейно и предсказуемо... Греческий хор очень милый и смешной и напоминает толпу испуганных персонажей Шолом-Алейхема. Было два-три живых момента, но в целом никому не порекомендую. Три с минусом, только из уважения к создателям сего представления.

2
0
...
15 апреля 2017
Фото Влад  Васюхин
Фото Влад  Васюхин
отзывы: 99
оценки: 150
рейтинг: 158
9

Финал "Царя Эдипа" в постановке Римаса Туминаса впечатляет! Эта огромная труба, каток судьбы, равнодушная железная волна, которая накатывает на героев трагедии и на нас, зрителей...
Даже не представляю, как воспринимался спектакль на премьере, которую летом вахтанговцы сыграли в Греции, под черным и звездным небом, в античном театре Эпидавра, если в Москве, под крышей - до мурашек...
Очень сильно!
Я не большой фанат Людмилы Максаковой - не столько актрисы, сколько человека (кто видел ее в программе Юлии Меньшовой, тот поймет о чем я), но наблюдать за ней на сцене почти всегда интересно. 76-летняя прима неотразима в роли Иокасты, матери и жены Эдипа.
А Виктор Добронравов, сыгравший Эдипа, доказал, что он - большой артист.

2
0
...
13 ноября 2016
Фото Сергей Поплавский
Фото Сергей Поплавский
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
3

Это просто ужас. Эти актёры просто читают текст. В лучшем случае. В худшем - они кажутся себе настолько бесподобными, что становится неловко. Сюжет висит всю дорогу: всё ровно и никакой интриги.
Декорация хороша. Но это всё.

1
0
...
20 февраля 2018