Театральная афиша Москвы

Спектакль Царь Эдип, Москва

7.8
оценить
Расписание и билеты
Театр: Царь Эдип, Москва

Монументальная трагедия с ведущими актерами Вахтанговского театра

Жил-был царь, нагадали ему мрак: «Твой сын тебя убьет и женится на собственной матери». И от греха царь велел подальше выбросить младенца. Но пропавший без вести не только выжил и вырос, но и случайно исполнил предписанное. Трагедия Софокла — про тщетные попытки бегства от судьбы — оказала влияние без преувеличения на все, что было написано позднее. От поэзии Пушкина до текстов группы The Doors. До премьеры на сцене Вахтанговского театра спектакль сыграли в древнейшем амфитеатре Эпидавра; консультантом в процессе постановки выступил один из ведущих российских исследователей античности Дмитрий Трубочкин. Словом, Римас Туминас поставил вещь основательную: с хором, в монументальных (и очень красивых) декорациях и с первыми артистами труппы — Виктором Добронравовым, Людмилой Максаковой и Евгением Князевым — в главных ролях.

Место проведения

Театр им. Вахтангова

Театр им. Вахтангова

8.2
Театр как сновидение
В середине XX века вахтанговцев считали самыми остроумными и элегантными актерами Москвы. Из поколения, пришедшего после войны, в Вахтанговском до сих пор играют Владимир Этуш и Василий Лановой. С тех пор как у бывшей Третьей студии МХТ в 20-е годы появилось собственное училище, пополнение труппы происходит из его выпускников. Из «Щуки» вышли и молодые премьеры Вахтанговского театра — комическая актриса Мария Аронова, лиричная Анна Дубровская и трагикомический Максим Суханов. С 2007 года театром руководит Римас Туминас, каждая новая премьера которого лирична как «Снежное шоу» и красива как «Лебединое озеро» (только со словами и Сергеем Маковецким).
касса +7 (499) 241 16 79
адрес
подробнее
официальный сайт

Отзывы пользователей о спектакле «Царь Эдип»

Фото Влад  Васюхин
отзывы:
99
оценок:
150
рейтинг:
200
9

Финал "Царя Эдипа" в постановке Римаса Туминаса впечатляет! Эта огромная труба, каток судьбы, равнодушная железная волна, которая накатывает на героев трагедии и на нас, зрителей...
Даже не представляю, как воспринимался спектакль на премьере, которую летом вахтанговцы сыграли в Греции, под черным и звездным небом, в античном театре Эпидавра, если в Москве, под крышей - до мурашек...
Очень сильно!
Я не большой фанат Людмилы Максаковой - не столько актрисы, сколько человека (кто видел ее в программе Юлии Меньшовой, тот поймет о чем я), но наблюдать за ней на сцене почти всегда интересно. 76-летняя прима неотразима в роли Иокасты, матери и жены Эдипа.
А Виктор Добронравов, сыгравший Эдипа, доказал, что он - большой артист.

3
Фото Are
отзывы:
25
оценок:
26
рейтинг:
46
5

Честно скажу, мне не понравилось.
Кто бывал на спектаклях Туминаса, тот знает его любимые приемы: черная коробка сцены, минимализм в декорациях, любовь к символике, в том числе к звуковым и световым символам, проходы вдоль сцены героев-символов и т.д.
Здоровая железная труба катается по сцене, она с грохотом настигает смертных. Это рок. Исмена и Антигона, дочери Эдипа, весело бегают по сцене, у одной глаза завязаны (судьба).
Затем появляется Эдип (Добронравов) весь в белом.
Он не знает своей страшной судьбы, но все время хочет выпытать истину: чей он сын и кто убил Лая. Сначала он с дикими воплями кидается на Тиресия (Князев), потом обругивает Креонта и опять-таки вопя и ругаясь обвиняет того в предательстве (без всяких на то оснований). В общем, ведет себя как слепой безумец. При этом дерется и машет руками. Входит Иокаста (Максакова) и отстраненно, принимая красивые позы, величественно произносит свои фразы: эй, муж мой, успокойся и не выясняй ничего. И с Креонтом не ругайся.
Эдип, как одержимый, начинает выяснять, расспрашивая пастухов о том, чей же он сын.
Иокаста давно все поняла и в скорби уходит.
Но бедный Эдип все никак не выяснит истины. Наконец, выяснил.
Вопит, лезет на железную трубу и она его уносит.
Потом выходит некто и говорит, что бедный Эдип выколол глаза, а Иокаста умертвила себя (это они делают, как принято в греческой трагедии, за сценой).

Да, а периодически хор поет по-гречески. Поют почему-то с каким-то грузинским акцентом грузинским же многоголосием (ну, так это на слух воспринимается). Вообще-то древнегреческий -- очень напевный язык, с большим количеством дифтонгов, без всяких шипящих. Но тут у нас в произношении хора все лает, шипит и свистит. Мне сказали, что для спектакля выписан настоящий хор из Греции. Может, он и настоящий, но поют они плохо...
Не знаю, почему. Но я слышала в записях спектаклей из греческих театров хоры (постановки на сцене античных театров) -- там поют хорошо, красиво, мелодично.
А тут -- Бог знает что.

В конце железная бандура, символизирующая судьбу, накатывается на слепого Эдипа, потом на Антигону с сестрой, и они исчезают. В общем, всем труба...
Периодически по сцене бегают два воина в древнегреческом одеянии и потрясают копьями (видимо, это предвестье войны Этеокла и Полиника).

За что я люблю настоящий греческий театр -- за красивые позы, голоса, напевность языка. За трагедийность действа. Ну, и за музыку Теодоракиса))

Здесь я ничего этого не нашла. Было очень скучно.
Софокл в трагедии мной обнаружен не был.

2
Фото Екатерина
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
3

Были на спектакле 14.04 Сплошное разочарование! Как только актер Добронравов в начале спектакля вышел на авансцену и начал пафосно кричать в зал, захотелось встать и уйти. Отсутствие напряжения и драматизма на сцене компенсируется страшным громом литавр звукового сопровождения. Жуть, но не в смысле, который по всей видимости пытались выразить создатели спектакля. Понятно, что есть определенная доля символизма в жанре, но читать его настолько прямолинейно и предсказуемо... Греческий хор очень милый и смешной и напоминает толпу испуганных персонажей Шолом-Алейхема. Было два-три живых момента, но в целом никому не порекомендую. Три с минусом, только из уважения к создателям сего представления.

1
Фото Kate K
отзывы:
16
оценок:
24
рейтинг:
11
7

Спустя 2 месяца я все-таки решила написать свое мнение.
В первую очередь, спектакль вышел очень во время - к 95-летию театра и, заодно, в год Греции в России. Можете ругать меня сразу, но именно этот последний факт для меня стал решающим в ответе на вопрос, зачем нам нужен греческий театр на российской сцене.
Честно признаться, в другой театр на подобный спектакль я бы не пошла. Но Римас Туминас – режиссер, который умеет распоряжаться временем и пространством, интересно работает с текстом и вообще личность харизматическая. И увидеть в новой роли потрясающего Виктора Добронравова было совершенно необходимо!
Не отпускала меня мысль на просмотре и не отпускает сейчас - дедушка Фрейд и "Эдипов комплекс" настолько прочно закрепились в нашем сознании, что никакой другой греческий сюжет на сцене Вахтанговского просто не смотрелся бы. А тут такие страсти (должны быть), что зритель априори уже хочет увидеть эту психологическую драму.
Для меня должны были собраться все части паззла: катящийся на зал рок-судьба (огромная металлическая труба), огромные крылья Крылатой девы, мечущийся по сцене воин, несколько женоподобный Креонт и провидец Тиресий. Но паззл рассыпался на каждом шагу. Я "спотыкалась" на манеру игры Эльдара Трамова (Креонта), мне была не понятна "любовь" между Иокастой (Людмила Максакова) и Эдипом (Виктор Добронравов)...
Что было действительно приятно и удивительно в этом спектакле – это греческий мужской хор (потрясающее многоголосье)! Они добавляют колорит всей постановке. На сцене греческого амфитеатра летом во время премьеры в Греции они звучали, наверное, еще интересней.
Вроде бы в спектакле есть все – и сюжет, и игра, и красивое сценическое пространство. Но не было вскрика «Ах!» А он должен был быть! Потому что сюжет, хоть и не современный, но драматический и требующий сопереживания. Наверное, "Ах!" было у первого ряда партера, на который в финале катился Рок Судьбы в виде огромной трубы.

Для меня этот спектакль из разряда "Хорошо. Спасибо. Посмотрели, идем дальше". Пересматривать и безоговорочно рекомендовать его желания не возникло.

1
Фото Анна Гришина
отзывы:
45
оценок:
45
рейтинг:
14
9

Вразумительный отзыв от человека, который:
🔸 обожает театр Вахтангова;
🔸 любит работы Римаса Туминаса;
🔸 видит игру Виктора Добронравова и замирает.
Шутки шутками, а в мыслях сумбур и неразбериха после увиденного. Это не спектакль Бутусова, после которых происходит эмоциональный взрыв, это не Диденко, от которого царит хаос две недели, это Туминас, который ставит спектакли, понятные каждому, с глубоким подтекстом и ранящее прямо в сердце.
Постановку "Царь Эдип" уже окрестили новым шедевром на сцене театра Вахтангова. Бесспорно это так, но можно ли войти в одну реку дважды? "Евгений Онегин", в свое время взорвавший театральную Москву, до сих пор не сходит с афиш, билеты раскупаются за две-три недели до спектакля, а актеры выходят на поклоны ни один раз. Повторит ли "Царь Эдип" судьбу своего брата "Евгения Онегина"? Да-да, брата, родственника, близкого друга. Новое детище Римаса Туминаса так похоже на своего "старшего сына".
Наверное, кто не видел "Онегина" не заметит одинаковости ни в декорациях, ни в музыке, ни в героях и полюбит каждый эпизод спектакля. У меня же прослеживались явные сходства:
🔹 зеркальный задник - металлическая труба;
🔹 танцкласс - греческий хор;
🔹 странница с домрой - воин;
🔹 взаимозаменяемая музыка.
Можно еще поискать сходства, но тогда меня точно осудят за непонимание задумки автора. Римас Туминас виден невооруженным глазом, начиная с декораций, заканчивая видением героев. Виктор Добронравов на сцене творит что-то невообразимое, он излучает особую энергию, которой питает целый зал. Заключительные диалоги он произносит с драматизмом и глаза наполняются слезами. Я не устану благодарить Вас за самоотдачу, любовь к профессии, искренность и веру в своего персонажа. Артур Иванов произносит несколько предложений, но после его слов понимаешь, что спектакль уже не будет прежним.
Отдельное спасибо греческому хору. Для понимания греческого текста зрителям предоставляется бегущий строкой перевод, но голоса настолько красивые, что можно заслушаться, да и актеры передают происходящее с помощью мимики и жестов.
🎭 Это еще один спектакль, который поразил, удивил, наполнил эмоциями, заставил задуматься. Внутри царит волшебство, пусть не такое как после “Евгения Онегина”, но желание разжевать спектакль появилось, а, значит, будет ни один “Царь Эдип”.

1

Галерея